V. О договоре, залоге и найме
Содержание книги
- Право Кавказской Албании. Агуэнские каноны.
- Обязательственное право и формы собственности.
- Агуэнские каноны (канонические постановления Вачагана, Агванского царя, определенные собором, бывшим в Агвании)
- А рубеже I-II тысячелетий раннеклассовые отношения утвердились в равнинной и предгорной зонах Дагестана.
- Дагестан в V- VII веках. Особенности становления и развития
- Децентрализация государственной власти формирование общин
- Свидетели: люди равные между собой по статусу и местные эмиры, старики и юноши – Из числа справедливых лиц, А также мулла (имам) кибудинцев по имени исмаил.
- Феодальные владения и сельские общества Дагестана ХII-ХVвв.
- Сельская община раннесредневекового Дагестана
- Политическое устройство сельских обществ Дагестана
- Понятие и источники права Дагестана
- Обычное право Дагестана до и после утверждения ислама в Дагестане
- Государтсвенно-правовые отнощения
- Распространение и утверждение ислама в Дагестане.
- Мусульманское государственное право в Дагестане
- Акт касательно перехода вихлинского чанки в сословие узденей и правовых последствий этого (начало XVIII в.)
- Институт права собственности
- Имущественное и наследственное право
- Уществует две основные идеальные модели общественной организации – общность (gemeinschaft) и общество (gesellschaft). Наиболее полную характеристику этих моделей дал Ф. Тённис.
- Суверенное владение и обоснование права на владение территорией
- Формы землевладения в Дагестане
- Акт о прекращении тяжбы междужителями селений шангода и бухты, принятый под влиянием сурхай-хана казикумухского (1227/1812 г.)
- Кровная месть в обычном праве Дагестана.
- Аталычество как институт обычного права.
- О кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII-XIXв
- Маслаат или медиаторский суд
- А протяжении всей своей истории Дагестан подвергался влиянию различных внутренних и внешних факторов, начиная от конфликтов между правителями и заканчивая наществием агрессоров.
- Кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого) – как памятник права
- Кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого)
- Постановления Рустам-хана – уцмия Кайтага.
- Постановления Рустам-хана – уцмия Кайтага.
- Кто имеет ум, тот пусть поразмыслит об этом.
- V. О договоре, залоге и найме
- Овокупность изученных памятников права Дагестана позволяет заключить, для регулирования широкого круга вопросов, связанных с жизнью и бытом населения, существовали довольно устойчивые адатные нормы.
- Гражданско-правовые отношения.
- Процессуальное право; порядок судопроизводства.
- Право народов Дагестана в 1 -ой пол. XIX века.
- Имамат Шамиля. Органы власти и управления.
- Система права Имамата. НизамыШамиля
- Доказательства вероотступничества правителей и судей, судящих по адатам. (Икамат-уль-Бурхан ли-иртидад урафа’ Дагестан).
- Ген. -адъют. Розена ген. -адъют. Чернышеву О мерах, принимаемых шамилем для распространения шариата.
- Взаимоотношения Дагестана и России во второй половине хiх в
- Реформы сельского управления.
- Управления общее и частные в Дагестанской области.
- Дагестанское право во второй половине хiх века
- Проблема соотношения адата и официального законодательства.
- Дагестанское право в условиях военно-народного управления
- Февраля 1878 г. Его превосходительству господину псковскому губернатору
- Органы власти и управления в нач. Хх века.
- Зам. Председателя кн. Р. Капралов
1. Договоры заключаются только рукобитием.
2. Без него договор не считается заключенным.
3. Задатка при заключении брачного соглашения не платится.
4. Залог известен двоякого рода, с переходом и без перехода права пользования к кредитору.
5. Оба обозначаются одним и тем же термином «Цау».
6. Обозначением договора может служить и поручительство, но задаток неизвестен.
7. Ссуда, как общее правило, безвозмездна, хотя по шариату процент не дозволен, но по адату взимается в скрытой форме прибавка по взятому в ссуду же натурой, а не деньгами.
8. Дарение возможно по отношению к недвижимому имуществу даже при существовании законных наследников.
9. Договор товарищества при платеже пропорционален внесенным каждым затратам, хотя бы труд был равен.
10. Самоуправство в спорах барантования по отношению к неисправному должнику не допускается, но делается обращение к старейшинам соседних селений и производится экзекуция.
VI. О суде судопроизводстве и присяге
1. В старые годы были выборные судьи.
2. Каждый род (тухум) выбирал своего судью. Если приговор, постановленный неудовлетворяет одну из сторон, призывали судей из соседнего селения.
3. По-аварски «Талак» (арабское слово), называется ц!артами, по-капучински – мазар.
4. Заключение договоров доказывалось свидетелями и только в настоящее время письменными доказательствами.
5. При завещаниях и купле необходимо 2 свидетеля (по шариату). Если сумма незначительна, довольно одного, при присягающем истце.
VII. Ордалии
- В старые годы во времена пророков в Дагестане (Мусы, Дауда, Шуаиба) существовали три вида ордалии.
- У Мусы была палка. Виновный не мог дотронуться до палки и уличался ею.
- У Дауда была цепь над очагом (рахас по-аварски, по-арабски – сил-сиед). Когда виновный хватался заэту цепь, цепь удерживала его руку и тем уличала его.
- У Шуаиба был огонь, в который опускали руки, правдивый мог удержать ее в огне, у виновного же рука сгорала.
- У одного из пророков (имени не помнит) для испытания служил яд, который у виновного останавливается в горле и тот подвергается мучениям.
VIII. О преступлениях и наказаниях
1. За убийство, причиненное нечаянно животным, хозяин не отвечает.
2. За покушение нет платежа за кровь, за обнажение кинжала или за выстрел – штраф в пользу сельского общества 3 рубля, убийство в необходимой обороне ведет к уплате диета, так и всякое другое.
3. Тоже в случае убийства вора, застигнутого с поличным.
4. Родственники убитого могут убить его, но обыкновенно прощают. И в том и в другом случае следует прекращение мести, бычка режут и начинается угощение.
5. Усыновление убийцы не бывало.
ІX. Статьи общего характера
Откуда пришли капучи – не знают. Легенды такой не помнят.
Анцухцы считают себя частью грузин, частью тушинцев и частью осетин.
Дидойцев считают потомками русских пленных;
Богнодальское же общество считает себя потомками греков. Джурмутское общество признает себя заселенными тушинами и грузинами, весьма поздно принявших мусульманство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айтберов Т. М Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в 2-х томах. Махачкала 1998
2. Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. -М-. 1968:
3. Гидатлинские адаты Махачкала 1957
4. Омаров А. С. Из истории права народов Дагестана Махачкала 1957; Омаров А. С. Судебник гидатлинского союза «вольных обществ». // Учен. зап. Инстита Истории языка и литературы Даг. филиала АН СССР. Т. 17: 1958.
5. Омаров А.С. Понятие и основные черты адата Дагестана // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972.
6. Омаров А.С., Маршаев Р.Г. Об одном памятнике по истории Аварии XVII в. // Ученые записки Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР. Вып. 5. 1958.
7. Хашаев Х. -М. Гидатлинские адаты Махачкала 1957
8. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.
Глава 2. Эволюция права Дагестана в XVII–ХVIII вв.
Уголовно-правовые отношения
|