V. О договоре, залоге и найме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. О договоре, залоге и найме



1. Договоры заключаются только рукобитием.

2. Без него договор не считается заключенным.

3. Задатка при заключении брачного соглашения не платится.

4. Залог известен двоякого рода, с переходом и без перехода права пользования к кредитору.

5. Оба обозна­чаются одним и тем же термином «Цау».

6. Обозначением договора может служить и поручительство, но задаток неизвестен.

7. Ссуда, как общее правило, безвозмездна, хотя по шариату процент не дозволен, но по адату взимается в скрытой форме прибавка по взятому в ссу­ду же натурой, а не деньгами.

8. Дарение возможно по отношению к недвижимому имуществу даже при существовании законных наслед­ников.

9. Договор товарищества при платеже пропорционален внесенным каждым затратам, хотя бы труд был равен.

10. Самоуправство в спорах барантования по отношению к неисправному должнику не допускается, но делается обращение к старейшинам соседних селений и произво­дится экзекуция.

VI. О суде судопроизводстве и присяге

1. В старые годы были выборные судьи.

2. Каждый род (тухум) выбирал своего судью. Если приговор, постанов­ленный неудовлетворяет одну из сторон, призывали судей из соседнего селения.

3. По-аварски «Талак» (арабское слово), называется ц!артами, по-капучински – мазар.

4. Заключение договоров доказывалось свидетелями и только в настоящее время письменными доказатель­ствами.

5. При завещаниях и купле необходимо 2 свидетеля (по шариату). Если сумма незначительна, довольно одного, при присягающем истце.

VII. Ордалии

  1. В старые годы во времена про­роков в Дагестане (Мусы, Дауда, Шуаиба) существо­вали три вида ордалии.
  2. У Мусы была палка. Виновный не мог дотронуть­ся до палки и уличался ею.
  3. У Дауда была цепь над очагом (рахас по-аварски, по-арабски – сил-сиед). Когда виновный хватался заэту цепь, цепь удерживала его руку и тем уличала его.
  4. У Шуаиба был огонь, в который опускали руки, правдивый мог удержать ее в огне, у виновного же ру­ка сгорала.
  5. У одного из пророков (имени не помнит) для испы­тания служил яд, который у виновного останавливается в горле и тот подвергается мучениям.

VIII. О преступлениях и наказаниях

1. За убийство, причиненное нечаянно животным, хозяин не отвечает.

2. За покушение нет платежа за кровь, за обнажение кинжала или за выстрел – штраф в пользу сельского общества 3 рубля, убийство в необходимой обороне ведет к уплате диета, так и всякое другое.

3. Тоже в случае убийства вора, застигнутого с полич­ным.

4. Родственники убитого могут убить его, но обыкновенно прощают. И в том и в другом случае следует прекра­щение мести, бычка режут и начинается угощение.

5. Усыновление убийцы не бывало.

ІX. Статьи общего характера

Откуда пришли капучи – не знают. Легенды такой не помнят.

Анцухцы считают себя частью грузин, частью тушинцев и частью осетин.

Дидойцев считают потомка­ми русских пленных;

Богнодальское же общество счи­тает себя потомками греков. Джурмутское общество признает себя заселенными тушинами и грузинами, весьма поздно принявших мусульманство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айтберов Т. М Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в 2-х томах. Махачкала 1998

2. Абдулаев М. А. Из истории философской и общест­венно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. -М-. 1968:

3. Гидатлинские адаты Махачкала 1957

4. Омаров А. С. Из истории права народов Дагестана Махачкала 1957; Омаров А. С. Судебник гидатлинского союза «вольных обществ». // Учен. зап. Инстита Истории языка и литературы Даг. филиала АН СССР. Т. 17: 1958.

5. Омаров А.С. По­нятие и основные черты адата Дагестана // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972.

6. Омаров А.С., Маршаев Р.Г. Об одном памятнике по истории Аварии XVII в. // Ученые записки Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР. Вып. 5. 1958.

7. Хашаев Х. -М. Гидатлинские адаты Махачкала 1957

8. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.

 


Глава 2.
Эволюция права Дагестана
в XVII–ХVIII вв.

Уголовно-правовые отношения

С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)