Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформы сельского управления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вскоре после создания единой системы административного деления и управления в Дагестане была проведена реформа сельского управления. Основная цель реформы заключалась в организации единой системы сельского управления для всего Дагестана. Реформа была проведена на основании “Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области”, утвержденного главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868 года. Согласно этому “Положению” сельское общество состояло из крестьян селения, “имеющих в нем постоянную оседлость, за исключением беков и их прислуги”. В случае желания беки могли быть причислены к сельскому обществу с разрешения начальника отдела области. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), старшина, кадий и суд. Сельский сход состоял из всех совершеннолетних домохозяев. Сход избирал сельских судей и сельского кадия с последующим утверждением их военной администрацией. Старшины и их помощники назначались военной администрацией на определенный срок. Старшина должен был следить за порядком в аулах, задерживать бродяг, беглых, доносить начальству о преступлениях, беспорядках и распространителях между жителями вредных для общественного спокойствия слухов, взыскивать штрафы за преступления и проступки, следить за отбиванием крестьянами казенных и общественных повинностей, объявлять распоряжения властей, исполнять все требования начальства, выдавать жителям разрешения для выезда за пределы аула и т. д. Старшине было предоставлено право подвергать виновных аресту, общественным работам до двух дней и штрафовать до 1 рубля. Кадий участвовал в сходе и суде, вел письменные дела сельского общества, осуществлял надзор за примечетскими школами, вел книги о родившихся и умерших, о браках и т. д. Сельский суд состоял из трех и более членов, избираемых сходом на три года. Им были подсудны дела по гражданским спорам, возникавшим между аульчанами, при иске не свыше 100 руб., а также дела по мелким преступлениям. Суд не имел права разбирать дела между беками и между ними и крестьянами, если беки не изъявляли согласия на это. Суду было предоставлено право приговаривать виновных к штрафу согласно адату. Если же по адату за отдельные проступки не полагался штраф, то суд мог приговорить виновных к общественным работам сроком на 6 дней или аресту до 7 дней. Эти меры суд не мог применять к бекам и проживать в их домах прислуге, а также к лицам, имеющим офицерские чины, знаки отличия и состоящим на государственной службе. В отличие от России в Дагестане не были созданы такие ступени сельского управления, как волостной сход, волостной суд, волостной старшины, институт мировых посредников. Должностные лица сельского управления могли быть в любое время смещены военными властями. Начальникам округов было предоставлено право за маловажные проступки по должности подвергать сельских должностных лиц замечаниям, выговорам, денежным штрафам до 25 руб., аресту до двух недель, а важные преступления их могли судить административным судом. Вновь созданное крестьянское общественное самоуправление функционировало под жестким контролем военных властей. В контакте с ними особенно действовали старосты и их помощники. С введением “Положения” сельские управления Дагестана впервые получили единое устройство и стали регулироваться адатными, шариатскими нормами и нормами общероссийского законодательства. Крестьянская реформа в Дагестанебыла проведена под непосредственным влиянием отмены крепостного права в России и тех больших социально-экономических изменений, которые произошли в стране в пореформенный период. Подготовка крестьянской реформы в Кумыкском округе продолжалась с 1860 по 1867 гг. Реформу подготовила специальная комиссия из чинов военно-колониальной администрации. Следует заметить, что сама постановка вопроса об освобождении крестьян была ранее невиданной в Дагестане. Подготовленная работа завершилась утверждением Александром II “Правил о разделе земли между князьями и крестьянами”. На основе “Правил” сословно-поземельная комиссия установила внешние границы Кумыкского округа, решила возникшие споры между князьями, крестьянами, составила проект раздела владельческих земель и приступила к межеванию земли между князьями и крестьянами, которое продолжалось до 1870 года. После реформы за 166 феодалами осталось 184396 десятин земли, в среднем на каждого по 1110 десятин. 6884 крестьянских двора получили 201174 десятин земли. Размежевание земель между аулами фактически не было проведено, князьям достались лучшие земли. Подготовка крестьянской реформы в шамхальстве Тарковском, Мехтулинском ханстве и Присулакском наибстве началась в 1864 г. Временная комиссия, состоящей из армейских офицеров, приняла усилия для того, чтобы шамхал и хан написали письма начальнику Дагестанской области о своем “согласии освободить” крестьян от податей и повинностей. 1 августа 1867 года начальник области огласил эти письма на собрании представителей зависимых аулов в Темирхан-Шуре. В трех перечисленных владениях прекратились зависимые отношения 4967 дворов (25 тыс. человек). Крестьянская реформа коснулась категории крестьян – чагаров. Все чагары Дагестана в количестве 2 тыс. душ были освобождены в 1867-68 гг. без выкупа по распоряжению наместника Кавказа. Чагары получило право ухода с занимаемых феодальных земель и приписки к другим аулам на общих основаниях. Аграрно-крестьянские реформы в Дагестане имели ряд особенностей. Во-первых, реформа не базировалась на каком-то едином законодательном акте, действовали разные положения, инструкции и даже просто приказы. Во-вторых, они проводились поэтапно, с большей осторожностью. В-третьих, реформирование разнилось по отдельным округам, владениям и даже отдельным категориям крестьянства. В-четвертых, реформы затянулись во времени до начала первой мировой войны. В-пятых, они проводились русскими офицерами и чиновниками. Военная администрация негативно относилась к рабству. В Дербенте и ауле Эндери были ликвидированы невольничьи рынки. Однако рабство продолжало существовать. Более решительные шаги по его ликвидации предприняли в 60-х годах века. В 1861 году владельцам запретили продажу рабов, разлучая детей с родителями, жен с мужьями. В 1865 г. военная администрация запретила продажу рабов в другие области с иным языком, обычаями, а в пределах области разрешалось только при условии регистрации в окружных управлениях. Официальные власти поощряли безвыкупное освобождение рабов. Активизировались и сами рабы, которые боролись за свое освобождение, как сказано в документе, “протестуя против существующего порядка вещей учащенными случаями неповиновения владельцам”. В 1866 году в Тифлисе был создан особый комитет по освобождению зависимых сословий на Северном Кавказе. Окончательная ликвидация рабства в Дагестане произошла в 1868 г. на условиях, разработанных Тифлисским комитетом. Выкуп за раба составил в среднем 145 руб. за душу. Все рабы были снабжены свидетельствами об освобождении и приписании к аулам и в течение 8 лет освобождались от налогов. Хотя реформы были непоследовательными, но они создали определенные предпосылки для развития в Дагестане капиталистических отношений. Там, где они были проведены в жизнь, в правовое положение крестьян были внесены заметные изменения. Впервые половина феодальной земли официально была закреплена за аулами на общинном праве. Как и в формах собственности на землю, в системе эксплуатации крестьян феодалами произошли сильные перемены. Более 44 лет проработали различные царские комиссии в Дагестане. Наконец, в Государственную думу внесли два проекта о землеустройстве и освобождении зависимых крестьян. Первый проект затерялся в думе и не был утвержден. А закона «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области к бекам и кешкеловладельцам и об утверждении в их местностях установлений по крестьянским делам», одобренный 4-ой Государственной думой, был утвержден Николаем II 7 июня 1913 года. *** Судебная реформа. В 60-е гг. XIX в. российское правительство разрешило адатное уголовное и поземельное судопроизводство по всему Дагестану. На основе кодификации и некоторой модернизации обычного права в 1860-1868 гг. была проведена судебно-административная реформа. Она началась с утверждения 5 апреля 1860 г. Кавказским наместником кн. Барятинским «Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». Согласно §§1, 47-48 «Положения» 1860 г., у местных мусульман по всей области «судопроизводство отправляется по адату и шариату и по особым правилам постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности (т. е. тот же адат, но измененный сообразно нуждам правительства. –.)». Адату стали подсудны дела по убийствам и кровоотмщению, поранениям, ссорам и дракам, сватовству и увозу женщин, изнасилованию, разврату, воровству, грабежу, поджогам и порче имущества, а также поземельным и уголовно-хозяйственным спорам. Причем, по мысли российской администрации, реформа обычного права и процесса в Дагестане преследовала следующие основные цели. Во-первых, она должна была преодолеть судебно-административную раздробленность и создать единую централизованную организацию края. В ходе рефрмы были упразднены последние ханства, обладавшие собственной юрисдикцией, -Казикумухское (в 1858 г.), Аварское (в 1863 г.), Кюринское (в 1865 г.), владения Кайтага и Табасарана (в 1866 г.), шамхальство Тарковское и Мехтулинское ханство (в 1867 г.). Вместо них было создано 9 округов – Самурский и Даргинский (в 1854 г.); Андийский (в 1859 г.); Гунибский, Казикумухский и Кайтаго-табасаранс-кий (в 1860 г.); Аварский (в 1862 г.); Кюринский (в 1865 г.) и Темирханшуринский (в 1867 г.). Засулакская Кумыкия вошла в состав Хасавюртовского округа Терской области, а южный Лезгистан – Закатальского округа Бакинской губернии. Округа делились на наибства и участки. Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало российское государство. Низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения стали единые сельские словесные суды, заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступления против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собственности (обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превышала 50 руб. Им были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, нарушения единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб В отличие от дореформенной эпохи решения словесных сельских судов не были окончательными. Они могли быть обжалованы в месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках. Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения, убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные преступления против собственности (обман, утайка денег, воровство на сумму более 50 руб., случаи разбоя и грабежа). В юрисдикцию окружных судов также входили поземельные тяжбы за владение и пользование по адату пастбищами, лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьезные гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб. Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Дагестанский народный суд. Он был сформирован при генерал-губернаторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре. Уголовные и поземельные тяжбы между дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами решались в Дагестанском областном суде, а с 1875 г. – в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах Дербенте и Темир-Хан-Шуре. Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации, которая пользовалась бы доверием и авторитетом у местных жителей и была бы послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные участники движения Шамиля и восстания 1877 г. были лишены всех прав, казнены или высланы из Дагестана. В то же время реформа ограничила судебную самостоятельность сельской общины. Прежде важнейшие постановления сельского суда выносились на обсуждение сельского схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины селения, начиная с 15 лет. После 1868 г. сход стал играть чисто совещательную роль в обсуждении уголовно-хозяйственных судебных дел. На него допускались по 1 представителю от каждого домохозяйства («дыма»). Также была ограничена власть дибира. Вместо него председателем словесного суда стал сельский староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные части, то вопрос решался так, как говорил бегавул. Сход без него не имел права собираться, а если и собрался, принятое решение не имело юридической силы. После восстания 1877 г. начальник округа стал назначать бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом дибира и других членов суда (диванбеков). Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослабление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому российскому судопроизводству и уголовному законодательству. По форме суд остался простым. Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголовных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сельский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства. За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно. Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему различали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению. Новым видом дел стал иск по доносу полиции. Доказательствами считались: 1) собственное признание обвиняемого, 2) вещественные доказательства, 3) записи дореформенных адатов, 4) показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников и односельчан. Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т. н. кебинную присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой – закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети. Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского общества (канлы), штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества. Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были предприняты попытки ограничить распространение ответственности за уголовные преступления на ближайших родственников подсудимого, переложив ее на плечи одного подсудимого. Адатный уголовный процесс и право, в деталях, которых до реформы царил полный разнобой, были несколько унифицированы. Во всех округах Дагестанской области по делам о воровстве, поджогах и потравах назначалось от 1 до 12 человек соприсягателей, по делам о прелюбодеянии – 15, по делам, влекущим кровоотмщение, – 12-60, по делам об убийстве и поранениях -6-30. Больше единообразия стало в размерах штрафов, которые чаще стали исчисляться в деньгах, а не в мерах зерна и быках, как в дореформенное время. Дият также чаще стал определяться в российских деньгах – от 30 руб. в Казикумухском округе до 300 руб. в Самурском и Андийском округах. Новыми мерами наказания в пореформенном адате стали арест и принудительные общественные работы. Вместе с тем российская администрация попыталась запретить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих российскому законодательству. Вне закона было объявлен канлыят, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на месте преступления ворам и развратникам. Теперь оно было приравнено к обычному убийству. Высылка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) – самовольный захват имущества должника, отказывающегося уплатить долг. Вместо ишкиля и кровной мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве (маслиат) сельских имамов и российских офицеров, возглавлявших наибства и округа Дагестанской области. Происходившие в связи с присоединением Дагестана к России изменения в социально-экономической жизни и политическом устройстве вызывали необходимость реорганизации существовавшей в крае правовой системы. Царское правительство исходило из того, что запрет действия обычного права и форм обычного судопроизводства вызывает опасные политические осложнения. Серьезному сомнению подверглась и сама возможность достижения положительных практических результатов введения новых правовых принципов и понятий взамен привычных начал, глубоко укоренившихся у населения. Сферой действия адата было преимущественно уголовное и поземельное право, тогда как шариат господствовал в гражданском и семейном праве и только с конца XVIII в. стал применяться в ряде селений при решении уголовных дел. Если источником шариатного права были универсальные правовые нормы исламского мира, то адат апеллировал почти исключительно к правовым традициям небольших местных сельских обществ (джамаатов, «вольных обществ»), ханств и других феодальных владений. Каждый адат обладал юридической силой на территории одного или нескольких селений. Герб Дагестанской области Российской империи (описание) Дагестанская область. Утвержден 5 июля 1878 г. Описание герба: "В золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами, сопровождаемая, во главе щита, червленою оторванною львиною головою с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою". (ПСЗ, собрание 2, т. LIII, приложение, л. 60.) ПОЛОЖЕНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.51 (0.012 с.) |