Реформы сельского управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы сельского управления.



Вскоре после создания единой системы административного деления и управления в Дагестане была проведена реформа сельского управления.

Основная цель реформы заключалась в организации единой системы сельского управления для всего Дагестана. Реформа была проведена на основании “Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области”, утвержденного главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868 года.

Согласно этому “Положению” сельское общество состояло из крестьян селения, “имеющих в нем постоянную оседлость, за исключением беков и их прислуги”. В случае желания беки могли быть причислены к сельскому обществу с разрешения начальника отдела области. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), старшина, кадий и суд.

Сельский сход состоял из всех совершеннолетних домохозяев. Сход избирал сельских судей и сельского кадия с последующим утверждением их военной администрацией. Старшины и их помощники назначались военной администрацией    на определенный срок. Старшина должен был следить за порядком в аулах, задерживать бродяг, беглых, доносить начальству о преступлениях, беспорядках и распространителях между жителями вредных для общественного спокойствия слухов, взыскивать штрафы за преступления и проступки, следить за отбиванием крестьянами казенных и общественных повинностей, объявлять распоряжения властей, исполнять все требования начальства, выдавать жителям разрешения для выезда за пределы аула и т. д. Старшине было предоставлено право подвергать виновных аресту, общественным работам до двух дней и штрафовать до 1 рубля.

Кадий участвовал в сходе и суде, вел письменные дела сельского общества, осуществлял надзор за примечетскими школами, вел книги о родившихся и умерших, о браках и т. д.

Сельский суд состоял из трех и более членов, избираемых сходом на три года. Им были подсудны дела по гражданским спорам, возникавшим между аульчанами, при иске не свыше 100 руб., а также дела по мелким преступлениям. Суд не имел права разбирать дела между беками и между ними и крестьянами, если беки не изъявляли согласия на это. Суду было предоставлено право приговаривать виновных к штрафу согласно адату. Если же по адату за отдельные проступки не полагался штраф, то суд мог приговорить виновных к общественным работам сроком на 6 дней или аресту до 7 дней. Эти меры суд не мог применять к бекам и проживать в их домах прислуге, а также к лицам, имеющим офицерские чины, знаки отличия и состоящим на государственной службе.

В отличие от России в Дагестане не были созданы такие ступени сельского управления, как волостной сход, волостной суд, волостной старшины, институт мировых посредников. Должностные лица сельского управления могли быть в любое время смещены военными властями. Начальникам округов было предоставлено право за маловажные проступки по должности подвергать сельских должностных лиц замечаниям, выговорам, денежным штрафам до 25 руб., аресту до двух недель, а важные преступления их могли судить административным судом.

Вновь созданное крестьянское общественное самоуправление функционировало под жестким контролем военных властей. В контакте с ними особенно действовали старосты и их помощники. С введением “Положения” сельские управления Дагестана впервые получили единое устройство и стали регулироваться адатными, шариатскими нормами и нормами общероссийского законодательства.

Крестьянская реформа в Дагестанебыла проведена под непосредственным влиянием отмены крепостного права в России и тех больших социально-экономических изменений, которые произошли в стране в пореформенный период.

Подготовка крестьянской реформы в Кумыкском округе продолжалась с 1860 по 1867 гг. Реформу подготовила специальная комиссия из чинов военно-колониальной администрации. Следует заметить, что сама постановка вопроса об освобождении крестьян была ранее невиданной в Дагестане. Подготовленная работа завершилась утверждением Александром II “Правил о разделе земли между князьями и крестьянами”. На основе “Правил” сословно-поземельная комиссия установила внешние границы Кумыкского округа, решила возникшие споры между князьями, крестьянами, составила проект раздела владельческих земель и приступила к межеванию земли между князьями и крестьянами, которое продолжалось до 1870 года. После реформы за 166 феодалами осталось 184396 десятин земли, в среднем на каждого по 1110 десятин. 6884 крестьянских двора получили 201174 десятин земли. Размежевание земель между аулами фактически не было проведено, князьям достались лучшие земли.

Подготовка крестьянской реформы в шамхальстве Тарковском, Мехтулинском ханстве и Присулакском наибстве началась в 1864 г. Временная комиссия, состоящей из армейских офицеров, приняла усилия для того, чтобы шамхал и хан написали письма начальнику Дагестанской области о своем “согласии освободить” крестьян от податей и повинностей. 1 августа 1867 года начальник области огласил эти письма на собрании представителей зависимых аулов в Темирхан-Шуре. В трех перечисленных владениях прекратились зависимые отношения 4967 дворов (25 тыс. человек).

Крестьянская реформа коснулась категории крестьян – чагаров. Все чагары Дагестана в количестве 2 тыс. душ были освобождены в 1867-68 гг. без выкупа по распоряжению наместника Кавказа. Чагары получило право ухода с занимаемых феодальных земель и приписки к другим аулам на общих основаниях.

Аграрно-крестьянские реформы в Дагестане имели ряд особенностей. Во-первых, реформа не базировалась на каком-то едином законодательном акте, действовали разные положения, инструкции и даже просто приказы. Во-вторых, они проводились поэтапно, с большей осторожностью. В-третьих, реформирование разнилось по отдельным округам, владениям и даже отдельным категориям крестьянства. В-четвертых, реформы затянулись во времени до начала первой мировой войны. В-пятых, они проводились русскими офицерами и чиновниками.

Военная администрация негативно относилась к рабству. В Дербенте и ауле Эндери были ликвидированы невольничьи рынки. Однако рабство продолжало существовать. Более решительные шаги по его ликвидации предприняли в 60-х годах века. В 1861 году владельцам запретили продажу рабов, разлучая детей с родителями, жен с мужьями. В 1865 г. военная администрация запретила продажу рабов в другие области с иным языком, обычаями, а в пределах области разрешалось только при условии регистрации в окружных управлениях. Официальные власти поощряли безвыкупное освобождение рабов. Активизировались и сами рабы, которые боролись за свое освобождение, как сказано в документе, “протестуя против существующего порядка вещей учащенными случаями неповиновения владельцам”.

В 1866 году в Тифлисе был создан особый комитет по освобождению зависимых сословий на Северном Кавказе. Окончательная ликвидация рабства в Дагестане произошла в 1868 г. на условиях, разработанных Тифлисским комитетом. Выкуп за раба составил в среднем 145 руб. за душу. Все рабы были снабжены свидетельствами об освобождении и приписании к аулам и в течение 8 лет освобождались от налогов.

Хотя реформы были непоследовательными, но они создали определенные предпосылки для развития в Дагестане капиталистических отношений. Там, где они были проведены в жизнь, в правовое положение крестьян были внесены заметные изменения. Впервые половина феодальной земли официально была закреплена за аулами на общинном праве. Как и в формах собственности на землю, в системе эксплуатации крестьян феодалами произошли сильные перемены.

Более 44 лет проработали различные царские комиссии в Дагестане. Наконец, в Государственную думу внесли два проекта о землеустройстве и освобождении зависимых крестьян. Первый проект затерялся в думе и не был утвержден. А закона «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области к бекам и кешкеловладельцам и об утверждении в их местностях установлений по крестьянским делам», одобренный 4-ой Государственной думой, был утвержден Николаем II 7 июня 1913 года.

***

Судебная реформа.

В 60-е гг. XIX в. российское правительство разрешило адатное уголовное и поземельное судопроизводство по всему Дагестану. На основе кодификации и некоторой модернизации обычного права в 1860-1868 гг. была проведена судебно-административная реформа. Она началась с утверждения 5 апреля 1860 г. Кавказским наместни­ком кн. Барятинским «Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом».

Согласно §§1, 47-48 «Положения» 1860 г., у местных мусульман по всей области «судопроизводство отправляется по адату и шариату и по особым правилам постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности (т. е. тот же адат, но измененный сообразно нуждам правительства. –.)». Адату стали подсудны дела по убийствам и кровоотмщению, поранениям, ссорам и дракам, сватовству и увозу женщин, изнасилова­нию, разврату, воровству, грабежу, поджогам и порче имущества, а также поземельным и уголовно-хозяйственным спорам. Причем, по мысли российской администрации, реформа обычного права и процесса в Дагестане преследовала следующие основные цели.

Во-первых, она должна была преодолеть судебно-административную раздробленность и создать единую централизованную организацию края. В ходе рефрмы были упразднены последние ханства, обладавшие собственной юрисдикцией, -Казикумухское (в 1858 г.), Аварское (в 1863 г.), Кюринское (в 1865 г.), владения Кайтага и Табасарана (в 1866 г.), шамхальство Тарковское и Мехтулинское ханство (в 1867 г.). Вместо них было создано 9 округов – Самурский и Даргинский (в 1854 г.); Андий­ский (в 1859 г.); Гунибский, Казикумухский и Кайтаго-табасаранс-кий (в 1860 г.); Аварский (в 1862 г.); Кюринский (в 1865 г.) и Темирханшуринский (в 1867 г.). Засулакская Кумыкия вошла в состав Хасавюртовского округа Терской области, а южный Лезгистан – Закатальского округа Бакинской губернии.

Округа делились на наибства и участки. Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало российское государство.

Низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения стали единые сельские словес­ные суды, заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступле­ния против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собствен­ности (обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превы­шала 50 руб. Им были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, наруше­ния единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб

В отличие от дореформенной эпохи решения словесных сельских судов не были окончательными.

Они могли быть обжалованы в месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках. Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения, убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные преступления против собственности (обман, утайка денег, воров­ство на сумму более 50 руб., случаи разбоя и грабежа).

В юрисдик­цию окружных судов также входили поземельные тяжбы за владе­ние и пользование по адату пастбищами, лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьез­ные гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превыша­ла 100 руб.

Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Даге­станский народный суд. Он был сформирован при генерал-губер­наторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре.

Уголовные и поземельные тяжбы меж­ду дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами реша­лись в Дагестанском областном суде, а с 1875 г. – в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах Дербенте и Темир-Хан-Шуре.

Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации, которая пользовалась бы дове­рием и авторитетом у местных жителей и была бы послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные участники движения Шамиля и восстания 1877 г. были лишены всех прав, казнены или высланы из Дагестана.

В то же время реформа ограничила судебную самостоятель­ность сельской общины. Прежде важнейшие постановления сельско­го суда выносились на обсуждение сельского схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины селения, начиная с 15 лет.

После 1868 г. сход стал играть чисто совещатель­ную роль в обсуждении уголовно-хозяйственных судебных дел. На него допускались по 1 представителю от каждого домохозяйства («дыма»). Также была ограничена власть дибира.

Вместо него пред­седателем словесного суда стал сельский староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные части, то вопрос решался так, как говорил бегавул. Сход без него не имел права собираться, а если и собрался, принятое решение не имело юридиче­ской силы.

После восстания 1877 г. начальник округа стал назначать бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом диби­ра и других членов суда (диванбеков).

Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослаб­ление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому россий­скому судопроизводству и уголовному законодательству. По форме суд остался простым.

Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголов­ных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сель­ский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства.

За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно. Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему раз­личали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.

Новым видом дел стал иск по доносу полиции. Доказательствами считались: 1) соб­ственное признание обвиняемого, 2) вещественные доказательства, 3) записи дореформенных адатов, 4) показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих род­ственников и односельчан.

Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т. н. кебинную присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой – закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети.

Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского об­щества (канлы), штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.

Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были предприняты попытки ограничить распространение ответственно­сти за уголовные преступления на ближайших родственников под­судимого, переложив ее на плечи одного подсудимого.

Адатный уголовный процесс и право, в деталях, которых до реформы царил полный разнобой, были несколько унифицированы.

Во всех округах Дагестанской области по делам о воров­стве, поджогах и потравах назначалось от 1 до 12 человек соприсягателей, по делам о прелюбодеянии – 15, по делам, влекущим кровоотмщение, – 12-60, по делам об убийстве и поранениях -6-30. Больше единообразия стало в размерах штрафов, которые чаще стали исчисляться в деньгах, а не в мерах зерна и быках, как в дореформенное время.

Дият также чаще стал определяться в российских деньгах – от 30 руб. в Казикумухском округе до 300 руб. в Самурском и Андий­ском округах. Новыми мерами наказания в пореформенном адате стали арест и принудительные общественные работы.

Вместе с тем российская администрация попыталась запре­тить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих российскому законодательству.

Вне закона было объявлен канлыят, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на месте преступления ворам и разврат­никам. Теперь оно было приравнено к обычному убийству.

Высыл­ка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) – самовольный захват имущества должника, отказывающегося уплатить долг.

Вместо ишкиля и кров­ной мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве (маслиат) сельских имамов и россий­ских офицеров, возглавлявших наибства и округа Дагестанской области.

Происходившие в связи с присоединением Дагестана к России изменения в социально-экономической жизни и политическом устройстве вызывали необходимость реорганизации существовавшей в крае правовой системы.

Царское правительство исходило из того, что запрет действия обычного права и форм обычного судопроизводства вызывает опасные политические осложнения. Серьезному сомнению подверглась и сама возможность достижения положительных практических результатов введения новых правовых принципов и понятий взамен привычных начал, глубоко укоренившихся у населения.

Сферой действия адата было преимущественно уголовное и поземельное право, тогда как шариат господствовал в гражданс­ком и семейном праве и только с конца XVIII в. стал применяться в ряде селений при решении уголовных дел.

Если источником шариатного права были универсальные правовые нормы исламс­кого мира, то адат апеллировал почти исключительно к правовым традициям небольших местных сельских обществ (джамаатов, «вольных обществ»), ханств и других феодальных владений. Каж­дый адат обладал юридической силой на территории одного или нескольких селений.

Герб

Дагестанской области

Российской империи (описание)

Дагестанская область.

Утвержден 5 июля 1878 г.

Описание герба:

"В золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами, сопровождаемая, во главе щита, червленою оторванною львиною головою с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".

(ПСЗ, собрание 2, т. LIII, приложение, л. 60.)

ПОЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.028 с.)