Имамат Шамиля. Органы власти и управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имамат Шамиля. Органы власти и управления.



В 20–50-х гг. XIX в. Имам Шамиль, опираясь на своих сподвижников и единомышленников, создал «уникальное» государство – Имамат, главной целью которого было сконцентрировать усилия и ресурсы для нужд войны.

ИМАМАТ (араб. "имама"- руководство) – институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин имамат употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. Имамат может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с теорией власти в исламе.Имам, в отношении к общине, это – человек, примеру которого следуют. Люди подчиняются его повелениям. Имамат, в широком понимании слова, включает одновременно и духовное руководство и политическое главенство.

Вся подвластная имаму территория была разбита на округа – наибства, во главе каждого из них был поставлен наиб из числа наиболее преданных Шамилю и обладающих организаторским талантом лиц. Каждый из наибов сосредоточивал в своих руках полноту власти военного и гражданского администратора с самими широкими полномочиями за исключением права смертной казни. «Строго и добросовестно наблюдать за исполнением шариата» определялось как одна из главнейших обязанностей наиба.

Наибы были подчинены и подотчетны имаму и в своих действиях руководствовались его низамами, представляющими собой наказы, распоряжения, постановления и запреты, относящиеся к безопасности государства, его жизнестойкости и к благосостоянию населения.

Во главе движения стал Шамиль. который превзошел всех своих предшественников. М. В. Фрунзе сопоставил с движением Шамиля национально-освободительную борьбу Абд-Эль-Кадера против французских завоевателей в Северной Африке (1832-1847 гг.). “ Абд-Эль-Кадер, – писал М. В. Фрунзе, – одна из крупнейших мусульманских фигур прошлого столетия. По своим военным дарованиям, неукротимой энергии, железной воле и влиянию на массы он смело может стать рядом со своим современником и борцом за те же цели – кавказским Шамилем. Абд-Эль-Кадеру удалось объединить под своей властью все разоренные кабильские племена Алжирии и в течение почти 20 лет с успехом сопротивляться сильнейшему противнику”

Шамиль, также как и его предшественники, опирался на духовенство, представители которого занимали руководящее положение в подчинившихся Шамилю обществах.

Идеологическим оружием Шамиля были ислам и шариата, а лозунгами – газават. В своей проповеди Шамиль основное внимание уделял религии.

В одной прокламации Шамиля говорится: “Мусульмане! Жизнь земная есть временное пребывание человека, она только указатель стези, ведущей путника к высокому богу, ибо кто вошел в сей свет и кто вышел из него, известно только единому богу, и потому человек обязан слепо верить тайнам, ниспосланным ему свыше, и не может обследовать их бедным умом своим. Не думаете ли вы, что убитые на войне за веру есть мертвые? Нет! ”.

Эта прокламация является ярким свидетельством идеологии мюридизма.

Шамилю приходилось вести войну на два фронта – против царизма и против жителей селений, которые не соглашались участвовать в этом движении. Многие исследователи, чтобы показать реакционность движения горцев под флагом мюридизма, утверждают, что Шамиль и другие имамы опирались на феодальные элементы Дагестана. При этом не делают различия между светскими и духовными феодалами. Документы свидетельствуют, однако, что Шамиль, как и предыдущие имамы, выступал в качестве ярого противника светских феодаловДля горцев суть борьбы заключалась в том, чтобы отстоять свою свободу и избавиться от угнетателей, а религиозная форма для них служила только оболочкой этой борьбы. В движении мюридизма в Дагестане следует различать два основных течения. Первое – представителя рядового узденства. Численность их составляла от 20 до 60 тыс. человек, как это определил сам Шамиль в беседе с Казим-беком. Речь здесь идет о боеспособных мужчинах. Второе течение составляла масса духовенства, в частности тарикатских мюридов. Это течение было руководящим. К нему присоединились и отдельные представители господствовавшего класса феодалов, обиженные царизмом и изгнанные из своих владений (вроде Даниял-бека). Течение это объединяло не более двух-трех тысяч человек. Оба эти течения различались не только по составу, но и по своим конечным целям. Обстановка в 20-х годах XIX в. сложилась так, что духовенство не могло добиться политического господства, не учитывая интересы узденства, стремившегося избавиться от своих угнетателей – светских феодалов, а также защитить свой очаг, семейную честь, веру и свободу от иноземных завоевателей. Духовенство боролось за свое политическое и экономическое господство и не думало избавить узденство от гнета мечетей и духовных феодалов. Только участие узденской массы, боровшейся против феодалов и царизма за свободу и независимость, придавало прогрессивный, освободительный характер движению мюридизма, религиозная идеология этого движения была рекреационна. Зависимость крестьян от феодалов в Аварии, Салаватии и даже в Губдене была формально ликвидирована в 40-х годах XIX в. Однако наибы Шамиля и состоятельные уздени – сторонники мюридизма – не лишались работ, так как им раздавали пленных. Их было так много, что в 1843 г. можно было купить раба за 50 коп. Социальные противоречия между духовенством и рядовым узденством вылились наружу и достигли высшей точки в последний, третий период мюридизма, т. к. в период падения имамата Шамиля. Это противоречия в конечном итоге и были внутренней причиной крушения имамата, а внешние силы – удары царских войск – ускорили этот процесс.

До образования в 1841 г. в сел. органов управления имамата территории, охваченные движением мюридизма, очень часто отлагались или переходили из рук в руки. В области управления этой территорией Шамиль ограничивался назначением наибов для руководства отрядами ополчения, кадиев и дибиров – для управления селениями. После упрочения мюридизма Шамиль создал стройную систему административного управления и регулярные войска.

Высший совет состоял из людей высшего духовного звания и являлся совещательным органом при Шамиле. Диван--хана рассматривала все вопросы как военные и гражданские, так и судебные.

В обсуждении этих вопросов принимали участие члены совета, однако решение принимал Шамиль единолично. при разборе судебных дел в диван-хане также председательствовал сам Шамиль. При нем находился секретарь. Охрану суда несли вооруженные муртазикаты, нечто вроде гвардейцев Шамиля. По очереди приводили обвиняемых. Приговор состоял только из резолютивной части. В случае присуждения к смертной казни приговор сейчас же приводился в исполнение палачом: осужденному отсекали голову.

Смертная казнь при Шамиле была двух видов: “почетная”, когда виновный становился на колени, молился, потом сам раскрывал рубашку и после молитвы наклонял голову, которую ударом секиры палач отсекал, и “постыдная”, когда голова снималась на плахе. Широко практиковались увечащие наказания, главным образом отсечение рук, телесные наказания, заключение в сырую яму. Эти наказания прежде были не известны горцам.

Всю территорию имамата Шамиль разбил на наибства. За период господства мюридизма в Дагестане, главным образом в горном Дагестане, в Аварии и Чечне, было создано около 50 наибств. По свидетельству Имам-Магомеда из сел. Гигатль, Шамиль в разное время назначил около 152 наибов. Столь большое число объясняется тем, что одни были впоследствии разжалованы, а другие убиты на войне. Во главе наибства стоял наиб, преимущественно из духовенства, назначенный на эту должность имамом. Наиб был обязан собирать налоги, набирать ополчение, наказывать ослушников шариата. При каждом наибе находился муфтий, отряд вооруженных мюридов (до 50 чел.) и палачи. “ Наибы, – писал Клюки фон Клугенау в 1843 г., – имеют право казнить людей виновных и вообще полные хозяева во вверенных им участках, но должны отдавать отчет о своих действиях Шамилю”.

О формах награждения и наказания, практиковавшихся Шамилем, сообщал 4 февраля 1842 г. генерал Граббе военному министру Чернышеву следующее: “Шамиль в Чечне установил награды. Кто из чеченцев окажется храбрым, тот получает эполеты, выкованные из серебра и серебрянные медали. Для наказания трусов он приказал отбирать от них оружие и сзади на спине нашивать кусок войлока”.

Территории Дагестана, населенные кумыками, даргинцами, лезгинами, лакцами и табасаранами, не входили в состав имамата. Кроме наибств, Шамиль на короткое время создал и четыре губернии во главе с мудирами. Каждому мудиру подчинялось несколько наибов. Но вскоре эти мудирства были ликвидированы.

Шамиль организовал также личную гвардию в составе 1000 человек муртазикатов. Муртазикаты набирались из мюридов-тарикатистов и из особо религиозных горцев, которые были готовы к самопожертвованию ради религии, в чем давали присягу при своем зачислении в гвардию.

Шамиль создал регулярные войска главным образом из конницы, которая насчитывала более 5 тыс. шашек. 10 семейств выделяли одного всадника, который содержался за их счет. Пехота состояла из ополченцев, находившихся под командой наибов-пятисотников, сотников, пятидесятников и десятников. Во главе всех войск стоял имам. Положение о наибах, изданное в 1847 г., по существу, является воинским уставом. Было введено телесное наказание для рядовых. Шамиль наладил производство пороха, холодного и огнестрельного оружия, а также отливку пушек.

Проф. Рамазанов А.Х вектороно обозначив эту проблему, пишет, что Шамиль проявил незаурядные способности воина и полководца. Став во главе движения горцев, боровшихся против царизма и местных феодалов, он с большим умением проводил крупные военные операции против регулярной царской армии. Не ставя своей целью подробное изложение всех этапов вооруженной борьбы Шамиля, укажем лишь важнейшее. В 1837 г. из Темир-Хан-Шуры была отправлена в горы военная экспедиция в составе 5 тыс. солдат под командованием генерал-майора Фези. Царское правительство рассчитывало разом покончить с Шамилем и его войском. Однако этой цели экспедиция не достигла. При взятии и разрушении Гоцатля, Ашильты и Ахульго русские войска понесли значительные потери, а осада сел. Телетль, где находился Шамиль, не увенчалась успехом. Хотя движение горцев после аварской экспедиции на время затихло, однако оно накапливало новые силы. В 1838 г. вспыхнуло восстание рутульских и ахтынских крестьян, которое не только сковало значительные воинские силы, но и угрожало г. Нухе. В 1839 г. большие группировки войск под командованием генерала Граббе развернули действия против горцев в районе Буртунай, Аргуни и Ахульго. Большинство защитников Ахульго было убито, Шамиль с несколькими своими товарищами спаслись и ушли в Чечню. За время осады Ахульго царские войска потеряли около 3 тыс. солдат и более 150 офицеров. Шамиль встретил полную поддержку чеченцев. В 1840 г. он начал активные военные действия в Чечне. На сторону Шамиля перешли общества Салатавия, Анди, Гумбета, Чеберлой, Ботлих и Карата. К концу 1840 г. население между Сунжей и Аварским Койсу покорилось “железной воле” Шамиля. 20 декабря 1840 г. на сторону Шамиля перешел Хаджи-Мурад. Начиная с 1847 г., военные успехи Шамиля пошли на убыль, начались поражения. Шамиль старался компенсировать свои поражения в Аварии глубокими и неожиданными рейдами в тыл противника. В 1847 и 1848 гг. крепости Шамиля Салта и Гергебиль, героически отстаивавшиеся горцами, пали под натиском превосходящих сил царских войск, но зато жители обществ Дидо, Анцух, Капуча и Джурмут, ранее остававшиеся относительно спокойными, стали беспокоить левый фланг лезгинской кордонной линии, отвлекая на себя значительные военные силы. В 1848 г. Шамиль совершил рейд в Ахты, осадил Ахтынскую крепость, но по прибытии свежих сил царских войск вынужден был отступить. В годы борьбы Шамиля против царской России в районах военных действий сильно сократилось мужское население. так, мужчины в Аварском округе составляли только 43, 5%, в то время как по Дагестану в целом – 50, 5%. Военные неудачи предрешили падение имамата Шамиля. Коренную ломку Шамиль произвел в сельском управлении. Горцы управлялись до мюридизма выборными старейшинами на основании своих адатов, а духовными делами ведали кадии или дибиры. Шамиль ликвидировал институт выборных старейшин вместе с адатами и установил единоличное управление сотника, кадия и дибира, смотря по величине селения.

В своих действиях они руководствовались шариатом, низамами Шамиля и подчинялись наибу. Ведя борьбу с остатками патриархальной демократии, имамы и наибы старались перестроить весь быт горцев на религиозный лад, рассчитывая таким путем укрепить военно-теократический режим. По вопросам управления Шамиль издал 13 низамов. Многие из них вызвали у населения недовольство. так, тринадцатый низам обязывал родителей выдавать замуж своих дочерей по указанию наибов, в случае отказа им угрожала тюрьма. Запрещалось не только употребление вина, но и продажа винограда тем, кто умел производить вино. За употребление вина полагалось 40 ударов палкой, а неисправимых приговаривали к смертной казни. курение табака или нюханье его каралось продергиванием сквозь ноздри бечевки.

Запрещались музыка, песни и танцы, виновные подвергались телесному наказанию, либо их сажали на осла и, обмазав лицо сажей, возили по селению. Малейшее неповиновение расценивалось Шамилем как тягчайшее преступление – измена.

Репрессии были чрезмерно жестоки. Так, например, Хаджи-Мурат сжег аулы Хунзахского плато и, как сообщал начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса генерал-майора Коцебу военному министру, 29 марта 1839 г. наиб Шамиля Сурхай “напал на сел. Унцукуль, но был мужественно встречен тамошними жителями, ранен в бывшей с ним перестрелке и отступил без всякого успеха”.

Мухаммед-Тахир ал-Карахи посвятил падению имамата специальную главу своей хроники, которая называется “О начале бедствий и испытаний”.

В этой главе он пишет, что увеличилось угнетение народа со стороны управителей и наибов, они переставали повиноваться имаму, в войнах терпели поражения. “ У имама не было ничего, кроме ослабления узды правления и подтверждения речей У семье имама – кроме расширения за пределы дозволенного имамом и припрятывания (богатства), у простого народа – кроме недовольства правителями и неодобрения этого припрятывания ”.

Управлением Шамиля казалось тяжелым для народа, не привыкшим к повиновению, а выгод никаких от этого управления они не находили. Напротив, они видели, что жизнь мирных селений, находящихся под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее.

Следовательно, им предоставлялся уже выбор не между свободой и покорностью, а только между покорностью Шамилю, без обеспечения своего спокойствия и жизни, и между покорностью русским, с надеждою на мир и удобства быта. само собой разумеется, что рано или поздно выбор их должен был склониться на последнее”. кровной мести, в которую часто оказывались втянутыми целые тукхумы и даже джамааты.

Введя понятия личной, а не коллективной ответственности, а также финансовой компенсации (деньги за пролитую кровь) в том виде, как они были установлены шариатом, Шамиль в значительной степени сократил ту почву, которая порождала межплеменную вражду и раздоры.

Шамиль "исламизировал" судебную процедуру (число необходимых свидетелей, присяга по мусульманской формуле и т. д.) и законы, регулирующие отношения наследования, брак и уголовные преступления. Далее, Шамиль начал активную кампанию против употребления алкоголя и курения; музыка и танцы были разрешены только в связи с зикром.

Такая интерпретация шариата воспринималась как фанатическое следование букве закона.

Шамиль же, который вовсе не был фанатиком, позднее объяснял, что он руководствовался исключительно рациональными соображениями и стремился сосредоточить все эмоциональные и физические силы своих сторонников на войне

Эти институциональные и правовые нововведения вписывались в общий контекст тех изменений в образовательной системе и идеологии.

Возможно, самыми смелыми нововведениями Шамиля стали его административные реформы. Он разделил подвластную ему страну на наибства, (военные и административные округа), во главе которых стояли наибы, имевшие почти ничем не ограниченные властные полномочия в своих провинциях. В выборе наибов Шамиль отдавал предпочтение своим единомышленникам, которые, как он считал, могли беспристрастно смотреть на дело и честно выполнять свои обязанности

Постоянным источником недовольства была земельная политика имама. Дагестанские мухаджиры, которые сосредоточили в своих руках ключевые должности в имамате Шамиля, получали от Шамиля (или какими-то другими доступными им способами, зачастую злоупотребляя своей властью) землю, бывшую общинной собственностью. Это нарушало законы обычного права, направленные на то, чтобы земля не переходила в руки иноплеменников, и делало общинную землю (например, только что очищенные от леса и освоенные поля и т. д.) частной собственностью.

По установленным Шамилем правилам налогообложения, закат составлял 12 процентов с зерновых, 1 процент со скота и 2 процента с денежных доходов (их должны были выплачивать только те, чей доход превышал 40 рублей наличными. Организованное Шамилем государство переросло структуру суфийского ордена. Традиционный суфийский институт халифов превратился в службу наибов, которые выполняли обязанности и духовных эмиссаров имама, и администраторов, и военных командиров. Аналогичным образом муртазики набирались из числа самых преданных и надежных мюридов, целью жизни которых было служение тарикату и ведение газавата. Чтобы подтвердить взятые на себя обязательства, муртазики вместе со всеми остальными мюридами и наибами проходили "таубу" (буквально – покаяние, у мюридов Накшбандийи – обряд посвящения в тарикат).

Эти воины-мюриды составляли основной костяк военной и гражданской администрации Шамиля. Кроме них, существовали еще мюриды тариката, которые пошли по традиционному для суфиев мистическому пути самоусовершенствования и поиска Бога. Но и они не остались за пределами государственной структуры, и Шамиль без колебаний обращался к их услугам, чтобы пропагандировать шариат и расширять организацию Накшбандийи, прокладывавшую дорогу государственному строительству. Подытоживая наши наблюдения, можно с уверенностью сказать, что границы имамата Шамиля почти точно соответствовали границам областей, в которых накшбандийцы прочно закрепились. И хотя Шамиль иногда вступал в союз с народами, оставшимися за пределами влияния накшбандийского братства, это были лишь продиктованные тактическими соображениями временные союзы, которые не привели к включению этих народов в состав государства. Высказывались предположения, что именно неразрешимое противоречие между централизованным государством Шамиля и сепаратизмом разрушило власть Шамиля и в конце концов привело к победе русских в 1859 г.

Но все же, хотя, без сомнения, этот конфликт сыграл свою роль в том, что Шамиль потерпел поражение, основной причиной распада его государства было подавляющее военное превосходство его основного противника – имперской России. В конечном счете, можно утверждать, что именно объединительная политика, проводимая Шамилем, позволила горцам противостоять превосходящим их силам.

Эта политика не только давала им мощные духовные стимулы, но и обеспечивала тесно связанные между собой политическую и военную структуры, которые как нельзя лучше служили мобилизации их внутренних ресурсов.

Несмотря на падение имамата, Шамиль и братство Накшбандийа оставили в Чечне наследие, значение которого трудно переоценить.

Среди прочего, имамат Шамиля пробудил чувство солидарности и общности, которое позволило чеченцам преодолеть узкие границы племенной принадлежности, а также утвердить ислам – и суфизм, в частности – в качестве основного источника легитимности власти.

Более того, несмотря на двойственное отношение чеченцев к самому Шамилю, его идеология и политика прочно вошли в чеченское общество. Крах государства Шамиля, вызванный российским завоеванием в 1859 г., заставлял многих позднейших единомышленников имама пытаться довести начатое им дело до логического завершения.

Сама идея имамата служила последующим поколениям образцом независимого государства. И сегодня многие смотрят на время правления Шамиля как на эпоху, когда был заложен краеугольный камень дагестанского национального государства.

Государственный совет (Диван-хана).

Для решения важнейших дел, относящихся к управлению государством, Шамиль учредил в 1841 г. Диван-хану.

Членами этого госсовета, кроме самого Шамиля, были духовные лидеры, ученые, заслуженные наибы и другие уважаемые в народе люди. Известны и постоянные члены государственного совета: Магомед-эфенди Ярагинский, Джамалуддин Кази-Кумухский, Раджаб-Магома Чиркеевский, Яхья-Гаджи, Кибит-Магома Телетлинский и др. При решении военных вопросов голос Шамиля был решающим, все же прочие дела решались большинством голосов. Существовало и специальное «Уложение о правах великого имама и его ближайших сотрудников». Абдурахман, современник Шамиля, так описывал работу Государственного совета: «Понедельник, вторник, среда и четверг посвящались общим вопросам управления. В эти же дни выслушивались письменные донесения наибов и устные доклады, если они по вызову имама являлись лично. По обсуждавшимся вопросам совет не только принимал решения, но и указывал сейчас же, кем и как это решение должно быть немедленно исполнено. Суббота и воскресенье были предназначены для приема отдельных посетителей и разбора их жалоб и претензии. Пятница назначалась исключительно для молитв.

В функции совета, кроме решения наиболее важных вопросов страны, входил и верховный суд. Здесь, в присутствии секретаря и приглашенных лиц, разбирались самые сложные дела, спорные вопросы и жалобы, поступившие через наиба или прямо от горца. В чрезвычайных случаях, связанных с общими интересами страны, Шамиль созывал Съезды народных представителей.

Органы власти и управления.

Шамиль разделил Имамат на мудирства и наибства – округа. В мудирство, которым управлял мудир, входило несколько наибств, которыми, в свою очередь, управляли наибы. Наибами назначались наиболее способные, преданные и испытанные в боях горцы. За время правления Шамиля было организовано свыше сорока наибств. В обязанности наиба входили: организация войск и военных походов, охрана границ, постройка оборонительных сооружений, гражданское устройство и т. д. Наиб также осуществлял и судебную власть по важным делам. Подлежали утверждению Шамилем только смертные приговоры.

В низаме «Положение о наибах», в частности, говорится: «Наибами должно быть исполняемо приказание имама, все равно будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками, будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание или не согласно, или даже в том случае, если исполнитель считал бы себя умнее, воздержаннее и религиознее имама». Того, кто совершал нарушения и отступления от законности, Шамиль жестоко наказывал.

Население содержало наибов за свой счет. Каждое наибство делилось на районы или участки, которые управлялись мазунами (пятисотенными начальниками). В обязанности мазуна входили заготовка провианта и сбор вооруженных партий горцев. По первому зову, он со своим отрядом должен был являться к наибу. Власть на местах находилась в руках выборных старшин, в обязанности которых входили исполнение распоряжений наибов и мазунов, созыв народного схода, сбор податей, мобилизация населения и т. п.

Столицей государства горцев было первоначально с. Ашильта, затем Ахульго, Новое Ахульго, а после разрушения их генералом П. Граббе в 1839 г., столица была перенесена в Чечню, сперва в Дарго, затем в Ведено. Последние столицы Шамиль укреплял многочисленными постройками и башнями. Ворота в столицу охраняла особая стража. В Дарго беглыми русскими солдатами был выстроен для Шамиля специальный дом по европейскому образцу. Здесь находилась казна, биб­лиотека, хранились важные документы и т. д. «Дарго, жилище Шамиля, заключало в себе, – писал очевидец, – дворец и много других больших зданий, в коих помещались приверженцы его и разные заведения; кроме того, с западной стороны аула, за широким рукавом Аксая, устроены были с большими удобствами русские избы, служившие жилищем русским, бежавшим к Шамилю в разное время».

Итак. Имамат-государство созданное Шамилем, занимает особое место в мировой истории.

По замыслу Шамиля, горцы должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им самостоятельно выступать на международной арене. Если бы Имамат создавался только для войны с Россией, то политика реформирования, которую проводил Шамиль, не имела бы никакого смысла.

Имамат создавался поэтапно. Первый этап можно назвать дошамилевским, когда имаматство в лице Гази-Магомеда и Гамзат-бека существовало без какой-либо строгой организации. Вторым этапом можно считать 1834-1839 гг., когда Шамиль возвел государственный каркас. Третий этап – это 1840-1854 гг., когда государство по-настоящему функционировало и развивалось. И четвертый этап – пять лет (1855-1859 гг.), в течении которых Шамиль пытался сохранить созданное.

В Имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Мощное влияние Имамата ощущалось и на Западном Кавказе. Численность населения Имамата не превышала 400000 чел., а территория – 900 км. в окружности. Эти показатели менялись в зависимости от успехов и неуспехов военных действий. Население Имамата было разноязычным и разноэтничным, насчитывалось до пятидесяти народов и народностей Дагестана, Северного Кавказа, России и ряда европейских и азиатских стран.

В этом многонациональном государстве Шамиль проводил справедливую национальную политику независимо от расовых или религиозных различий.

Имам считал национализм одним из главных врагов дела объединения народов. Русских,беглых солдат в числе которых былы и поляки, попадавших в Имамат, называли «наши русские».

Основой интернационализма был ислам, который рассматривает всех равными перед Аллахом. Шамиль учитывал, что в прошлом народы Кавказа неоднократно объединялись в борьбе против внешних завоевателей. Объединение горцев в рамках Имамата не было просто механическим или стихийным явлением, это была четкая организация с административно-территориальным управлением от высших государственных звеньев к низшим. На этой основе вводилось и унифицированное законодательство в форме шариата и низамов.

Практика Имамата показала, что адаты горцев не вступали в непримиримое противоречие с нормами мусульманского права и даже обогащали друг друга. Шамиль был глубоко верующим человеком, и это наделяло его огромной духовной силой, вызывавшей страх и ненависть одних, уважение и любовь других. Сподвижники Шамиля забывали об опасности и лишениях, когда речь шла об исполнении воли имама, которую они считали священной.

***

Мы имеем перед собой, таким образом, небольшое собрание «сырого» ма­териала по истории государства и права Дагестана, скопированного, вероятно, из какого-то одного места. Данное обстоятельство дает в свою очередь основание считать, что ин­тересующий нас «Список членов» является не плодом «творческой» работы М. Г. Нурмагомедова, не результатом извлечения им имен влиятельных ученых и государственных деятелей Имамата из самых разных источников, а ценной находкой, сделанной названным собирателем, знатоком рукописных собраний Кавказа.

Список
членов специальной группы ученых, которая принимала постановление о введении нового государственного порядка в имамате Дагестана, Чечни и Черкесии (/265/ 1848 г.)

Постановление о введении этого нового и, причем благосло­венного [государственного) порядка основывается на материа­лах [только что] проведенного заседання-маджлиса особой группы, состоящей из замечательных (хасса) ученых Дагестана.

В состав названной группы ученых входили:

1} хаджи Абдурахман; 2) хаджи Дибир; 3) Галбац (Гъалбац1)

4) Халид; 5) Юсуф; 6) Мухам­мад;7) Газияв (Гъазияв); 8) Мухамматилав; 9) Мухамыадамин; 1 O) Муса; 11) Курбанали; 12) Лаченилав; 13) Аслан; 14) Шамхал; 15) Хадис;16) Хасан; 17) Дибир – сын Хаджиява; 18) Мухаммад; 19) Давудхаджияв; 20) Мухаммад Большой из Муни; 21) Дибир – сын Инквачилава; 22) Мухаммад – сын Хедилава; 23} Дибир Буцринский (Буц1ра);24) Хаджи Усман; 25) Алихаджияв; 26) Хаджияв; 27) Кебедмухаммад (Къебед)

Всего, таким образом, 27 ученых. 1265/1848год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.038 с.)