Система права Имамата. НизамыШамиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права Имамата. НизамыШамиля



С созданием государства и формированием системы права имамы Дагестана, придавали важное значение вытеснению адата и утверждению взамен его шариата как монопольного источника права.

Свободная от религии юриспруденция неприемлема для мусульманства, и исламская правовая доктрина требует закрепления за шариатом функции единого законодательства. При этом, по меткому выражению А. Х. Рамазанова, «люди не создают законы, а применяют божественные законы на практике». Отсюда власть может быть исполнительной, но не законодательной. Обе ветви государственной власти, с точки зрения ислама, могут согласованно действовать на основе единого источника – божественного закона, и их задача – воплощать его в жизнь, а не конфликтовать. Данный постулат наиболее четко был отражен в праве Имамата Шамиля.Имам Шамиль придавал важное значение законодательству, правопорядку и делал все возможное для укрепления государственно-правовой системы Имамата. С этой целью он ввел новые законодательные нормы-низами, которые издавал на основе шариата, выступая как реформатор, а не догматик исламского права. В частности, предшественники Шамиля – первые два имама Гази-Мухаммед и Гамзат-бек, – проповедуя шариат, стремились всячески ограничить действие обычаев. Однако им так и не удалось серьезно изменить традиционный образ жизни горцев. Если шариат применялся при разбирательстве гражданских дел, то при рассмотрении уголовных дел использовался адат; адату чужды были жестокие наказания, предусмотренные, как правило, шариатом, например увечья. В качестве правителя исламского государства Шамиль выступал против тех обычаев, которые не только прямо нарушали предписания шариата, но и ме­шали осуществлению реформ. Однако, реально оценивая силу обычаев, Шамиль понимал, что категорическое их отрица­ние не будет поддержано его соотечественника­ми. Он сознавал, что адаты – не просто обычаи, а стержень жизни горцев. Отказаться от них означало поколебать традиционные формы обще­ственных и межличностных связей, подорвать сами осно­вы существования горских обществ. Единствен­ной силой, способной потеснить адаты, был шари­ат. Но и его предписания могли претворяться в жизнь лишь при условии тесного взаимодействия с адатом. Адаты отстаивали как феодалы, для которых они являлись источником доходов и основой их привилегий, но и уздени ряда обществ, поскольку в адатах сохранялись демократические элементы. О силе адатов свидетельствует тот факт, что даже утвер­ждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом. Влияние шариата в начале правления Шамиля проявляло себя лишь в тех местностях, которые были близки по своему расположению к Имамату. Став имамом и возглавив государство, Шамиль был вынужден решать проблему адатов и принимать жесткие меры для искоренения мно­гих из них. Одним из главных средств борьбы с адатами Шамиль избрал шариат. До Шамиля шариат действовал в Дагестане в очень узких рамках: он регулировал лишь исполнение сугубо религиозных обязаннос­тей, а также, до некоторой степени, брачно-семейные и наследственные отношения, на которые глубокое влияние оказывали адаты. В результате многие из адатов и институтов обычного права (например, канлыят) не только не укладывались в рамки ислама, но и решительно им осуждались. Иными словами, ада­ты были основным препятствием, с которым в этом регионе сталкивался ислам. Авторитетные адепты ислама, выступавшие в конце XVIII – первой трети XIX вв. призывали к решитель­ному отказу от неодобряемых шариатом обычаев. Борьба против адатов преследовала цель – расчистить путь для полного господства шариата.Стремления Шамиля как реформатора-законодателя, дальновидного политика и знатока традиционного уклада жизни и психологии горцев ярко проявились в его законодательной деятельности. Принимая свои низами, Шамиль исполь­зовал одни адаты (некоторые из них были моди­фицированы с учетом шариатских принципов) и отвергал другие. В этом отношении наиболее интересны те низами, которые отменяли противоречившие пред­писаниям шариата обычаи, предусматривали по­следовательную реализацию его норм и за­щищали индивидуальные права. Как пример своеобразной модификации, а по существу отмены обычая, являвшегося причиной многих правонарушений, можно привести низам, установивший предельный размер калыма в 20 рублей при заключении брака с девушкой и в 10 рублей – с вдовой. Вместе с введением этой нормы Шамиль запретил муллам оформлять бра­ки молодых людей, решившихся на побег из-за слишком высокого калыма. Сам побег, ранее яв­лявшийся распространенным обычаем, стал рас­сматриваться согласно шариату как основание для привлечения к ответственности за прелюбо­деяние. Само название кодекса Шамиля – Низами – указывает на возможный предмет подражания -реформы танзимата в Османской империи и преобразования, проводившиеся в Египте первой трети XIX века при паше Мухаммаде-Али. С другой стороны, история складывания кодекса и его применения обнаруживает любопытные параллели между Дагестаном и Алжиром накануне завоевания. В Имамате Низами Шамиля сыграл роль, подобную судебно-административным реформам Абд ал-Кадира в Алжире второй трети XIX века. Низам (араб. "уложение", "устав", "строй")имеет два значения:

1) совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафиитских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате и воинского подразделения в имамате рассмотрим подробнее. Полного арабского текста Низама пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому переводу арабской копии кодекса, составленной в конце 1850-х гг. шамилевским наибом Мухамой Танусским, извлечению из дневника полковника А. И. Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859-1870), дагестанским хроникам ал-Гази-Гумуки, ал-Карахи, ал-Чухи (вторая половина XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40-50-х гг.

Термин низам в значении государственного шариатского законодательства появился во второй половине 40-х годов ХIХ века, но первые вошедшие в него указы были изданы на рубеже 1830-40-х годов. Низам не был единым сводом законов. Согласно местной правовой традиции, принимаемые указы время от времени приписывались к "тетрадке" законов, хранившейся в резиденции Шамиля. Копии низама рассылались заместителям-наибам имама. В упомянутой выше копии Танусского текст кодекса состоит из 14 основных, двух дополнительных разделов и специального положения о наказаниях. Наряду с законами, действовавшими на территории всего Имамата, низам включает предписания для отдельных наибств, например ограничение размера махра в Южной Чечне. Отдельные законы и даже разделы низама (как положение о должности мудиров) могли отменяться. Последние изменения в Низам внесены осенью 1858 – летом 1859 года. Уложение потеряло силу закона после военного распада Имамата и пленения Шамиля 25 августа 1859 года.

Среди авторов низама следует отметить в первую очередь самого Шамиля, заслугой которого является создание первого централизованного судебно-административного устройства региона. В области собственно правовых преобразований Шамиль был менее оригинален. Он развивал идеи своих учителей и предшественников – дагестанских правоведов XVIII -первой трети XIX века. Отдельные статьи Низама разрабатывались на съездах мусульманских правоведов, наибов и представителей джамаатов, входивших в Имамат. В 1841 г. при имаме был создан верховный судебный законодательный орган – диван, в обязанности которого входила и подготовка низама. Имена всех мусульманских правоведов, принявших участие в создании кодекса, не установлены. Полностью известен лишь состав участников съезда 1848 года. Кроме самого имама на нем присутствовало 47 человек.

Низам имеет и еще одно значение, низамом также назывался отряд регулярной пехоты, сформированной примерно в середине 40-х годов XIX века. Источники скупо освещают недолгую историю его существования. Низам был организован вскоре после появления в Имамате регулярной конницы. О порядке формирования низама ничего не известно. Как и муртазики, солдаты низама были освобождены от сельских работ. В отличие от регулярной кавалерии они подчинялись не наибам, а самому имаму и, по-видимому, обороняли его резиденцию.

Известно, что было издано 13 низамов по различным отраслям права: государственному, уголовному, гражданскому, уголовно-процессуальному, семейному, финансовому и т. д. Анализ содержания низамов показывает, что они являлись системой права, совокупностью норм, регулирующих, прежде всего уголовно-правовые и выгодные узденству иные отношения. Какие-либо ограничения прав горцев или привилегии в зависимости от их общественного положения в низамах отсутствовали. Реализация этих норм способствовала удовлетворению интересов массы горцев и осуществлению функций Имамата по организации борьбы с феодалами.

Постановления, включенные в низами, делятся на пять больших групп, большинство из которых касалось военной и судебно-административной организации Имамата. Вся его территория была разделена на наибства, границы, которых обычно совпадали с рубежами сельских союзов. Число наибств колебалось от 4 (в 1840 г.) до 33 (в 1855 г.). Наибства состояли из отдельных сельских общин. Лишив власти кланы горской знати (ханов, беков) и сельской верхушки, Шамиль поставил над джамаатами своих сторонников. При этом был впервые осуществлен принцип разделения властей. Руководство отрядами ополчений горцев и все административные полномочия на местах были переданы наибам и назначавшимся ими сельским старостам (pauc, бегавул). В 1845-1849 гг. для контроля над деятельностью наибов была создана должность мудиров, каждый из которых управлял несколькими вилайетами. Суды были изъяты из ведения военных властей и переданы выборным сельским кади, или мазумам. Кассационной инстанцией являлись муфтии наибств, а также сам имам, посвящавший каждую субботу и воскресенье разбору апелляций.

Вторая группа постановлений включала нормы шариата, некоторые из них были по-новому истолкованы в Имамате. Низам закрепил осуществившийся к XVIII-XIX вв. переход мусульман Северо-Восточного Кавказа к фикху в вопросах торгового и гражданско-семейного права. К этой группе относились указы об ограничении размеров брачного дара мужа жене (махр), который был установлен в 20-28 руб. для девушек и 10-18 руб. для разведенных и вдов, запрет обычая умыкания невест, гарантии имущественных прав женщин при разводе, уравнивание в правах наследников мужского пола вне зависимости от их положения в семье и завещаний по обету (назр), гарантии прав продавцов и покупателей. В эту же категорию входили приказы беречь жизнь русских солдат, которые сдавались в плен, и предавать смерти сопротивлявшихся, правила раздела военной добычи, включая распределение ее пятой части (хумс) среди потомков Пророка (саййидов), положения о наказаниях за преступления против нравственности (худуд). Последние претерпели наибольшие изменения: к ворам применялись тюремное заключение и смертная казнь в случае рецидива, пьянство и курение табака карались палочными ударами (свыше 40).

Третья группа постановлений относилась к обычному праву, которое с некоторыми изменениями широко применялось в Имамате При Шамиле горцы продолжали обращаться к адату для урегулирования уголовных правонарушений и поземельных тяжб, касавшихся владения и пользования неделимыми общинными угодьями (мават, харим). Имам не упразднил, а лишь реформировал обычное право сельских конфедераций, унифицировав и модернизировав его процессуальные и правовые нормы. Кровомщение (кисас) было ограничено ближайшими родственниками потерпевшего. Налагался запрет на издавна распространенный среди горцев обычай насильственного отчуждения имущества односельчан или родственников неисправного должника (ишкилъ, баранта). Шире стали применяться денежные штрафы (композиции) в возмещение нанесенного физического и имущественного ущерба. Были упорядочены штрафы, взимавшиеся за потраву частных и общинных угодий, нарушение единого севооборота. Часть их теперь отчислялась в государственную казну (бейтул –мал).

Четвертая категория постановлений представляет собой запреты противоречащих шаpuaтy обычаев и нововведений (бида), укоренившихся в быту горцев под влиянием контактов с их христианскими соседями. Подданные Имамата были обязаны воздерживаться от употребления запрещенных исламом блюд, питья вина, курения и нюхания табака. Запрещалось танцевать и играть на любых музыкальных инструментах, кроме маленького барабана, в который били в случае военной тревоги. В женскую одежду горных селений Северо-западного Дагестана и Южной Чечни были введены шаровары. Горянок обязывали одеваться скромно и закрывать волосы и лицо на улице. Эти меры имели своей целью исламизации быта в горных районах, где обычаи порой сильно отличались от общепринятых в мусульманском обществе норм. За соблюдением правил поведения смотрели специально назначавшиеся имамом контролеры (мухтасибун). Правонарушителей ждали побои, тюрьма и публичное унижение.

Наконец, в низами входили правила общего, нерелигиозного характера. К ним относились военный дисциплинарный устав, положение о воинских наградах, запрет для подданных Имамата входить в торговые и иные контакты с русскими властями и поддерживающими их мусульманами-"лицемерами" (мунафикун), обязательство принимать серебряные и медные российские монеты тифлисского чекана. Специальный указ карал смертью фальшивомонетчиков-рецидивистов. Уличенные в подделке российских денег были обязаны возмещать государственные и частные убытки, причиненные их деятельностью.

Низами Шамиля представляли собой сборник (кодекс) разного рода правительственных постановлений и мер, относящихся к сферам обеспечения безопасности страны и благосостояния народа. Все руководящие лица должны были строго им руководствоваться. Кодекс включал в себя статьи: о денежном штрафе; о драке; о наследстве; по брач­ным делам; по бракоразводным делам; по торговле и обмену, до­машним скотом; по обеспечению взаимных обязательств; об админист­ративных учреждениях, общественной казне и содержании адми­нистративных лиц; о разделе добычи; о фальшивой монете; о военных учреждениях.

Таким образом, Низами Шамиля в основном охватывал все вопросы административной, военной и экономической жизни страны. При этом прослеживалось стремление Шамиля строго сле­довать шариату, а также максимально учитывать при претворении его положений местные адаты, что в полной мере соответствовало духу самого шариата.

Прежде всего, низами закрепили систему, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов, правовое положение должностных лиц. Низами Шамиля содержали в себе следующие положения: о наибах, состоящие из четырнадцати параграфов, названных в арабском тексте главами; о делах, подлежащих ведению муфтиев и кадиев, состоящие из двух параграфов, названных также главами; о наказаниях, коим подвергаются сотенные начальники, десятские и рядовые и др.

Главой государства был имам. Он осуществлял государственную власть, управление и правосудие лично или через соответствующих должностных лиц. В отношении людей, и, прежде всего облеченных властью, в низамах предписывалось: «Должно быть исполняемо приказание имама, все равно, – будет ли оно выражено словестно, или письменно, или другими какими-либо знаками, будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или несогласно, или даже в том случае, если бы исполнитель считал себя умнее, воздержаннее и религиознее имама».

Низами определяли систему администрации и регламентировали полномочия ее отдельных звеньев. Помимо установления размеров податей, устанавливалось строгое правило: не взимать подати принудительно с тех, кто не в состоянии внести их, и не подвергать несостоятельных плательщиков никаким взысканиям. Для того чтобы облегчить положение горского населения, имам приказал взимать подати не только сельхозпродуктами и деньгами, но и всем, что жители пожелают отдать.

Как источник уголовного права низами определяли составы различных преступлений и устанавливали систему уголовных наказаний. В основном применялись такие наказания, как денежный штраф, заключение в тюрьму (яму), палочные удары, высылка, позорящие наказания. За наиболее тяжкие преступления (измена, неповиновение властям, воровство и изготовление фальшивых монет при отягчающих обстоятельствах; совершение противоправных деяний в нетрезвом виде и т. д.) предусматривалась смертная казнь. Приговоры о ней исполнялись палачами, которые состояли при имаме и наибах. Кроме того, они могли исполняться лично наибами, а иногда всеми жителями селения (в отношении осужденных за прелюбодеяние при определенных обстоятельствах и др.). Основным видом смертной казни было отсечение головы.

Наиболее распространенным видом наказания был денежный штраф, введенный Шамилем в 1851-1852 гг. и установленный им для трех видов преступлений: -за воровство; -за уклонение от военной повинности;-за умышленное прикосновение к женщине.

Денежные штрафы определялись наибами. Составлявшиеся из этого источника суммы поступали в казну, которая находи­лась в полном распоряжении наибов. Последние должны были употреб­лять средства от штрафов на содержание своих мюридов, на помощь бедным, на воору­жение способных к войне, и преимущественно – на уплату местным жителям, посылавшимся в разные места с поручениями. В поль­зу же наиба штрафные деньги не шли. Таково, по крайней мере, было распоряжение Имама Шамиля. По смыслу его все эти суммы должны были храниться отнюдь не у наибов, а у особых избранных сельскими обществами казначеев, которые обязаны были расходовать порученные им деньги только по удо­стоверению в необходимости соответствующей издержки, аргументируемой наибом. Денежному штрафу подвергались только мужчины.

Иногда денежные штрафы налагались и в других случаях, но это был, как правило, произвол наибов, обращавших деньги в свою собственность и рисковавших поплатиться за такое самоуправство должностью, а подчас и го­ловой.

Денежный штраф за воровство был введен имамом Шамилем на ос­новании права, которое было предоставлено шариатом имаму – изменять по его усмотрению предписания шариата, касающиеся именно воровства. Цель же, которую преследовал в здесь имам Шамиль, заключалась в необхо­димости избежать постановлений Корана, определявших взыскания в следующей соразмерности: за воровство в первый раз (без различия ценности украденного, но при том условии, если преступление сопро­вождалось взломом) – отсечение правой руки; во второй раз – левой ноги; в третий – левой руки; в четвертый – оставшейся ноги, и, нако­нец, в пятый раз – отсечение головы.

Шамиль устранил в своем низаме такую жесткость, а взамен определил: подвергать виновного в воров­стве, какого бы рода оно ни было, как после первого, так и после второго раза, трехмесячному заключению в яму со взысканием по двадцать копеек серебром за каждую проведенную в ней ночь. Лишь после третьего факта совершения данным лицом воровства следовала его смертная казнь. Исправительная мера, выражением которой служило двукратное заключение, распространялась только на тех преступников, доброе поведение которых в прежнее время удостоверялось их обществами. В случае же неодобрительного отзыва виновный подвергался смертной казни за первое же воровство. Между горцами часто случались то драки, сопровождав­шиеся убийством, то ссоры, оканчивавшиеся побоями и увечьем. Став имамом, Ша­миль счел необходимым принять меры к искоренению такого положения. Существующие по этому предмету правила шариата давали ему надежду на то, что их умелая реализация способна прекратить раздоры между горцами и восста­новить согласие, которое Шамилю удалось именно благодаря шариату. Так, правило шариата требует в возмездие за пролитую кровь пролития крови только врага (канлы). Не отвергая законности канлы, Шамиль сделал здесь одно исключение и, придерживаясь указаний шариата, постановил следующее: в случае смерти, причиненной во время драки человеку, пришедшему для этого в чужой дом (вообще в чужое владение), хозяин его освобождает от всякой ответственности…». Устанавливая это правило, Шамиль, в сущности, не прибавил от се­бя ничего: он только «нашел дорогу» к одной из статей закона. Если драка оканчивалась побоями одного из драв­шихся, то нанесший их подвергался тюремному заключению и денеж­ному штрафу сообразно указаниям шариата в пользу принявшего по­бои. Иногда дело решалось соглас­но показанию свидетелей. Тем самым Шамиль уравнял шансы людей различного состоя­ния, а такой об­раз действий приносил ему популярность, которая, по его собственным словам, послужила фундаментом достигнутого им могущества. Реализация же низама привела к значительному сокращению числа убийств из кровной мести.

Многие нормы низамов были направлены против взяточничества, грабежей. Так, в низаме "Положение о наибах" указывалось, что наиб «должен удерживать себя от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства, порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный наказывается». За проступки против мусульманской религии наказывались лишь единоверцы. Таким образом, представители всех народностей были равны перед законом. Важным аспектом в регулировании повседневной жизнедеятельности горцев, их гражданских правоотношений являлось решение вопросов наследования. Имущество умерших горцев иногда служило причиной споров между наследника­ми. Непосредственных поводов к тому было множество, и сопряженная с ними сложность и запутан­ность родственных связей часто порождало нескончаемые тяжбы, замедляла ход судебных дел, а выносимые по ним решения не удовлетворяли тяжущихся сторон. Все эти затруднения увеличивались указа­ниями адата, к которому горцы нередко прибегали с общего согласия истца, ответчика и самого судьи, но потом сторона, недовольная реше­нием адата, требовала обсуждения дела по шариату. Шамиль радикально решил эту проблему. Одним своим постановлением он уравнял права на наследство для всех детей (мужского пола), несмотря на условия их рождения и, отвергая законность духовных завещаний, если они были составлены не в этом духе. Другим постановлением он строго предписал обращаться в делах такого рода исключительно к шариату, в котором права наследников изложены в подробности.

Прикосновение к женщине считалось у горцев нарушением ее чести, преступлением. Этим пользовались с целью отомстить женщине за неудачу своих домогательств или из других побуждений, вследствие такого воспрещаемого адатом действия нередко совершались убийства. Имам установил за прикосновение к женщине наказание – арест на срок 3 месяца со штрафом, чего оказалось достаточно для ограждения чести горянок.

Некоторые низами были направлены на защи­ту прав женщины, которых она по существу была лишена. Так, в соответствии с шариатом мужчина при разводе обязан был не только предоставить жене компенсацию в размере полного брачного выкупа, но и содержать ее и оставшихся с ней своих детей в течение определенного срока. Ранее для избежания таких немалых расходов горцы не­редко прибегали к уловке, заявляя перед судом, что все находившееся в их домах имущество им не принадлежит (продано или взято внаем) и подтверждая это ложными показаниями свидете­лей. Шамиль отменил несправедливый адат. Отныне все имущество, находившееся на момент развода в доме мужа, считалось его собственнос­тью, гарантирующей первоочередное удовлетво­рение материальных прав разведенной женщины.

Одновременно утратил силу обычай, по кото­рому размер возвращавшегося при разводе калыма безосновательно уменьшался. Согласно шариату в случае развода супругов, не имевших половой близости, жене полагается полови­на калыма. Пользуясь таким правилом, горец, про­живший не один год с женой, часто утверждал, что не вступал с ней в интимную связь, лишая тем самым свою бывшую жену половины причитавшейся ей суммы. Вопреки этому адату и даже строгим нормам шариата низам Шамиля преду­сматривал, что муж, пробывший наедине со своей женой несколько минут, обязан предоставить ей при разводе полный калым Шамиль лич­ным примером показал соблюдения этого правила: женив­шись на чеченской девушке, он сразу же по за­ключении брака развелся с ней, предоставив ка­лым в полном размере, хотя и не оставался с женой наедине ни на одно мгновение.. Сам процесс расторжения брака совершался лишь фразой: «Я тебя (имя жены) отпускаю тройным раз­водом».

Снижение рождаемости, высокая смертность вследствие войны вынудили Шамиля и его окружение несколько отступить от исламских догматов в сфере семейного права. Допускались браки между лицами разной национальности и вероисповедания, порой при принятии ислама. Родителей обязывали своевременно выдавать дочерей замуж, в ином случае это мог сделать наиб. Не осуждалось многоженство, причем значительный удар был нанесен по институту калымства. Установленный, как отмечалось выше, единый на территории всего Имамата размер выкупа за невесту в 10-20 рублей был, приемлем для большинства населения. В соответствии с шариатом был узаконен обычай, по которому девушки выходили замуж с согласия своих родителей лишь по собственному желанию. Родители невесты, ранее принявшие предложение жениха, лишались права отказать ему, хотя оно предусматривалось адатом. Положительным результатом издания низамов по вопросам брака и семьи было сокращение числа разводов.

Гражданское судопроизводство на местах осуществлялось в Имамате дибирами, муллами, кадиями, муфтиями. Муфтий проводил и обеспечивал судебную деятельность на территории наибства. К его ведению относились как гражданские, так и религиозные дела. Муллы и кадии разбирали дела в селах. Определенные изменения происходили в сфере судоустройства и судопроизводства. Здесь можно отметить учреждение постоянных судов, возросшее количество элементов розыскного процесса.

Сохранялся институт присяги. Так, при разбирательстве дел о драке, происходившей без свидетелей, ответчику предлагалась присяга: если он принимал ее, дело предавалось воле аллаха; в ином случае он подвергался ответственности как виновный.

Низами способствовали объединению горцев в борьбе с общественно опасными деяниями. В тех исторических условиях действие низамов, а также порядок судоустройства, «исполнение приговоров способны были удержать людей, подобных горцам, в повиновении и направить всех их к одной цели». Кроме того, низами имели своим назначением способствовать успешному осуществлению функций государства (Имамата) по руководству антифеодальным движением.

Ориентация низамов Шамиля на уравнение прав, свобод, обязанностей граждан, как богатых, так и бедных, на равенство всех перед законом, отмену феодальных привилегий, крепостного права, повышение правоспособности женщин – все это свидетельствует о стремлении к стиранию черт, присущих феодальному праву. Один из правовых принципов шариата гласит: "Не запрещается изменение нормы с изменением времени". При этом должны приниматься во внимание защищаемые шариатом ценности, а значит – земные интересы и потребности человека. Именно в таком смысле толкуется мусульманскими правоведами принцип "В основе распоряжения делами подданных должен лежать интерес". Одновременно шариат демонстрирует уважение к обычаям и традициям мусульман, которые должны учитываться при решении конкретных вопросов. Не случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых проводится эта идея: «Обычай имеет значение нормы», «То, что применяют люди, является критерием, которому надлежит следовать», «Установленное обычаем равносильно предусмотренному нормой права». В одном из хадисов говорится «То, что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим». Следовательно по преобладающему в мусульманской юриспруденции мнению обычай может служить оправданием даже отхода от некоторых предписаний Корана и сунны. Кроме того, считается, что любая норма, в том числе и предусмотренная указанными источниками, должна уступить место другой, если исчезло основание, вызвавшее ее в свое время к жизни что и продемонстрировал Имам Шамиль в своих низамах. Вместе с тем он использовал шариат с учетом адатов, настойчиво вытесняя те из них, которые не соответствовали представлениям населения о справедливости.

Характеризуя его законотворческую деятельность, А. Руновский писал: «… Преследуя с такой настойчивостью адат, подробности которого действительно лишены здравого смысла во многом, Шамиль очень хорошо сознавал, что и в учении шариата много заключается если не нелепостей, то всякого рода противоречий, весьма способных обратиться в ис­точник зла, чуть ли не сильнейшего сравнительно с тем, какое может городить адат. Дело в том, что почти каждое из поста­новлений шариата имеет несколько своих собственных толко­ваний, или, по выражению Шамиля, «несколько своих собст­венных дорог».

Таким образом, деятельность Шамиля как реформатора не прошла бесследно для Дагестана, на­копившего за годы Имамата богатый практичес­кий опыт формирования правововых институтов и в целом системы права. К числу важных заслуг имама Шамиля следует отнести ликвидацию правового партикуляризма и учет обычаев в судебной практике по делам, рассматриваемым на осно­ве шариата. В низамах Шамиля получили значительное раз­витие основные уголовно-правовые понятия. Понятие преступле­ния стало более отчетливо выражать опасность и наказуе­мость деяний с точки зрения государственных интересов.

В сфере наказания заметно усиливается государственное нача­ло при преследовании преступлений, угрожавших государству в целом. Низами предусматривали многие виды государственных, во­инских и должностных преступлений. В соответствии с этим существенному изменению подверглась и преследовавшая главным образом цель устрашения система наказаний. Появился ряд новых их видов, в том числе сочетавших во многих случаях наказания личные с имущественными.

Давая общую оценку низамам Шамиля, можно утверждать, что они имели прогресивное правовое значение. Эти законы имели общую стратегическую цель – консолидировать население, способствовать его правовой собранности, определить права и обязанности лиц должностных и им подченненых. Хотя, не все положения низама удалось претворить в жизнь. Но в целом реформа оказалась плодотворной. Она в значительной мере предопределила дальнейшее развитие Дагестана

Установление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.96.188 (0.043 с.)