Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Февраля 1878 г. Его превосходительству господину псковскому губернаторуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время часть взрослых горцев, а именно 250 человек, продовольствуется на артельных началах, приготовляя пищу в двух котлах, а остальные затем не пользуются горячей пищей, за исключением малолетних, которые имеют особый котел, устроенный на средства уездного земства. Такой ненормальный порядок происходит не только вследствие того, что выселенные горцы не принадлежат к одному племени, но, главным образом, по неуживчивости их характера, неодинаковых материальных средств и вообще по непривычке к подобному хозяйству, затрудняющей их ведение расчета между лицами, участвующими в артели. <…> Докладывая о сем вашему превосходительству, имею честь покорнейше просить не отказать Вашим по сему ходатайству распоряжением. К этому имею честь присовокупить, что в настоящее время гигиенические условия в помещении, занимаемом горцами, значительно улучшены, как относительно воздуха, так равно и опрятности в казарме. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 2270. Л. 136 – 137. Подлинник. Рукопись. §2. Развитие суда и судопроизводства Дореформенному суду в России были органически присущи крайняя волокита, формализм, взяточничество. Резко отрицательную ему оценку высказывали и отдельные представители правящего класса. Один из крупных славянофилов Н. С. Аксаков отмечал, что при одном воспоминании о суде “ волос встает дыбом, мороз идет по коже ”. Широко распространено мнение, что, судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердивший четыре законодательных акта: Ø Учреждение судебных установлений; Ø Устав уголовного судопроизводства;Устав гражданского судопроизводства; Ø Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться Судебными уставами 1864 г. На них возлагались большие надежды. Чтобы обеспечить организованное осуществление намеченных преобразований, 19 октября 1865 года царь утвердил "Положение о введении в действие Судебных уставов", которое ориентировало на постепенное, планомерное распространение по всей территории огромной страны предписаний новых законов. Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II издал специальный Указ об ее окончании (1 июля 1899 года). На деле же идеи реформы пытались реализовать вплоть до начала Первой мировой войны, т. е. почти в течение 50 лет, но далеко не совсем успешно. «Историки судебной реформы, – отмечал проф. С. В. Юшков, – указывали на следующие характерные черты дореформенного суда: низкий умственный и моральный уровень личного состава суда, непомерное взяточничество во всех судебных местах, рабская зависимость суда от администрации, фактическое бессилие прокурорского надзора, …. и беспощадная жестокость карательной системы». Когда в связи с судебной реформой 1864 г. встал вопрос о распространении действия Судебных уставов в Дагестане, князь Меликов писал, что это невозможно “ без явного ущерба для силы и значения власти нашей среди горского населения этой части края. Уже одно отделение власти судебной от административной… было бы не только раньшевременно, но и положительно вредно… ”. Кавказская администрация придавала важнейшее значение организации судебной системы в Дагестане, так как от этого во многом зависела успешность начатых в данном регионе общих административных преобразований. Образование судебных учреждений, всецело отвечающих интересам центра и в то же время в какой-то мере сохраняющих видимость народного суда, являлось основной линией судебной политики, намеченной в рамках “военно-народного” управления. Считая невыгодным и невозможным для своих интересов приступить к коренной ломке веками сложившегося правового строя народов Дагестана, царское правительство признало обычное право основным источником действующего права. Реорганизация судебной системы среди горцев Дагестана предусматривала ограничение шариатского суда и сохранение прежнего адатного судопроизводства, поставленного под контроль военных властей. Начальникам округов предписывалось не приводить в исполнение решения по адату и шариату, противоречащие общему духу российских законов или не соответствующие видам правительства. Причина, побудившая русское начальство к такой политике, лежит в том соображении, что оппозиция нашему владычеству всегда выходила из сфер благоприятных шариату». Предпочтение суда по адату в полной мере отвечало интересам местных феодалов, на которых опиралось царское правительство в осуществлении своей политики. Не случайно в докладе царю от 1 февраля 1841 г. подчеркивалось, что «изменить существующий у горцев порядок судопроизводства в настоящее время было бы преждевременно и даже опасно: ибо изменение это, несомненно вооружило бы против нас одно из сословий – князей и дворянство или духовенство». «Положением об управлении Дагестанской областью» был утвержден Дагестанский народный суд, являвшийся второй судебной инстанцией, и семь окружных словесных судов. При феодальных правителях и Присулакском наибстве были созданы словесные суды, низшей судебной инстанцией являлись сельские суды. С ликвидацией ханских управлений округов существовало девять окружных словесных судов по числу входящих в Дагестанскую область округов. Как уже было отмечено, система военно-народного управления предусматривала привлечение выборных представителей к участию в низшей администрации, а также в суде. На практике выборность носила сугубо ограниченный характер, а выборные лица принадлежали к привилегированному сословию горского общества. Дальнейшее развитие военно-народного управления, в том числе и судоустройства, регламентировалось не законодательными актами, а инструкциями, в которых постепенно ограничивалось участие в нем выборного элемента. Дагестанский народный суд, разбиравший дела по адату и шариату, состоял из 9 почетных членов, в том числе из двух кадиев. Председатель Дагестанского народного суда назначался начальником области и утверждался главнокомандующим. С учреждением вместо начальника области военного губернатора, должность эту занимал помощник военного губернатора. Решения суда утверждались начальником области, имевшим право утвердить или представить в особо важных случаях определение суда на заключение главнокомандующего Кавказской армией. Подсудность Дагестанского народного суда была весьма широкой: им разбирались все гражданские дела независимо от суммы иска, а также все уголовные дела, включая и самые тяжкие. Дагестанский народный суд являлся апелляционной инстанцией для окружных словесных судов, окружные суды – для сельских судов. Председателями окружных словесных судов являлись начальники округов или их помощники, а также депутаты от населения по числу наибств, входящих в округ. Депутаты окружных судов избирались сроком на три года в результате двухстепенных выборов. Каждое сельское общество избирало одного или двух выборщиков, которые затем избирали депутатов и кандидатов к ним. Начальникам округов и отделов было вменено в обязанность стараться “дабы избрание пало на людей именитых… ”. В “Положении об управлении Дагестанской областью” командующему войсками предлагалось составить и представить на утверждение главнокомандующего “подробное учреждение… о порядке выбора депутатов с объяснениями, кто имеет право быть избирателями и избираемыми; о порядке рассмотрения и решения дел в судах”. Здесь Н. Е. Рейнке отмечал, что «… по настоящее время не только порядок избирания депутатов, но и самый круг лиц, могущих участвовать в выборах и быть избранными, остается неопределенным». Далее он уточнял: «…не говоря уже о порядке рассмотрения и решения дел, всецело зависящих от усмотрения председательствующих». При этом он подчеркивал: «Едва ли не следует согласиться с отзывом одного из выдающихся местных деятелей, что такой суд деморализует, развивает сутяжничество, убивая веру в правосудие и подрывает авторитет судебной власти». Компетенции окружных словесных судов подлежали все гражданские иски и тяжбы, причем те из них, которые не превышали 200 руб., разрешались окончательно, а высшую сумму с правом апелляции – дела по воровству, грабежам, ссорам, дракам, увозу женщин, убийствам и насилиям; по несогласию между мужем и женой, родителями и детьми; по религиозным делам. Решения окружных судов выносились по большинству голосов. В случае равенства голосов решение зависело от усмотрения председателя. Жалобы на решение окружных судов подавались начальникам отделов, которые в свою очередь, если не считали возможным утвердить приговор, представляли дело начальнику области. Ему принадлежало право личного решения дела сразу или после рассмотрения его в Дагестанском народном суде. Порядок ведения уголовных дел в окружных словесных судах, первоначально предоставленный усмотрению окружных начальников, с августа 1867 г. регулировался специальной инструкцией. Существенным дополнением в производстве дел являлось предусмотренное инструкцией право возбуждения уголовных дел не только по жалобам заинтересованных и потерпевших лиц, но и по представлениям полицейских и административных властей. В этом случае исключалось заключение частных соглашений между преступником и потерпевшей стороной, совершаемых нередко из-за опасений мести и других мотивов. Одновременно начальник области дал указание окружным начальникам, предводительствовавшим в суде, назначать, независимо от адатных штрафов и вознаграждений потерпевших, наказания не только в адатном порядке, а руководствуясь по возможности Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. Начальники округов, выполнявшие обязанность председателей окружных судов, осуществляли также наблюдение за производством дознания по совершенным в вверенных им округах преступлениям. По их же распоряжению приводились в исполнение приговоры. Совмещение в одном лице полицейских и судебных полномочий и обязанностей по исполнению приговоров, совершенно чуждое общепринятым порядкам отправление правосудия, отразилось на нем крайне отрицательным образом, открыв широкое поле для беззакония и произвола. «… Помимо неподготовленности своей, этот состав председательствующих ставит на первый план исполнение обременяющих их полицейских или других административных обязанностей, которые отрывают их от судебных функций, заставляя прерывать уже начатый разбор дела», – писал Н. Рейнке, который, конечно, далек от критической предвзятости в отношении судебных учреждений Кавказа. Он также отмечал, что самые добросовестные из них, глубоко сознавая свою беспомощность в судебном деле, «крайне им тяготятся». Разумеется, что еще большие тяготы от указанного вида суда испытывало население. Так, даже депутаты Хасавюртовского словесного суда жаловались на недостаточность руководства со стороны председателя, поскольку, будучи помощником начальника округа и не имея никакой юридической подготовки, он не имел возможности и достаточных практических навыков расследования дел в суде. В течение пяти лет председатель Хасавюртовского суда менялся пять раз. Неопределенность в порядке избрания депутатов, как отмечалось многими представителями высшей администрации, приводила к тому, что в судебную коллегию попадали люди совершенно не соответствующие судейскому званию, что вызывало необходимость строгого судебного надзора. На деле, однако, никто не контролировал личный состав судов, не было никакой дисциплинарной ответственности судей. Отсутствие регламентированных законом процессуальных норм приводило к тому, что возбуждение уголовных и гражданских дел, судопроизводственные приемы их разрешения зависели от судейского усмотрения. Такое положение предоставляло неограниченную возможность для неодинакового подхода к защите интересов представителей различных социальных групп, для неприкрытого судебного произвола в отношении рядовых горцев. Низшим звеном судебной системы в Дагестане являлись сельские суды, в состав которых входили кадий и избранные сельским судом депутаты, принадлежавшие, как правило, к знатной верхушке общества. Сельские суды выбирались сроком на три года. По «Положению о сельских обществах» суды и сельский кадий утверждались начальником отдела области по представлению начальника округа. Сельский суд принимал к своему разбирательству все дела: по гражданским искам и спорам, возникающим между жителями, если цена иска не превышала ста рублей; по несогласию между мужем и женою, между родителями и детьми; по утверждению опекунов и попечителей, избираемых сельскими кадиями и по проверке их действий; по праву наследования; по воровствам, обманам и утайкам, ущерб от которых не превышал 30 рублей; по спорам и тяжбам между лицами посторонних обществ, когда такие конфликты возникли во время пребывания ответчика в районе сельского общества. Не подлежали разбору и решению суда дела между «беками и между бекама и крестьянами, если беки сами не заявляли суду желания разбираться в нем». На сельский суд возлагалось также исполнение полицейских обязанностей, поскольку в сельских обществах не было специального полицейского аппарата. Таким образом, во всех судебных инстанциях власть суда не отграничивалась с достаточной четкостью от административно-политической власти, что давало основание даже высшим представителям кавказской администрации называть такой суд «административным произволом». Совершенно неурегулированным оставался в Дагестане, как и в других областях Кавказа, вопрос о порядке обжалования и пересмотра приговоров. При определении взыскания за поджог принималось во внимание – осуществлен ли поджог умышленно или неумышленно. В последнем случае виновный обязан был удовлетворить потерпевшего только по стоимости сгоревшего. Поджог считался неумышленным, если поджигатель сознавался в нем немедленно после его совершения. Все остальные случаи считались умышленными. За всякую потраву и порчу имущества, умышленную или неумышленную, владелец его получал полное вознаграждение от виновного по оценке, производимой обыкновенно почетными людьми. Кроме того, смотря по обстоятельствам и по значению испорченного, с виновного взыскивалось вдвое более и, кроме того, штраф. В течение семи лет, с 1-го января 1860 г. по 1-е ноября 1866 г., в народный и окружные суды жалоб на воровство и грабеж поступило 2312. Наибольшее число из них приходилось на долю округов Южного Дагестана и Даргинский округ. Наименьшее – на Аварский, Андийский, Гунибский и Казикумухский округа. На решения и приговоры первой инстанции приносились жалобы в окружные суды, которые часто выносили также неокончательные решения. Дагестанский народный суд выносил постановления, представляемые на рассмотрение военного губернатора области. Каждое решение этого суда могло быть обжаловано. Апелляционные жалобы на решения приговоров, которые должен был рассмотреть военный губернатор, в большинстве своем попадали на усмотрение чиновника канцелярии. «Юридическая санкция приговоров принадлежит начальнику области, а кому она принадлежит фактически, – писал Н. Рейнке, – знает всякий туземец, которому приходилось апеллировать на приговоры горского суда». По признанию лица, рассматривающего жалобы, поступающие на имя начальника области, эти дела разрешались «как Бог на душу положит». Из подсудности судов, учрежденных для разбора уголовных и гражданских дел среди коренного населения, была исключена категория дел, которая рассматривалась комиссиями военного суда. В эту категорию входили дела: «об измене, возмущении против правительства и поставленных им властей; о явном неповиновении поставленному от правительства начальству и тяжком оскорблении его, разбое, похищении казенного имущества». Значительное место в отправлении карательной политики в Дагестане занимал внесудебный, административный порядок. «Положением об управлении Дагестанской областью» начальнику области было предоставлено право выселения из края административным порядком «вредных» и «преступных» жителей. Начальники отделов и округов также имели право арестовывать и высылать в областной центр «вредных» и «преступных» жителей на дальнейшее распоряжение начальника области. Административная высылка горцев из пределов Дагестана без установления конкретной вины в совершенном деянии нередко служила целям расправы с неугодными лицами. Не случайно количество административно высланных из Дагестана значительно возросло в период подъема революционного движения. Проявление недовольства существующим положением, антивоенные настроения, отказ в выполнении распоряжений администрации-все это давало основание администрации возбуждать ходатайство перед Военным губернатором о высылке горцев. Большое распространение получила практика наложения на горцев административных взысканий за подачу “ложной” жалобы на начальника участка, “неосновательного” прошения, “ложного” обвинения старшины своего селения. К примеру, в 1915 г. в тюрьму было заключено 1110 человек, причем по распоряжению администрации 224 человека. Такая политика полностью соответствовала военно-народному управлению, которое, по мысли Барятинского, должно было олицетворять над горцами «власть твердую, энергичную”, предоставленную военному начальству, имевшему возможность и опыт для организации такой власти». «Военно-народная администрация, – писал С. Эсадзе, – была облечена значительными правами и полномочиями, при которых власть получала действительную силу и значение в глазах населения». Для того чтобы избежать невыгод такого полновластия деятелей, Барятинский привилегиями военно-народной службы дал возможность к привлечению в ряды этой администрации «лучших и способнейших офицеров армии». Об отношении представителей кавказской администрации к своим задачам и обязанностям по управлению населением красноречиво свидетельствует высказывание Н. Грабовского «Такие суды, – писал он, – будучи новостью, для некоторых из начальствующих лиц в Дагестане, возбудили в них мысль, что предоставление этим учреждениям самостоятельности может повести к ущербу их власти в начале же установления». Даже те весьма ограниченные функции действовавших в крае судов, решения которых фактически находились в зависимости от усмотрения администрации, казались ему чрезмерными. Начальник Дагестанской области во Временных правилах, данных в руководство судам, учрежденным при частях управления Дагестанской области (июль 1860 г.) предписывал: “ В случае, если между спорящими сторонами один будет из высшего сословия мусульман, а в судах, коим они подведомы, не будет представителей от оного, по выбору начальника управлений, при коих учреждены суды, по просьбе этой стороны могут допускать в заседание суда с правом голоса лицо ее избранное в качестве депутата ”. Судебные органы, созданные центром в Дагестане, были приспособлены к задачам управления и быстрой расправы с выступлениями населения против социального и национального угнетения. Несмотря на то, что состав судей всех звеньев судебной системы тщательно подбирался самой администрацией, функции этих судов были в значительней мере ограничены. Главная роль в вынесении приговоров и решений была отведена лицам, представлявшим исполнительную и военно-полицейскую власть. Основная линия, отчетливо намеченная в преобразованиях судебного быта населения Дагестана, предусматривала использование обычных форм горского судопроизводства для осуществления своей классовой карательной политики, что и имелось в виду, когда ставилась задача взять под контроль администрации «народное» право и «народную» полицию. Реорганизуя судебный быт населения Дагестана, кавказская администрация исходила из того, что коренное изменение основных начал суда, существовавшего в крае, невозможно, главным образом из-за опасных политических последствий. Царская администрация считала, что восстание Кайтага и Табасарана в 1839 г. было следствием введения общероссийских судебных порядков. Сохраняя формы судопроизводства и систему доказательств, издавна сложившиеся в Дагестане, царская администрация руководствовалась предположением, что в этом случае население примет судебные органы с доверием и пониманием и не будет испытывать затруднений, неизбежных при коренных реформах. Архивные данные, характеризующие деятельность судебных учреждений, инструкции, распоряжения и другие акты, устанавливающие правила судопроизводства, убедительно свидетельствуют о том, что судебные преобразования, осуществляемые разными методами и средствами, не привели и не могли привести к достижению этой официально провозглашаемой цели. Наоборот, создавалось такое положение, при котором население не имело ясного представления, как и в каком порядке должны разрешаться их споры и тяжбы, от кого зависит окончательное разрешение их дела. Совмещение в лице военного начальника административных и судебных функций породило массу бесконечных жалоб, адресованных администрации вместо судебных органов. Полная зависимость суда от администрации постепенно выработала у горцев по существу справедливое мнение, что дело, в конце концов, зависит от личного усмотрения административных лиц, и поэтому, несмотря на состоявшееся судебное разбирательство, население обращалось к местному начальству для разрешения исков и претензий. Военная администрация неоднократно издавала распоряжения, предусматривающие ответственность за нарушения правил, установленных для рассмотрения жалоб, но это не меняло сложившейся ситуации. За 1860-1917 гг. через адатные суды всех уровней прошли 153 786 исков, в том числе более 75 тыс. уголовных и уголовно-поземельных дел. В среднем в год разбиралось по 1349 тяжб, касающихся собственно уголовного и обычного уголовно-поземельного права. Около 20% из их общего числа относятся к преступлениям против личности. Последние в свою очередь включают в себя четыре большие группы дел: 1) по словесным оскорблениям, ссорам и дракам без нанесения серьезных увечий; 2) по разврату, случаям похищения и изнасилования женщин; 3) по случайным и умышленным поранениям, увечьям и убийствам; 4) по кровоотмщению в ответ на преступления против личности. Первая группа этих дел разбиралась в сельских словесных судах. Этот традиционный тип местных конфликтов сохранился в пореформенное время в большинстве дагестанских селений. В них обвинялись в основном свободные общинники (80% дел). После реформы в эти конфликты стали чаще вмешиваться крепостные крестьяне (чагары, терекеме) и потомки освобожденных в 1867-1868 гг. рабов (лаги, кули, караваши), уравненные в правах с узденями. Обычно эти конфликты развертывались между фракциями одного селения (тухумами и кварталами), оспаривающими друг у друга власть над общиной. Причиной столкновений могли быть межтухумная вражда, словесные оскорбления, драки во время свадеб, празднеств и примирительного угощения кровников. Примерами таких конфликтов являются «каменные побоища» подростков из разных кварталов в сс. Бежта, Хунзах.; регулярные драки без применения оружия между женщинами и мужчинами кварталов Барщи, Лабсаки и Ухщи в с. Балхар, частые столкновения между кварталами в с. Ахты. Бацада, Ботлих, Чох и др.; драки мужчин с применением огнестрельного и холодного оружия на пятничных базарах с. Вачи, Кумух, Нижнее Казанище, Чиркей. Новым видом конфликтов этого типа стали ссоры и драки в нетрезвом состоянии, сильно распространившиеся в Темир-Хан-Шуринском и Казикумухском округах. Власти Дагестанской области возлагали примирение враждующих сторон на руководителей общины (джамаата) из числа членов словесного суда. В случае драк с применением оружия примирение (маслиат) включало в себя обязательное угощение всего сельского общества. Его обязана была устраивать сторона, признанная на суде зачинщиком столкновения. Признавая невозможность искоренения этих конфликтов, словесные суды не применяли к виновным тяжелых наказаний. За нарушение общественного порядка на дерущихся налагали натуральные или денежные штрафы в пользу общества, зачинщиков столкновений заключали в тюрьму сроком от 1 до 7 суток. Типичные пореформенные наказания за эти столкновения были следующие. Например, в селе Цолода цена словесного оскорбления составляла 1-2 меры (кайля) зерна, штраф за побои – 2 овцы. В селе Н. Батлух, Урада и др. за удар кулаком брали 1 быка, за удар кинжалом, камнем или другим предметом – 1 котел весом 4 ратала для потерпевшего и другой такой же для общества. В селе Тукита за обнажение кинжала отдавали обществу двухлетнего барана, за выстрел – четырехлетнего быка. В селе Местерух меры этих штрафов были определены в российских денежных единицах: за побои рукой, палкой или камнем платили обществу 1 руб., за обнажение кинжала – 3 руб. В селе Гонода и Корода за обнажение кинжала или другого холодного оружия в пользу общества платили 5 руб. Сексуальные преступления, образующие вторую группу дел, чаще совершались в Даргинском округе. В остальных округах отмечено всего 317 случаев похищения женщин, в том числе 7 замужних. В среднем за год было предъявлено до 50 исков по прелюбодеянию и не более 10 исков по увозу девушек. Ответчиками были в основном молодые мужчины – уздени в возрасте 15-40 лет. В пореформенную эпоху среди них стало больше выходцев из социальных низов – крепостных-чагаров и освобожденных в 1865-1867 гг. рабов-лагов. Прежде истцы и ответчики в таких исках, как правило, происходили из разных тухумов одного и того же селения. Теперь эти иски случались и между жителями соседних селений. Причиной похищения незамужних женщин и их публичных оскорблений по-прежнему было стремление ответчика принудить родственников согласиться на его брак с потерпевшей. Характерные дела по публичному оскорблению и похищению девушек записаны X. Умахановым в селе Гагатль. Это – случаи с Али Валиевым и Джамалулой, которые пытались похитить своих односельчанок и жениться на них вопреки воле родных девушек; дело Гаджиявдибира Албегаджиева, сорвавшего с гагатлинки Аминат платок на улице, и проч. Такие же дела отмечены и во многих других селениях. Все иски по поводу подобных преступлений, как правило, были прямыми. Наоборот, дела по прелюбодеянию чаще возбуждались по подозрению. Публичное оскорбление и похищение женщин грозили ответчику штрафом в пользу семьи истца и общества, а также изгнанием из селения на срок от 3 месяцев до 1 года. В Даргинском округе штраф увеличивался, если похищенная девушка была увезена в соседнее селение. Самым тяжелым преступлением по-прежнему считалось прелюбодеяние. Типичным наказанием за него было изгнание виновного из селения как кровника (канлы) на срок от 3 месяцев до 3 лет с уплатой обществу штрафа 10-30 руб. Подобные адатные нормы записаны в ряде селений, например, в сел. Тануси, Кумухе и Хунзахе. При поддержке начальников округов и наибов сельские старшины в словесном суде часто добивались примирения в случаях срывания платка и других публичных оскорблений девушек. Однако реформа не смогла переломить традиционного представления о справедливости убийства прелюбодеев, застигнутых на месте преступления. Вплоть до революции в Даргинском, Кайтаго-Табасаранском и Темир-Хан-Шуринском округах мужья нередко убивали и ранили своих жен, дочерей и родственниц по подозрению в развратном поведении. За убийство похитителей женщин и прелюбодеев в 1860-1917 гг. около 3 тыс. дагестанцев было осуждено в мировых судах согласно российскому уголовному праву. Преступления, относящиеся к третьей группе, обычно рассматривались окружными и Дагестанским народным судами. Поскольку исполнительная власть в Дагестане была еще довольно слаба, по числу поранений и убийств область занимала одно из первых мест в Кавказском крае. С ростом населения их общее число возросло с 427 в 1866 г. до 678 в 1916 г. В среднем на каждые 300 жителей ежегодно приходилось одно поранение или убийство. По числу поранений в области лидировал Казикумухский, по числу убийств – Кайтаго-Табасаранский округ. Большинство рассматриваемого рода конфликтов случалось между лицами одной социальной группы – ханами и беками, свободными узденями, крепостными (чагарами) или потомками рабов. Из ответчиков 99% были мужчины в возрасте 15-40 лет, 1% – женщины того же возраста; из потерпевших 85% были мужчины 15-40 лет, 15% – молодые женщины. Убийств и поранений лиц высшего социального статуса – наибов из числа бывших беков и ханов, а также сельских кадиев отмечено немного – всего 14 за 57 лет. Большинство из них посягательств на них совершено во время восстаний 1861-1877 гг. против русского владычества. Так, в 1861 г. горцы Ункратля перебили сельских старшин, поставленных российскими военными властями в с. Ботлих, Тинди и чамалинских обществах. В 1871 г. трое узденей из с. Сильди убили своего наиба Хаджиялава. Во время общедагестанского восстания 1877 г. были убиты и ранены наибы и кадии в селах Акуша, Алкадар, Согратлъ, Хюраки. По адатной традиции, принятой повсюду, кроме Казикумухского и Самурского округов, все преступления анализируемой нами группы делились на простые и каракан. Караканом считались убийства и поранения, совершенные умышленно или из засады, в поле или доме, принадлежавших потерпевшему, в мечети и святых местах либо ночью. Караканов отмечено немного, всего 19% от общего числа дел этой категории. Характерным примером такого преступления можно назвать убийство ночью из засады жителя с. Ботлих его несостоятельным должником из села Верхнее Риквани. Простыми назывались случайные поранения и убийства. Наиболее частыми их причинами были неосторожное обращение с оружием, ссора или опьянение. Пытаясь подорвать принцип талионного права в адатах, требовавший кровоотмщения по убийствам, поранениям и оскорблениям, во всех округах непрерывно осуществлялся комплекс мер по борьбе с кровной местью, случаи которой составляли четвертую группу преступлений против личности. Начальники округов выступали посредниками в примирении (маслиате) сторон в случаях убийств в ссоре, драке, неумышленных и случайных. Уже к началу 1865 г. при помощи российских властей в разных округах было примирено от 60 до 90% давних кровников. В 70-80-е гг. сократилось число случаев кровной мести в Аварском и Казикумухском округах. В селе Кадар были примирены два тухума, до этого враждовавшие около 200 лет. В Кубачах и некоторых других селениях в пореформенное время не было зарегистрировано ни одного случая кровной мести. Маслиат кровников в исследуемый период неоднократно устраивался в селе Бежта, Гагатль, Кара-тюбе, Тлядал, Хварши и многих др. Он по-прежнему включал древний обряд примирения. В Южном Дагестане для примирения кровники из разных тухумов женили своих детей без уплаты калыма виновной стороне. Если примирения достичь не удавалось, бегавул при посредничестве дибира и знатоков адата часто добивался согласия родственников потерпевшего принять «цену крови» (дият, алым). Не удалось заменить высылку в канлы ссылкой за пределы Дагестанской области. Боясь оказаться в Сибири, кровники из Аварского и Андийского округов много лет укрывались в Горной Чечне. В Южном Дагестане канлы бежали в горы Закатальского округа. Желая избежать недовольства населения, начальство области разрешило в 1911г. заменить ссылку кровников в Сибирь высылкой их «в отдаленнейшие округа Дагестанской области». Срок пребывания в канлы по новому закону был увеличен до 20 лет. В ряде сельских обществ вместе с кровником продолжали высылать и его ближайших родственников, образующих одно хозяйство («дым»). Семьи убийц сами бежали из родных селений, боясь мести более сильных тухумов. Такие случаи в пореформенное время отмечены в с. Гимры, Игали, Кахаб-росо и Ашильта. Здесь по смерти канлы на его место заступал ближайший родственник. Только по смерти 7 человек кровоотмщение считалось оконченным. В селе Гдым один из тухумов был основан в конце XIX веке семьей, изгнанной из села Зрых за убийство одним из ее членов односельчанина. Как известно, Судебная реформа 1864 г. так и не была распространена на Дагестан. Мотивируя неподготовленность населения к восприятию правовых принципов, положенных в основу судебных уставов, центр сохранял в крае судебную систему, полностью отвечающую задачам осуществления карательной политики. Переходя к общей характеристике правовых отношений Дагестана, следует отметить, что в трудах ряда авторов бездоказательно нормы адатов и шариата объявлены «дикими». Сосуществование адата и шариата – это важнейшая особенность правовой дагестанской практики. Обычное право касалось многих уголовных, гражданских дел, порядка владения и пользования землей. По шариату регулировались дела, связанные с религией, наследованием, семейными отношениями и т. д. Так, 1 января 1860 г. по 1 ноября 1865 г., в народном, окружных судах Мехтулинском и Присуласком было решено по шариату и адату поступивших дел: 1) по убийству........................................................... 587 Военные власти, с одной стороны, разрешали применение горских адатов, а с другой, постепенно вытравляли из памяти горцев их обычаи. При каждом удобном случае военные власти демонстрировали свое пренебрежительное отношение к адатам дагестанцев. Так, начальник Аварского округа полковник Брусилов потребовал от жителей Ашильтинского общества не придерживаться больше ряда адатов, касающихся сельского хозяйства. Военная администрация бесцеремонно вмешивалась в судебные дела, военный губернатор, например, мог отменить любое судебное решение. Россия, в составе которой оказался Дагестан – страна, где в первой половине XIX века шло разложение феодально-крепостнических и рост капиталистических отношений. Этот период сменился периодом утверждения и развития капитализма. Ко всему следует добавить и то, что изданные сборники адатов не получали должного практического применения в судебно-правовой практике Дагестана. Двойная юрисдикция, известная в Дагестане с эпохи раннего средневековья, получила органическое развитие в кодифицированном российскими властями обычном уголовно-поземельном праве. Итогом введения военно-народной системы был следующее: впервые в истории Дагестан получил единое централизованное судебно-административное устройство. Через военно-народное управление сельские словесные суды были включены в единую судебно-административную систему Российской империи. Таким образом, можно сделать следующие основные выводы: - право народов Дагестана до и после присоединения к Российской империи не претерпело существенных изменений и к началу ХХ века настала необходимость формирования более стройной системы права. -несмотря на все усилия правительства, так и не были искоренены кровная месть и частые поземельные столкновения. -довольно высоким остался уровень преступности в южных и высокогорных северных округах области. При этом народы Дагестана сохранили значительную судебную автономию, одну из самых широких в Кавказском крае. - Выборные сельские судьи превратились в строго контролируемых сверху российских чиновников. - Был заложен фундамент светской гражданской администрации Дагестана. - В то же время принцип разделения судебной, исполнительной и законодательной властей, принятый в российском праве, еще не был осуществлен ни на одном из созданных реформой судебно-административных уровней (сельские и окружные суды). Адат из системы местного права превратился в составную часть государственного юридического уголовного законодательства. §3. Государство и право Дагестана Вся система в<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.114.187 (0.023 с.) |