Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт права собственности

Поиск

Нет ни одного более или менее значительного и крупного фактора в социальной, экономической, публично-правовой жизни, в сфере частноправовых отношений, на котором не лежала бы печать непосред

ственного или опосредственного влияния формы и содержания собственности на движимое и недвижимое имущество.

Повсеместно, во всех обществах и государствах складывались обычаи, традиции или правовые нормы, регулирующие отношение коллектива, группы лиц, отдельной личности и государства в целом к категории собственности, прежде всего отношение к земле как к главному средству производства в обществе.

В науке высказано много самых различных мнений по определению понятия «собственность», о взаимоотношениях понятий «собственность», «владение», «пользование». Юридическая формулировка права собствен­ности, объема правомочий субъекта собственности – важнейший фактор, изучение которого необходимо для определения и характерис­тики сущности производственных отношений и правоотношений членов общества на каждом данном этапе, особенно на каждом витке формационного развития.

Знаменитая формула римского права «Собственнику принадлежит исключительное и независимое господство над вещью» слишком категорична и не всегда может учесть ряд особенностей права земельной собственности в различных регионах. В областях широкого распространения частной собственности (к ним относится и Дагестан) четкая дифференциация форм земельной собственности была настоятельной необходимостью.

Но, как отмечают исследователи – историка мусульманского права, оно почти не отразило сословное, классовое деление раннефеодального халифата, как и развитие там феодального землевладения. Классификации земель по принципам налогообложения, принятая в халифате, давала лишь общее пред­ставление о земельном фонде страны вообще: земли делились на хараджны, ушровые и «свободные и очищенные от податей».

Классификация же по объему прав на землю знает три категории: государственные земли, вакф и частнособственнические земли мульк. Эта классификация не учла все последующие изменения в сфере земельных отношений. В Дагестане основными формами земельной собственности в Х-ХV вв. были: государственные земли и земли правящего рода (домен), общественные земли; вакфные земли (вакф); земли, находящиеся в частной собственности (мульк).

Конечно, в течение 600 лет, т. е. в преде­лах Х-ХV вв., статус объектов права собственности существенным образом менялся; вместе с формами собственности менялись и формы землепользования.

Общая линия развития форм земельной собственности заключалась в ощутимом перераспределении земельного фонда и острой борьбы двух тенденций:

– связанная с деятельностью внешнеполитических, сил (арабы, сельджуки, монголы, Тимур), – повсеместно изъять общинные и частновладельческие земли, перевести их в фонд земель государственных, или государевых, с последующей их передачей на условных началах (т. е. попытка создать одновременно сильный служилый аппарат, военно-служилую знать);

– разукрупнение земель­ной собственности, постепенное изменение юридического статуса пожалований – от условных, пожизненных, до безусловных, наслед­ственных, количественный рост и укрепление мулька, увеличение количества частнособственнических участков, как феодального типа, так и крестьянского.

Все это – отражение процесса децентрализа­ции, усиления сельских общин и союзов сельских общин. Государственные земли Дагестана, рост которых непосредственно связан с арабскими завоеваниями во второй половины VII – начале IX в., в последующем претерпели серьезные изменения. Освободив­шиеся от арабской власти дагестанские правители представляли собой как верховных сюзеренов, так и собственников земли.

В X в. правитель Серира имел в своем распоряжении «12 тысяч селений, из которых он набирал столько слуг, сколько желал», стало быть, он выступал как верховный собственник обширной территории.

С монгольскими завоеваниями также связан рост государст­венных земель, или домена. Фонд этих земель обеспечивал содержание государственного аппарата, княжеской семьи и фамилии, военно-служилой знати.

Поэтому правовому обоснованию их принадлежности придавалось особое значение. Дагестанская историческая хроника “Тарих Дагестан» (XIV в.) зафиксировала количество подобных земель (хараджные земли – пастбищные горы) в Газикумухском шамхальстве и формы получения земельной ренты. Часть земель перечислена как индивидуальная (частная) собственность шамхала и его наследника крым – шамхала. Это Тумал (лакские земли), Мичихич (“что касается Мичихич, то вся принадлежит ему»), Джурма (“также Джурми его мульк»), гора Зантаб (“ему принадлежит также гора Зантаб»), Ц. х. ри (Цахур) и Голода (“…оба мульк шамхала»).

Обычно в мусульманских странах хараджные земли эксплуатировались государством через административно-налоговый аппарат.

В Дагестане практиковалась иная форма реализации земельной собственности. Газикумухский шамхал получал харадж: “что полагалось с пастбищных гор», отданных в аренду населению различных дагестанских обществ и селений: “Что касается хараджа шамхала… то на общество (джамаат) Карах наложено 500 овец, на общество Кусрахи – 300 овец для шамхала и 400 овец – для крым-шамхала… на общество Хабилал наложено с каждого дома каждые четыре года по овце; на Чамалал – 500 овец, на Тиндал – 20 быков… на жите­лей селения Андиб – бык и 8 штук войлока...»

Названный здесь перечень податей и налогов Газикумухскому шамхалу – уникальный публично-правовой акт, фиксирующий и декла­рирующий признание шамхала верховным сюзереном на всей территории государства и собственником отдельных земельных участков.

Призна­ние верховной собственности правителя на всю землю и установление регулярного взимания податей – яркий показатель роста объема правоспособности шамхала как главы государства, практической ликвидации удельных территорий с претензиями на самостоятель­ность и укрепления центральной власти и ее структур.

В «Завещании Андуника» («гидатлинская редакция») также фиксируется прочность, стабильность именно домена, с указанием субъ­екта права («нуцал и его семья», «шамхал и его семья») и с наме­ком на то, что речь идет о пастбищных участках («его скот»).

В присутствии большого числа свидетелей («эмиры, улемы, умные, сведущие и другие люди») на указанном выше съезде были публично определены «сферы влияния» двух правителей: «Что касается земель, которыми пользуется Булач-нуцал и его семья, то его скот – от Сувуха до Итикардах, а также земель, которыми пользуется Хаджиали-шамхал и его семья то, его скот – от Хатниха до Аршаб-Калти. В их владении (ихтийар) были и другие горы, помимо этой».

В документе в качестве фискальной единицы почти на всей территории фигурирует джамаат (сельская община) или их комплекс (отдельные владения, или этнополитические единицы).

Вместе с тем дагестанское историческое сочинение «Тарих Да­гестан», в которое включено сообщение о податях шамхалу, не дает возможности судить о характере аренды, носит она наследственный характер или нет.

Особое место среди форм земельной собственности Дагестана занимал мульк. Власть собственника была в принципе неограниченной: он имел право распоряжаться землей по своему усмотрению – продать, подарить, заложить, передать по наследству или в вакф. Это означало право господства субъекта над вещью.

Право собственности на землю в Дагестане имело свою особенность: субъектом вещного права выступала не отдельная личность, а отдельная семья, представленная главой этой семьи.

В Дагестане мульком назывались все частнособственнические земли (мульки феодалов и мульки свободных крестьян) независимо от их размеров, принадлежности, причем юридически обе эти категории рассматривались на основе мусульманского права как одна, т. е. социальный статус собственника не учитывался.

В памятниках обычного права Дагестана слово «мульк» (движимое или недвижимое имущество) известно под названиями: «чужая земля», «чужой сад», «чужое владение», «чужой скот», «чужое имущество».

Пути перехода к мульку, т. е. приобретения права собствен­ности на имущество, были различны. Это оживление «мертвых» земель (заимка русских источников), получение земли по наследству, путем захвата, пожалования, покупки. Статус мульковых земель распространялся в Дагестане прежде всего на пахотные земли, сенокосные угодья, сады, считавшиеся отчуждаемой собственностью отдельных семей. Расчистка горного участка для пахоты требовала титанического труда, и каждый завоеванный таким образом клочок земли становился собственностью отдельной семьи. В высокогорных дагестанских районах с развитым животноводческим хозяйством распорядителями пахотных земель были малые семьи, в то время как наиболее ценные и важные в этих районах пастбищные земли принадлежали правителю, его семье, земельной аристократии.

Право собственности представителей правящего дома, земельной аристократии и военно-служилой знати на «горы», т. е. пастбищные участки, – одна из особенностей социального развития дагестанского общества.

В дошедших до нас источниках институт собственности по­лучал весьма слабое освещение. Выше мы писали о домене шамхальском и его фамилии. Это мульк в полном смысле слова.

Мульки (пахотные и пастбищные участки) принадлежали и другим дагестанским правителям – уцмиям, майсумам, нуцалам, эмирам.

В арабских источниках, описывающих события в Дагестане в IХ-ХI вв., неоднократно встречается термин «дийа». В странах Ближнего Востока “дийа» (мн. число от «дайа») означает крупное владение, поместье, жалуемое первоначально на правах безуслов­ного наследственного держания. По отношению к дагестанской действительности Х-ХII вв. техническое значение «дийа» гораздо шире, чем это известно нам из истории других регионов.

Крупное дагестанское историческое сочинение «История Ширвана и Дербенда» дает в этой области ряд ярких примеров: в 1025 г. брат ширван-шаха Йазида скончался в «дийа» Мухаммеда в Табасаране; Фарибурз построил стены вокруг дийа Михйарийа, которое он превратил в город с замком посередине».

Все эти примеры подводят к одному выводу: речь идет о значительных земельных участках, принад­лежащих правителям, членам правящего дома, крупной земельной аристократии. Вместе с тем то же самое сочинение подчеркивает иной социальной статус «дийа»: в 1068 г. сын ширваншаха Фарибурза Афридун сидел в цитадели ал-Баба (Дербента), пользуясь «каждым удобным случаем, чтобы нападать оттуда на дийа жителей ал-Баба и имарат (возделанные земли) их». Автор X в. Ибн Русте писал, что в Серире жители «20 тысяч долин имеют там свои дийа и селения», а знаменитый энциклопедист Йакут подчеркивал, что у «жителей Лакза, многочисленного народа, имеются возделываемые дийа и населенные области». Здесь речь идет о поселениях и об­рабатываемых землях, прежде всего мульках «крестьянского, неэксплуататорского типа».

Мусульманское право не зафиксировало четко сословную стратиграфию общества, что несомненно отразилось на характеристиках, применяемых в исторических сочинениях Дагестана.

Термин «дийа «равнодушен» к социальному статусу владельца дийа, к раз­мерам этого дийа, потому что он одинаково применим и к большому земельному участку, поместью, крупному уделу с одной стороны, и к мелкому наделу, незначительному по своим размерам к мульковому участку, с другой. Здесь представлен юридический статус дийа как объекта права собственности. В целом дийа – безусловная земельная частная собственность, принадлежащая как феодалу, так и крестья­нину, т. е. мульк в самом широком смысле слова.

Поэтому при характеристике земельно-правовых отношений в Дагестане следует иметь в виду широкую смысловую нагрузку термина «дийа».

В конечном счете, и условные наследственные пожалования – икта, союргалы приобретали со временем самостоятельный, незави­симый характер приобретала фактически (если не юридически) ста­тус мульков.

Что касается мулька как собственности отдельных крестьянских земель, то с Х-ХIII вв. эта форма также получила развитие.

Когда арабский автор X в. ал-Балхи писал, что в Семендере было «много садов… и около 4 тысяч виноградных деревьев, простирающихся до границы Серира», когда ал-Истахри (Х в.) сообщал о «многочисленных садах, расположенных между городом и Баб ал-Абвабом», то мы имеем дело с известиями о земельных участках типа мулька, о мелкой крестьянской собственности. Приведенные выше сведения о мульке относятся к равнинной части Дагестана.

Сведений о мульке в горных районах нет. Однако можно полагать, что арабский автор Закарья ал-Казвини (ум. в 1283 г.) писал именно о мульке: он писал о жителях высокогорного селения Цахур (ныне Рутульский район) так: «каждый из них сеет достаточное для себя количество зерна». Здесь речь идет об использовании клочков пахотных земель, мульков.

Надпись, посвященная строительству минарета в 1401 г. со­общает о том, что в этом же году некий Гурги подарил «мульк селению Киш ал-Хинав». Факт строительства мечетей в Х-ХV вв., по­явления вакфных земель уже говорит о том, что существовали мульки, ибо, как правило, вакфные земли формировались за счет свободно отчуждаемых земель.

Очень важные сведения о частной собственности и о защите имущественных прав отдельных малых семей на пахотные и сенокос­ные участки, на мельницы (мульк) дают «Гидатлинские адаты», отра­зившие общественный строй гидатлинского общества в ХV-ХVII вв.

Одна из статей ясно указывает на наличие лугов (сенокосов) на правах мулька (наряду с общественными сенокосами) и собственности на скот: «Если кто-либо своим скотом «потравит» сенокос другого, то с него взыскивается штраф в пользу общества в размере одной коровы, а также стоимость потравленной травы в пользу хозяина (малик)».

Другая же статья посвящена пахотным участкам и сенокосам: «Если кто взял землю под пахотный участок (мазраа) на участке, не подлежащем делению в качестве пахотной земли, или взял этот участок в качестве сенокоса, или же прирезал оттуда часть к своему сенокосу, с него взыскивается штраф в размере двух котлов на 4 ратала натурой, но не стоимостью».

Особое место среди категорий земельной собственности занимали общинные земли. Письменных сообщений об этой категории земельной собственности в Х-ХIV вв. у нас пока нет, поэтому при­ходится обращаться к более поздним данным.

В общей собственности джамаата находились, прежде всего, пастбищные участки, сенокосы, леса, иногда – пахотные земли. Как писал М. М. Ковалевский, «никто не вправе делать заимки в общинной пустоши и лесе, не получив на то предварительного согласия всей общины».

Далее он особо подчеркнул место и значение общинной (джамаатской) собственности: «… но чего мы нигде не встречаем, так это подавляющего господства частной собственности, сосредоточенной в руках отдельных пар, или индивидуальных семей».

Сельская община (джамаат) была единственным юридическим лицом, имевшим право распоря­жаться этими землями, т. е. коллективной, общинной земельной соб­ственностью, «исходным пунктом всей истории».

Характерно, что в сводах обычно-правовых норм, сложившихся в сравнительно развитых феодальных государствах Дагестана «Пос­тановления Кайтагского уцмия Рустем-хана», «Кодекс Уммахана Аварского»), отразивших сложившееся сословное деление общества, очень слабо улавливаются следы общинной собственности на землю.

В то же время, в собрании обычно-правовых норм союзов сельских общин (например, в «Гидатлинских адатах») категория земель, находящихся в собственности сельской общины в целом, явно прослеживается.

Если пахотные земли, скот, часть покосных земель, хозяйственные постройки находились в частной собственности, то пастбища, часть сенокосов и луга составляли собственность всей сельской общины. Кроме того, имелись пастбища, которыми коллек­тивно пользовались все джамааты, входившие в состав Гидатлинского союза.

В «Гидатлинских адатах» категория общинной земельной собственности обозначалась общим термином «мават» («невозделанная земля», «мертвая вещь»).

Когда одна из статей указывает: «кто скосил сено на мават после объявления запрета», то под «мават» имеется в виду общинный сенокосный участок.

В статье: «…если кто взял себе под пахотный участок из мавата, не подлежащего делению в качестве пахотной земли», «мават» также следует понимать как годную к пахоте землю, принадлежащую общине.

В Дагестане, вплоть до позднейших времен, существовала и тухумная форма собственности.

В собственности тухумов находились как пахотные, так и сенокосные участки.

Правда, мы не располага­ем ни одним сообщением о тухумной собственности в Х-ХIV вв., но об их наличии в это время можно предположить исходя из того, что в XIX в. эта категория собственности еще встречается как пережиточная форма коллективной собственности на землю, как один из путей перехода от общественной собственности к частной.

Особую роль играли вакуфные земли,их возникновение и появление в Дагестане связано с арабскими завоеваниями и распространением ислама.

Вакф – это движимое и недвижимое имущество, завещанное государственным или частным лицом на содер­жание религиозных (мечети, медресе, дервишские обители – ханака, гробницы святых) и благотворительных учреждений (странноприимные дома, приюты для престарелых и сирот, госпитали), представи­телей мусульманского культа.

На окраинах халифата значитель­ная часть вакфа шла на содержание «гази» – «борцов за веру». В качестве вакфа могли быть земельные участки, сады, мельницы, каравансараи, ремесленные мастерские, каналы и т. д. Вакфные земли не подвергались отчуждению, не дарились, не продавались и не обменивались.

В Дагестане вакфное землевладение наблюдается по источни­кам в связи с арабскими походами, конкретнее, с VIII в.

В дальнейшем, в связи с событиями ХI-ХIV вв., мы не встре­чаем, к сожалению, в источниках сведений о вакфных землях и о вакфных поступлениях вообще.

Однако сообщения письменных источ­ников о строительстве все новых и новых мечетей в Дагестане в ХI-ХV вв. свидетельствуют о неуклонном росте такой формы земель­ной собственности, как вакф. В течение Х-ХV вв. мечети были построены во многих населенных пунктах, охватывающих почти все районы Дагестана.

В Дербенте же, как сообщает Закарийа ал-Казвини, в XIII в. было большое число мечетей. В начале XV в. было построено медресе в Кубачи. К XV в. относится также строительство и других культовых сооружений например святилищ (зийарат), в ряде селений: Ахты, Хнов, Мачада, Хучни.

В Дагестане важнейшим фактором, определяющим объем правоспособности, была принадлежность к сельской общине. Именно принадлежность к общине гарантировала отдельной личности и семье право на владение землей, пользование общинными землями (луга, сенокосы) и сервитутами, неприкосновенность земельной собственности семьи, личности, на защиту от внешних притязаний. В мусульманском обществе принадлежность к сельской общине одновременно означала и принадлежность к религиозной общине. Единство интересов личности и общины определял и публично-правовой статус отдельной личности.

Вместе с тем община осуществляла распределение налогов и повинностей по отдельным семьям. Выступая фискальной единицей, она контролировала выполнение договоров и обязательств.

Соглашение членов акушинской общины об усилении роли шариата и института кадиев, а также по различным правовым вопросам (1162/1748-49 г .)

В библиотеке соборной мечети сел. Акуша хранится рукописная книга Са­ках фи-л-луга (автор: ал-Джавхари), переписанная в 909/1503 г. Харуном Ширинским (аш-Ширина) – сыном Ахмада.

На оборотной стороне последнего листа названной рукописи записан текст интересующего нас «Соглашения» от 1162/1748-49г.

Судя по отсутствию свидетелей и с учетом других моментов, наличный текст, снабженный пояснительными значками, надо считать ко­пией. Относится эта копия, по всей видимости, к XVIII – 1-ой половине XIX века.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! У него ищем мы по­мощи. Хвала – Аллаху, Господу миров! Да будут благословение и мир над Мухаммедом и его родичами, всеми вместе!

А далее.

Между людьми, являющимися членами Акушинской общины, име­ли место предварительные обещания друг другу, а затем состоялось и соглашение о следующем:

Люди Акушинской общины будут придерживаться шариата и норм местного права, а также решений своего кадия и своего муэдзи­на

Если же кто-либо посмеет теперь «уединиться» и поступит, таким образом, вопреки их мнению, то за такое преступление на такого «уе­динившегося» человека будет наложен один бык.

Далее, люди являющиеся членами Акушанской общины дали друг другу предварительные обещания, а затем и согласились на следующее:

Пятничные молитвы-джума и похороны-джаназа своих людей проводить только с разрешениях своего кадия.

Если кто-либо пойдет на пятничную молитву или на похороны без разрешения кадия, конфликтуя с ним, то на такого человека, посту­пающего тут без разрешения кадия, за это его преступление будет на­ложен один бык4.

Если кто-либо без разрешения кадия пойдет в направлении дома, где есть покойник, чтобы читать там ясан 5, то на такого человека бу­дет наложен один бык.

Если кто-либо без разрешения Акушинского кадия заключит брач­ный договор (никак), то на человека, поступившего так, будет наложен один бык6.

Если кто-либо без разрешения кадия станет читать Коран на моги­ле человека, то на такого чтеца будет наложен один бык.

Далее, люди являющиеся членами Акушинской общины дали друг другу предварительные обещания, а затем и согласились на следующее:

Если женщина убежит к мужчине с тем, чтобы он женился на ней, или если она скажет: «Он совершил в отношении меня. мерзкий поступок», или же скажет она: «Я беременна от него», но затем ока­жется, что тогда, когда производился якобы названный поступок, она абсолютно не кричала и не призывала людей, то в таком случае муж­чина, к которому она прибежала, – если только пожелает сделать ее своей женой, – пусть женится на ней. Однако, брачный дар (сидак)7, даваемый такой женщине, должен представлять собой следующее: одну из плохих пашен, принадлежащих названному мужчине, с площадью равной одной мерке (кайл) 8, рубаш­ку, покрывало из души9 или джулха (джулеьа)10.

Если мужчина пожелает «сохранить» такую женщину возле себя, то пусть, «сохраняет»ее. Если же нет, то пусть он дает ей развод11.

Если мужчина не пожелает жениться на женщине, которая гово­рит: «Он совершил в отношении меня мерзкий поступок», – и [пуб­лично] скажет: «Я чист в отношении ее», – то он должен дать об этом клятву, причем, однако, вместе с сорока мужчинами из числа своих родственников.

Если, однако, такой мужчина, не сможет провести названный вы­ше [обряд! принесения клятвы, то он обязан дать в качестве выкупа двух быков.

Если же в названной ситуации мужчина даст, вместе с сорока своими родственниками, клятву" в том, что он чист перед женщиной, которая прибежала к нему и говорила названные выше слова, то два быка следует требовать уже у названной здесь женщины.

В случае же не предоставления ею двух быков, следует отрубить ей ухо или нос.

Записан текст договора в 1162/1748-49 году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.013 с.)