Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения Дагестана и России во второй половине хiх в

Поиск

Присоединение Дагестана к России, несмотря на колониальную политику и реакционные цели самодержавия, имело объективно-прогрессивные последствия в общественно-экономической и культурной жизни дагестанских народов, связавших свою историческую перспективу с великим русским народом.

Навсегда избавленные от опасности опустошительных нашествий и угрозы порабощения со стороны Турции и Ирана, народы Дагестана получили возможность для развития своей экономики и культуры темпами, значительно более ускоренными, чем когда-либо в своей многовековой предыдущей истории.

Помимо твердо гарантированной внешней безопасности, в Дагестане создались условия для ликвидации феодальной раздробленности и междоусобиц.

Вовлечение народов Дагестана в сферу политико-правовой и социально-экономической жизни единого централизованного государства подрывало патриархально-родовые устои, разрушало феодальные формы хозяйства, ускоряло классовую дифференциацию, способствовало оживлению торговли, улучшению земледелия и скотоводства, строительству дорог, мостов и т. д.

В первой половине XIX века царское правительство, сохраняя за феодальными владетелями политическую власть, не принимало каких-либо мер для существенного ограничения произвола владетелей, осуществлявших свою власть в самых деспотических формах.

В 1856 году должность наместника Кавказа занял князь Барятинский, который в том же году представил на утверждение Александра II проект организации управления кавказскими народами.

Проект этот получил одобрение и стал проводиться в жизнь.

При составлении нового положения об управлении Дагестаном князь Барятинский требовал, чтобы оно было основано “… на полном поддержании ханской власти всюду, где она существовала, на устройстве в остальных частях такого управления, которое бы сохраняло уважение к личности, к старинным сословным и поземельным правам туземцев, применяясь к требованиям русских интересов”.

В 1859 году завершилась Кавказская война и перед царской администрацией встал вопрос вовлечения вновь покоренные горские народы в русло политического и экономического развития России.

Военные власти России начали поиски оптимальных для условий Кавказа форм и методов управления.

Завершение активных военных действий в 1859 году дало возможность создания достаточно стройной системы администрации в Терской и Дагестанской областях- военно-народного управления.

Главная цель военно-народного управления заключалась не столько «в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении удержать население в повиновении, и, в случае надобности, быстро и решительно с имеющимися под руками, часто ничтожными военными силами, подавить восстание».

В этих условиях наиболее удобной формой административного управления, могла быть только военная администрация. Создание Дагестанской области и утверждение “Положе­ния об управлении” имело вместе с тем и объективно-прогрес­сивное значение.

С этого периода ликвидировалась феодаль­ная раздробленность и межфеодальные столкновения.

В интересах России на Кавказе поддержание во вновь покоренных горских обществах существовавшего у них порядка управления, вытекавшего из сложившихся народных обычаев, с широким привлечением представителей местных народностей, но под руководством поставленного царским правительством лица из числа среднего и старшего офицерства.

Выбор последних лиц представлялся особенно важным, так как они должны были удовлетворять в известной мере нравственным и образовательным требованиям, а также ознакомлены с бытом и обычаями управляемого народа.

Таких представителей, могла дать Кавказская армия, где была сосредоточена лучшая часть русского офицерства, которая была знакома с бытом народа, и его обычаями.

При формировании системы военно-народного управления учитывался опыт организации управления в азиатских и африканских колониях европейских стран, князь Барятинский рекомендовал использовать опыт французов в Алжире.

При этом он придавал особое значение знанию местных языков и обычаев, как важнейшего условия успеха создаваемой системы управления.

По мнению князя Барятинского: «… управление должно было отвечать духу, нравам и обычаям разноплеменного горского населения».

В результате была создана своеобразная и оригинальная система власти, известная под наименованием «военно-народное управление» оно отвечало особым политическим условиям Дагестана

Кстати, это благое и, несомненно, полезное, пожелание князя Барятинского так и осталось пожеланием, так как и в будущем, большинство представителей российской власти так и не нашли «общего языка» с местным населением.

Специальное “Положение об управлении Дагестанской области и Закавказ­ским округом”, введенное в 1860 г., предусматривало прове­дение основных начал военно-народной системы управления.

Административные преобразования были полностью подчинены задачам колониального управления, в основе которого лежала незыблемость сословных и поземельных прав господ­ствующего класса.

В “Положении о Кавказской армии”, утвержденном 1 апреля 1858г., специальный раздел был посвящен управлению горскими народами. С этим разделом связано первое официальное узаконение системы военно-народного управления.

При составлении нового положения об управлении Даге­станом князь Барятинский требовал, чтобы оно было основано. “… на полном поддержании ханской власти всюду, где она су­ществовала, на устройстве в остальных частях такого управле­ния, которое бы сохраняло уважение к личности, к старинным сословным и поземельным правам туземцев, применяясь к тре­бованиям русских интересов ”.

Целью русского управления на Кавказе, полагал Барятин­ский, должно было быть уменьшение влияния мусульманского духовенства, враждебного интересам России, и всемерное воз­вышение высшего сословия там, где оно существовало и созда­ние его там, где его не было.

Свое воплощение эта цель и нашла в “Положении об управлении Дагестанской областью”, утвержденном Барятин­ским.

Таковы условия возникновения военно-народного управления на Кавказе.

Оно создавалось под влиянием обстоятельств, не терпящих отлагательств, еще в ходе многолетней Кавказской войны.

Несомненно, элементы военно-народного управления практиковались с самого начала войны и постепенно укоренялись в виде распоряжений частных военных начальников, в руках которых сосредотачивалась обыкновенно и гражданская власть.

Первый шаг в формировании целостной системы военно-народного управления горскими народами сделал князь А. И. Барятинский в 1852 году, когда им была издана особая инструкция по управлению покоренными областями Кавказа.

Образование Дагестанской области

С завершением Кавказской войны назрела необходимость изменить структуру управления краем, которая до этого строилось не по принципу отдельных административных единиц,

а подразделялась на территориальные районы военных действий отрядов Кавказской армии (правое крыло, левое крыло и т. д.). Появилась необходимость в создании самостоятельных административных единиц (область, управление, наибства) военно-народного управления, а также центрального учреждения для руководства и регулирования управления новыми подданными. В 1858 году было утверждено Положение по управлению Кавказской армией, где в составе Главного штаба было создано специальное отделение по управлению горскими народами. Основные функции по управлению краем были возложены на главнокомандующего армией на Кавказе. 24 мая 1860 года генерал-фельдмаршал Барятинский издал Приказ по созданию при Главном штабе Кавказской армии «Канцелярии по управлению горцами».

Что же касается структуры военно-народного управления в Дагестане, то она соответствовала политическим и экономическим условиям, в которых находился Кавказ во второй половине XIX века и была максимально приспособлена к интересам царизма.

5 апреля 1860 года был утвержден проект Положения и штаты по управлению Дагестанской областью и Закатальским округом, где были сформулированы основные принципы управления краем, которые заключались в следующем: сохранение власти в руках царского военного командования, поддержание и укрепление высшего сословия горцев, ликвидация действия шариата, являвшегося одним из устоев мюридистского движения и восстановление действия адатов.

На территории Левого крыла Кавказской армии, которая располагалась в Северо-Восточном Кавказе, были образованы Терская и Дагестанская области. Областью руководил начальник, который одновременно был командующим русской армией в Дагестане.

Центром администрации Дагестанской области стал город Темир-Хан-Шура. Документом, определявшим направление новой административной политики в Дагестане, стало “Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом” от 5 апреля 1860 года, составленный А. И. Барятинским и одобренный царем 18 июля 1860 года. Это “Положение” определило пути создания в Дагестане однотипной системы административного деления и управления.

В первом параграфе “Положения” говорилось о создании Дагестанской области во главе с начальником из русских генералов, в руках которого была сосредоточена полнота всей власти. В состав области было включены Прикаспийский край за исключением Кубинского уезда, вышедшего в Бакинскую губернию, и территория имамата. А территорию Засулакской Кумыкии включили в Терскую область. Таким образом, территориальное подразделение было осуществлено без достаточного учета экономической целесообразности, национально-культурных запросов местных народов. Искусственно территорию лезгинского и кумыкского народов разделили реками Самур и Сулак.

Дагестанская область была разделена на 4 военных отдела и 2 гражданских управления: Южный Дагестан, Северный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан и Дербентское градоначальство и управление портовым городом Петровском.

В Северный Дагестан вошли Даргинский округ с присоединеными к нему Сюргинским обществом, Шамхальством Тарковским, Мехтулинским ханством, Присулакским наибством.

В Южный Дагестан вошли Кайтаго-Табасаранский округ, состоящий из Верхнего и Нижнего Кайтага, Северного и Южного Табасарана, Самурский округ с присоединенными к нему бывшими горными магалами, т. е. территории рутульцев и цахуров, а также Кюринское ханство.

Средний Дагестан состоял из Гунибского округа, в состав которого вошли Андалальское, Согратлинское, Тляратинское, Корахское, Ратлуахвахское, Тлейсерухское, Карада-куядинское, Салтинское, Койсубулинское общества, Казикумухский округ и Аварское ханство.

В Верхний Дагестан был включен Бежтинский округ и все селения, не вошедшие в Гунибский округ и Аварское ханство. Начальнику Верхнего Дагестана временно был подчинен Закатальский округ, образуемый из значительной части Джаро-Белоканского округа, исключая горные магалы, отошедшие к Самурскому округу.

Дербентское градоначальство состояло из города Дербента со всеми землями, принадлежавшими городу, и Улусского магала. В управление портовым городом Петровском входил город с принадлежавшими городу землями.

Управление Дагестанской областью делилось на военное и гражданское. Военное управление делилось на управление войсками, управление местным населением на особых правах и на управление городом Петровским.

Оба вида управления подчинялись начальнику Дагестанской области. Начальник области имел право командирования корпуса, не отделенного от армий, а по гражданской части – права генерал-губернаторов центральных русских губерний. По отношению к местному населению он действовал по особому местному положению.

При начальнике области были штаб командующего войсками и канцелярии. Начальник области имел право: употреблять силу оружия против возмутившихся и упорствующих в неповиновении жителей, предавать «военному суду» за измену и другие антиправительственные деяния, высылать в административном порядке из края неугодных царским властям лиц, утверждать приговоры судебных инстанций и так далее.

Начальники отделов подчинялись начальнику области. Окружные управления отчитывались перед начальниками военных отделов. Ханства подчинялись начальникам отделов по военным вопросам.

Начальники отделов и округов осуществляли и надзор за «расположением умов» населения, наблюдали за деятельностью судебных инстанций, раскладывали натуральные повинности, а также решали мелкие уголовные и гражданские дела.

С 1860 по 1917 гг. начальниками области, военных отделов и округов являлись только русские, армяне, грузины в чине генералов или полковников и ни одного дагестанца.

Округа делились на наибства, во главе которых стояли назначенные наибы, за исключением Кайтаго-Табасаранского и Даргинского округов. В первом из них Кайтаг, Северный и Южный Табасаран управлялись феодальными владетелями, а во втором сохранилось прежнее деление по обществам, коими управляли назначенные царскими властями кадии из знатных фамилий.

При создании Дагестанской области в его состав вошли 4 округа и 5 владений. За ханами было сохранено внутреннее управление. Они управляли местным населением на ханских правах с запретом раздавать лично им непринадлежавшие населенные и ненаселенные имения. Ханам были предоставлены штабс-офицеры из русских, при них были созданы словесные суды, приговоры которых утверждались ханами.

“Положение” от 5 апреля 1860 года сохранило в Дагестане феодальные владения. Автор “Положения” А. И. Барятинский был убежден в том, что единственной возможностью подрыва влияния духовенства на местное население – это дальнейшее укрепление ханской власти там, где есть, восстановление высшего сословия там, где еще сохранились следы его существования, и создание новых ханств там, где они не были никогда. Но в 1862 году Барятинский покинул пост наместника Кавказа. Наместником стал великий князь, брат царя Михаил Николаевич, который круто изменил политику по отношению к ханам и поставил на повестку дня вопрос о ликвидации всех ханств и унификации имперского управления на Кавказе, в том числе в Дагестане.

У ханов, у которых совсем недавно военное командование отмечало массу служебных и личных достоинств, теперь стали обнаруживать массу отрицательных черт и непригодность к управлению («отсутствие достаточных умственных способностей, увлечение спиртными напитками, преклонный возраст, жестокость в обращении с подвластными жителями» и т. п.). Из всего этого был сделан вывод о том, что ханское управление оказалось невозможным.

Являвшееся возможным в течение десятилетий теперь ханское управление оказалось невозможным. На упорствующих ханов военное командование оказало давление, чтобы они писали заявления на имя царя с просьбой разрешать им добровольно сложить с себя полномочия. Когда недовольные ликвидацией Казикумухского ханства организовали волнения в Кумухе, они были подавлены войскамиа далее ….

Аварский хан Ибрагим узнал о своем смещении, когда он находился на лечение в Пятигорске

-узнав о том, что судьба Кюринского ханства решена, Юсуф-хан попросил разрешения отправиться в Мекку. Поездки незамедлительно разрешили. Кюринское ханство было переименовано в округ…в -1865 году владетель Кайтага Ахмед-хан добровольно отказался от всех своих прав…

- 1866 году наместник Кавказа лишил всех прав владетелей Табасарана…в этом же году от всех своих прав добровольно отказались Рашид-хан Мехтулинский и шамхал Тарковский. Из этих ханств в 1867 году по указу царя был создан Темирханшуринский округ.

К концу 1867 года Дагестанская область состояла из 9 округов, в которых действовала однотипная система административного деления и управления. Эти округа следующие: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтаго-Табасаранский, Темирханшуринский, Самурский, Кюринский, Кумыкский округ, переименованный в 1871 году в Хасавюртовский, входил в Терскую область.

По мнению известного дагестанского ученого Рамазанова Х.Х.-за 60 лет (1806-1866) 30 феодальных владений исчезли с политической карты Дагестана. Все виды и формы дагестанской местной государственности, оставлявшие в перспективе возможность путем объединения создать общедагестанское государство, были до основания разрушены. Власть военной администрации победила. Было создано четырехзвенное административное деление: область, военные отделы, округа, наибства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.37 (0.013 с.)