Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношения Дагестана и России во второй половине хiх вСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Присоединение Дагестана к России, несмотря на колониальную политику и реакционные цели самодержавия, имело объективно-прогрессивные последствия в общественно-экономической и культурной жизни дагестанских народов, связавших свою историческую перспективу с великим русским народом. Навсегда избавленные от опасности опустошительных нашествий и угрозы порабощения со стороны Турции и Ирана, народы Дагестана получили возможность для развития своей экономики и культуры темпами, значительно более ускоренными, чем когда-либо в своей многовековой предыдущей истории. Помимо твердо гарантированной внешней безопасности, в Дагестане создались условия для ликвидации феодальной раздробленности и междоусобиц. Вовлечение народов Дагестана в сферу политико-правовой и социально-экономической жизни единого централизованного государства подрывало патриархально-родовые устои, разрушало феодальные формы хозяйства, ускоряло классовую дифференциацию, способствовало оживлению торговли, улучшению земледелия и скотоводства, строительству дорог, мостов и т. д. В первой половине XIX века царское правительство, сохраняя за феодальными владетелями политическую власть, не принимало каких-либо мер для существенного ограничения произвола владетелей, осуществлявших свою власть в самых деспотических формах. В 1856 году должность наместника Кавказа занял князь Барятинский, который в том же году представил на утверждение Александра II проект организации управления кавказскими народами. Проект этот получил одобрение и стал проводиться в жизнь. При составлении нового положения об управлении Дагестаном князь Барятинский требовал, чтобы оно было основано “… на полном поддержании ханской власти всюду, где она существовала, на устройстве в остальных частях такого управления, которое бы сохраняло уважение к личности, к старинным сословным и поземельным правам туземцев, применяясь к требованиям русских интересов”. В 1859 году завершилась Кавказская война и перед царской администрацией встал вопрос вовлечения вновь покоренные горские народы в русло политического и экономического развития России. Военные власти России начали поиски оптимальных для условий Кавказа форм и методов управления. Завершение активных военных действий в 1859 году дало возможность создания достаточно стройной системы администрации в Терской и Дагестанской областях- военно-народного управления. Главная цель военно-народного управления заключалась не столько «в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении удержать население в повиновении, и, в случае надобности, быстро и решительно с имеющимися под руками, часто ничтожными военными силами, подавить восстание». В этих условиях наиболее удобной формой административного управления, могла быть только военная администрация. Создание Дагестанской области и утверждение “Положения об управлении” имело вместе с тем и объективно-прогрессивное значение. С этого периода ликвидировалась феодальная раздробленность и межфеодальные столкновения. В интересах России на Кавказе поддержание во вновь покоренных горских обществах существовавшего у них порядка управления, вытекавшего из сложившихся народных обычаев, с широким привлечением представителей местных народностей, но под руководством поставленного царским правительством лица из числа среднего и старшего офицерства. Выбор последних лиц представлялся особенно важным, так как они должны были удовлетворять в известной мере нравственным и образовательным требованиям, а также ознакомлены с бытом и обычаями управляемого народа. Таких представителей, могла дать Кавказская армия, где была сосредоточена лучшая часть русского офицерства, которая была знакома с бытом народа, и его обычаями. При формировании системы военно-народного управления учитывался опыт организации управления в азиатских и африканских колониях европейских стран, князь Барятинский рекомендовал использовать опыт французов в Алжире. При этом он придавал особое значение знанию местных языков и обычаев, как важнейшего условия успеха создаваемой системы управления. По мнению князя Барятинского: «… управление должно было отвечать духу, нравам и обычаям разноплеменного горского населения». В результате была создана своеобразная и оригинальная система власти, известная под наименованием «военно-народное управление» оно отвечало особым политическим условиям Дагестана Кстати, это благое и, несомненно, полезное, пожелание князя Барятинского так и осталось пожеланием, так как и в будущем, большинство представителей российской власти так и не нашли «общего языка» с местным населением. Специальное “Положение об управлении Дагестанской области и Закавказским округом”, введенное в 1860 г., предусматривало проведение основных начал военно-народной системы управления. Административные преобразования были полностью подчинены задачам колониального управления, в основе которого лежала незыблемость сословных и поземельных прав господствующего класса. В “Положении о Кавказской армии”, утвержденном 1 апреля 1858г., специальный раздел был посвящен управлению горскими народами. С этим разделом связано первое официальное узаконение системы военно-народного управления. При составлении нового положения об управлении Дагестаном князь Барятинский требовал, чтобы оно было основано. “… на полном поддержании ханской власти всюду, где она существовала, на устройстве в остальных частях такого управления, которое бы сохраняло уважение к личности, к старинным сословным и поземельным правам туземцев, применяясь к требованиям русских интересов ”. Целью русского управления на Кавказе, полагал Барятинский, должно было быть уменьшение влияния мусульманского духовенства, враждебного интересам России, и всемерное возвышение высшего сословия там, где оно существовало и создание его там, где его не было. Свое воплощение эта цель и нашла в “Положении об управлении Дагестанской областью”, утвержденном Барятинским. Таковы условия возникновения военно-народного управления на Кавказе. Оно создавалось под влиянием обстоятельств, не терпящих отлагательств, еще в ходе многолетней Кавказской войны. Несомненно, элементы военно-народного управления практиковались с самого начала войны и постепенно укоренялись в виде распоряжений частных военных начальников, в руках которых сосредотачивалась обыкновенно и гражданская власть. Первый шаг в формировании целостной системы военно-народного управления горскими народами сделал князь А. И. Барятинский в 1852 году, когда им была издана особая инструкция по управлению покоренными областями Кавказа. Образование Дагестанской области С завершением Кавказской войны назрела необходимость изменить структуру управления краем, которая до этого строилось не по принципу отдельных административных единиц, а подразделялась на территориальные районы военных действий отрядов Кавказской армии (правое крыло, левое крыло и т. д.). Появилась необходимость в создании самостоятельных административных единиц (область, управление, наибства) военно-народного управления, а также центрального учреждения для руководства и регулирования управления новыми подданными. В 1858 году было утверждено Положение по управлению Кавказской армией, где в составе Главного штаба было создано специальное отделение по управлению горскими народами. Основные функции по управлению краем были возложены на главнокомандующего армией на Кавказе. 24 мая 1860 года генерал-фельдмаршал Барятинский издал Приказ по созданию при Главном штабе Кавказской армии «Канцелярии по управлению горцами». Что же касается структуры военно-народного управления в Дагестане, то она соответствовала политическим и экономическим условиям, в которых находился Кавказ во второй половине XIX века и была максимально приспособлена к интересам царизма. 5 апреля 1860 года был утвержден проект Положения и штаты по управлению Дагестанской областью и Закатальским округом, где были сформулированы основные принципы управления краем, которые заключались в следующем: сохранение власти в руках царского военного командования, поддержание и укрепление высшего сословия горцев, ликвидация действия шариата, являвшегося одним из устоев мюридистского движения и восстановление действия адатов. На территории Левого крыла Кавказской армии, которая располагалась в Северо-Восточном Кавказе, были образованы Терская и Дагестанская области. Областью руководил начальник, который одновременно был командующим русской армией в Дагестане. Центром администрации Дагестанской области стал город Темир-Хан-Шура. Документом, определявшим направление новой административной политики в Дагестане, стало “Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом” от 5 апреля 1860 года, составленный А. И. Барятинским и одобренный царем 18 июля 1860 года. Это “Положение” определило пути создания в Дагестане однотипной системы административного деления и управления. В первом параграфе “Положения” говорилось о создании Дагестанской области во главе с начальником из русских генералов, в руках которого была сосредоточена полнота всей власти. В состав области было включены Прикаспийский край за исключением Кубинского уезда, вышедшего в Бакинскую губернию, и территория имамата. А территорию Засулакской Кумыкии включили в Терскую область. Таким образом, территориальное подразделение было осуществлено без достаточного учета экономической целесообразности, национально-культурных запросов местных народов. Искусственно территорию лезгинского и кумыкского народов разделили реками Самур и Сулак. Дагестанская область была разделена на 4 военных отдела и 2 гражданских управления: Южный Дагестан, Северный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан и Дербентское градоначальство и управление портовым городом Петровском. В Северный Дагестан вошли Даргинский округ с присоединеными к нему Сюргинским обществом, Шамхальством Тарковским, Мехтулинским ханством, Присулакским наибством. В Южный Дагестан вошли Кайтаго-Табасаранский округ, состоящий из Верхнего и Нижнего Кайтага, Северного и Южного Табасарана, Самурский округ с присоединенными к нему бывшими горными магалами, т. е. территории рутульцев и цахуров, а также Кюринское ханство. Средний Дагестан состоял из Гунибского округа, в состав которого вошли Андалальское, Согратлинское, Тляратинское, Корахское, Ратлуахвахское, Тлейсерухское, Карада-куядинское, Салтинское, Койсубулинское общества, Казикумухский округ и Аварское ханство. В Верхний Дагестан был включен Бежтинский округ и все селения, не вошедшие в Гунибский округ и Аварское ханство. Начальнику Верхнего Дагестана временно был подчинен Закатальский округ, образуемый из значительной части Джаро-Белоканского округа, исключая горные магалы, отошедшие к Самурскому округу. Дербентское градоначальство состояло из города Дербента со всеми землями, принадлежавшими городу, и Улусского магала. В управление портовым городом Петровском входил город с принадлежавшими городу землями. Управление Дагестанской областью делилось на военное и гражданское. Военное управление делилось на управление войсками, управление местным населением на особых правах и на управление городом Петровским. Оба вида управления подчинялись начальнику Дагестанской области. Начальник области имел право командирования корпуса, не отделенного от армий, а по гражданской части – права генерал-губернаторов центральных русских губерний. По отношению к местному населению он действовал по особому местному положению. При начальнике области были штаб командующего войсками и канцелярии. Начальник области имел право: употреблять силу оружия против возмутившихся и упорствующих в неповиновении жителей, предавать «военному суду» за измену и другие антиправительственные деяния, высылать в административном порядке из края неугодных царским властям лиц, утверждать приговоры судебных инстанций и так далее. Начальники отделов подчинялись начальнику области. Окружные управления отчитывались перед начальниками военных отделов. Ханства подчинялись начальникам отделов по военным вопросам. Начальники отделов и округов осуществляли и надзор за «расположением умов» населения, наблюдали за деятельностью судебных инстанций, раскладывали натуральные повинности, а также решали мелкие уголовные и гражданские дела. С 1860 по 1917 гг. начальниками области, военных отделов и округов являлись только русские, армяне, грузины в чине генералов или полковников и ни одного дагестанца. Округа делились на наибства, во главе которых стояли назначенные наибы, за исключением Кайтаго-Табасаранского и Даргинского округов. В первом из них Кайтаг, Северный и Южный Табасаран управлялись феодальными владетелями, а во втором сохранилось прежнее деление по обществам, коими управляли назначенные царскими властями кадии из знатных фамилий. При создании Дагестанской области в его состав вошли 4 округа и 5 владений. За ханами было сохранено внутреннее управление. Они управляли местным населением на ханских правах с запретом раздавать лично им непринадлежавшие населенные и ненаселенные имения. Ханам были предоставлены штабс-офицеры из русских, при них были созданы словесные суды, приговоры которых утверждались ханами. “Положение” от 5 апреля 1860 года сохранило в Дагестане феодальные владения. Автор “Положения” А. И. Барятинский был убежден в том, что единственной возможностью подрыва влияния духовенства на местное население – это дальнейшее укрепление ханской власти там, где есть, восстановление высшего сословия там, где еще сохранились следы его существования, и создание новых ханств там, где они не были никогда. Но в 1862 году Барятинский покинул пост наместника Кавказа. Наместником стал великий князь, брат царя Михаил Николаевич, который круто изменил политику по отношению к ханам и поставил на повестку дня вопрос о ликвидации всех ханств и унификации имперского управления на Кавказе, в том числе в Дагестане. У ханов, у которых совсем недавно военное командование отмечало массу служебных и личных достоинств, теперь стали обнаруживать массу отрицательных черт и непригодность к управлению («отсутствие достаточных умственных способностей, увлечение спиртными напитками, преклонный возраст, жестокость в обращении с подвластными жителями» и т. п.). Из всего этого был сделан вывод о том, что ханское управление оказалось невозможным. Являвшееся возможным в течение десятилетий теперь ханское управление оказалось невозможным. На упорствующих ханов военное командование оказало давление, чтобы они писали заявления на имя царя с просьбой разрешать им добровольно сложить с себя полномочия. Когда недовольные ликвидацией Казикумухского ханства организовали волнения в Кумухе, они были подавлены войскамиа далее …. Аварский хан Ибрагим узнал о своем смещении, когда он находился на лечение в Пятигорске -узнав о том, что судьба Кюринского ханства решена, Юсуф-хан попросил разрешения отправиться в Мекку. Поездки незамедлительно разрешили. Кюринское ханство было переименовано в округ…в -1865 году владетель Кайтага Ахмед-хан добровольно отказался от всех своих прав… - 1866 году наместник Кавказа лишил всех прав владетелей Табасарана…в этом же году от всех своих прав добровольно отказались Рашид-хан Мехтулинский и шамхал Тарковский. Из этих ханств в 1867 году по указу царя был создан Темирханшуринский округ. К концу 1867 года Дагестанская область состояла из 9 округов, в которых действовала однотипная система административного деления и управления. Эти округа следующие: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтаго-Табасаранский, Темирханшуринский, Самурский, Кюринский, Кумыкский округ, переименованный в 1871 году в Хасавюртовский, входил в Терскую область. По мнению известного дагестанского ученого Рамазанова Х.Х.-за 60 лет (1806-1866) 30 феодальных владений исчезли с политической карты Дагестана. Все виды и формы дагестанской местной государственности, оставлявшие в перспективе возможность путем объединения создать общедагестанское государство, были до основания разрушены. Власть военной администрации победила. Было создано четырехзвенное административное деление: область, военные отделы, округа, наибства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.37 (0.013 с.) |