Закат - третья основа ислама 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закат - третья основа ислама



ЗАКАТ

Слово Закат в переводе с арабского означает очищение, умножение.

Закат является одним из основных столпов ислама, касающийся отношений между людьми. В Коране он упоминается после обязательной молитвы. Закат связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и людей с состоянием.

Сомнение в предписанности Заката рассматривается как вероотступничество.

Закат - это практическое выражение милосердия, помощи и сочувст­вия, на которые указал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ в своем известном хадисе: “Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело - если одна часть его болит, то все тело болит”.

С точки зрения ислама, имущество человека - это достояние Аллаха /хвала Ему Всевышнему/. Как гласит священный Коран: “И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам /Сура “Ан-Нур”/. Ислам считает, что Аллах вручил людям достояние и они должны быть достойными наследниками настоящего Владетеля в ­пользовании и обращении с имуществом, о чем говорит Аллах в Коране: “И расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками!” /Сура “Аль-Хадид”/.

Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых. Об этом сказано в Коране так: “В имуществах, которых известное право для просящего и лишенного”. /Сура “Аль-Ма'ариф”/. Коран гласит также: “И в достоянии их была доля для просящего и лишенного”. /Сура: “Аз-Зариат”/. Установил это право, считая его долей в имуществах богатых, которые не должны запрещать просящим и лишенным, имеющим это право, получать эту долю.

Ислам положил великолепную и важную основу осуществления социальной справедливости среди людей, чтобы все рабы Аллаха имели тот удел, который ниспослал им Аллах. Посмотрев, как распределяется Закат среди тех восьми категорий людей, которые должны его получать, видим, что Закат имеет целью обеспечение нуждающихся, чтобы не было в исламском обществе просящего или лишенного. Если же Закат не полностью выполняет эту благую цель, Ислам указывает, согласно хадису Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/: “В имущест­ве еще есть доля кроме Заката”. Это предание объясняет то, что священный Коран во многих стихах говорит о поощрении рас­ходования имущества ради Аллаха и на увеличение блага для тех, кто расходует из того, чем Аллах их наделил.

В Коране пре­дупреждаются скупящиеся о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха, и мусульманин предостерегается от скупости, которая вызывает ненависть у бедных и слабых.

Этим совершенным исламским путем человеческое общество защищает себя от революции голодных и лишенных и сохраняет себя от насилия и кровопролития.

Таким образом, социальная справедливость становится основой обеспечения мира, справед­ливости и любви среди рабов Аллаха.

Закат является лучшим свидетельством заботы Ислама о социальной справедливости и того, что социальная безопасность обес­печивается только под покровительством Ислама.

“Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение (т.е. уплачивают Закат)”. /Сура “Аль-Му'минун”/

ВИДЫ ЗАКАТА

Закат делится на два основных вида:

Закат аль-фитр /Закат от разговенья/, называемый также Закат аль-бадан /Закат от тела/.

Закат аль-маль /Закат от имущества/.

ЗАКАТ АЛЬ-ФИТР

Называется Закат аль-бадан или подаяние разговенья. Предписан Пророком /да благословит его Аллах и приветствует/ в том же году, в котором началось соблюдение Поста месяца Рамадан. За день или два до разговенья Пророк произнес проповедь, в которой сказал: “Дайте саа (меру сыпучих тел) пшеницы или саа фиников, или ячменя на каждого свободного или раба, и маленького и взросло­го”.

Как рассказал Абд ар-Раззак, опираясь на Абд бин Саальба и Аль-Бухари, пересказывая Ибн Омара /да будет доволен ими Аллах/: “Предписал Пророк /да благословит его Aллах и приветствует/ подаяние разговенья после Поста Рамадана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман”.

КТО ДОЛЖЕН ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ РОЗГОВЕНЬЯ.

Свободный мусульманин, имеющий возможность подать милостыню, после того, как наестся сам, накормит свою семью /жену, детей, слуг/ и всех остальных, кто находится на его содержании.

РАЗМЕР МИЛОСТЫНИ РАЗГОВЕНЬЯ.

Размер ее - саа фиников или ячменя или пшеницы или риса или кукурузы или чего-то другого, что едят большинство людей в данной местности, на каждого человека. Саа в Египте равно 1,7 кадаха (Кадах=2.0625л) или 2 кадахам. У ханафитов саа равно 1,3 кадаха. И у них же, если Закат дается пшеницей, то это будет пол-саа.

По мазхабу Имама Абу Ханафи можно давать милостыню деньгами, если это выгоднее бедным. А они могут купить на них то, в чем больше нуждаются. Это может быть лекарство или что-нибудь иное.

ВРЕМЯ ПОДАЯНИЯ.

Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выдачи Заката аль-фитр - это конец месяца Рамадана, и расходятся только в том, должен ли это быть заход солнца в вечер разговенья или восход солнца в день праздника. Но несомненно то, что это должно происходить перед выходом на молитву. Ибн Омар /да будет им доволен Аллах/ сказал: “Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ приказал нам давать Закат разговенья до выхода людей на молитву”.

Допускается выдача Заката за день или два до праздника.

А по другому мнению допускается выдача Заката с первого дня месяца, но не допускается задержка на день после праздника. В таком случае, это будет просто подаяние, а не Закат. Об этом говорится в хадисе нашего Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/, переданного от Ибн Аббаса /да будет доволен им Аллах/: “Предписал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ Закат аль-фитр в виде очищения постящегося от пустословия и сквернословия и для того, чтобы накормить бедных. Закат до молитвы является Закатом, а после молитвы - это будет просто милостыня”.

Но необходимо знать, что не становится Закат аль-фитр недействительным из-за задержки его выплаты, более того, его надо выплатить обязательно. Человек должен дать часть того, чем он владеет, до окончания отпущенного ему срока, ибо спросится за это в День, когда будет бесполезно раскаяние и не будет имущества.

ПОЛЬЗА ОТ ВЫПЛАТЫ ЗАКАТА РАЗГОВЕНЬЯ

Закат аль-фитр выгоден дающему и выгоден обществу.

Польза дающему заключается в очищении от того, что возможно запятнало во время поста: от пустословия, сквернословия или подобных грехов, от которых необходимо воздерживаться также, как необходимо воздерживаться от еды, питья и похоти. Чело­век не безгрешен и дает Закат очищения и исправления оплошностей и ошибок, которые могли произойти. Именно это имел в виду Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/, когда говорил: “Пост в месяце Рамадан висит между небом и зем­лей, и возвышается только с выплатой Заката аль-фитр."

Отсюда Закат разговенья связан с каждым, находящимся под опекой постящегося, как с малолетним, так и со взрослым, как со свободным, так и с подневольным. Это - Закат для тел, поэтому называется Закат тела, также как и Закатом разговенья. Следо­вательно, просьба к Аллаху Всевышнему касается того, чтобы Он сохранил тела тех, кто заплатил и за кого выплачен Закат, омыл и очистил их. Это входит в общий смысл сказанного Всевышним. “Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их”. /Сура “Ат-Тавба”/.

Что касается пользы для общества, то она заключается в избавлении бедных от униженности и недостатка в день праздника. Как гласит хадис: “Обогатите их в этот день” или “Освободите их от хождения в этот день”.

Бедные и богатые в этот день вместе испытывают общую радость, и бедные не отличаются от богатых в этом чувстве. Кроме того, бедный, который берет Закат и становится немного состоятельней в этот день, может, в свою очередь, дать другим бед­ным часть его за себя и за того, кто находится на его содержании. Тем самым он чувствует, что он дающий подаяние и испытыва­ет удовольствие “щедрой руки” и учится быть, хотя бы иногда, благодетелем, а не только облагодетельствованным.

ЗАКАТ ИМУЩЕСТВА

 

Имущественный Закат обязателен для:

1. мусульманина, т.е. неверный не должен платить Закат.

2. свободного, т.е. раб не платит Закат.

3. взрослого, т.е. несовершеннолетний не должен платить Закат. За него из его имущества платит опекун.

4. разумного, т.е. душевнобольной не платит Закат. Но если душевнобольной обладает имуществом, то из его имущества за него платит опекун.

5. владетельного, чтобы смог выплатить установленную долю.

Тому, кто выделяет Закат из своего имущества, следует соблюдать следующие условия.

1. Нийят (намерение). Оно совершается сердцем: “Я намереваюсь выделить обязательный Закат из моего имущества”. При этом желательно упомянуть с какого вида имущества выделяется Закат. Намерение, сделанное при уполномочивании какого-либо другого, выделить свой Закат, будет достаточным. Если же Заката вручается имаму (для распределения), то намерение необходимо сделать при вручении. Закат выделенный без намерения выплаты Заката, следует возместить

2. Немедленное выделение Заката по истечении года. Неоправданное откладывание выделения Заката тяжкий грех. Закат можно выделить и досрочно, до истечении года, с условием чтобы тот, кто получил Закат досрочно, входил в число заслуживающих получать Закат в момент истечения года. Если же нуждающийся, получивший Закат до истечения года, стал состоятельным или умер, или стал кяфиром, или сам выделивший стал банкротом, в этих случаях Закат превращается в садака (добровольное пожертвование).

Осмысление значения Заката.

Устное произнесение шагьады означает свидетельство того, что только Аллах заслуживает поклонения, и обязательство перед ним. Совершенство же этого свидетельства заключается в любви к Аллаху.

Такие предписания как Закат и другие являются испытанием веры. Среди всего мирского, имущество человека является самым дорогим для него. И Закат предписанный Аллахом в имуществе мусульманина служит мерилом правдивости его свидетельства и прочности его веры.

СКОТ.

В эту категорию имущества входят: верблюды, крупнорогатый скот, мелкорогатый скот.

а) Верблюды. Нисабом их является пять голов.

Закат выделяется по следующей схеме:

Кол-во голов Доля Заката
с 5 до 9 голов 1 овца
с 10 до 14 2 овцы
с 15 до 19 3 овцы
с 20 до 24 4 овцы
с 25 до 35 годовалый верблюд
с 36 до 45 2-х годовалый
с 46 до 60 3-х годовалый
с 61 до 75 4-х годовалый
с 76 до 90 два 2-х годовалых
с 91 до 120 два 3-х годовалых

Примечание: возраст овцы должен быть не менее одного года. Овца может быть заменена 2-х годовалой козой.

Если количество верблюдов превышает 120 голов, то применяется следующая система расчета: с каждых сорока верблюдов по истечении одного года выделяется по одному 2-х годовалому верблюду, а с каждых 50 голов - один 3-х годовалый верблюд.

Например, со стада в 170 голов выделяется в качестве Заката три 2-х годовалых и один 3-х годовалый верблюд, так как 170 содержит три раза по сорок и один раз по пятьдесят.

б) КРС. Нисабом их является 30 голов.

Закат выделяется по следующей схеме:

Количество голов Доля Заката
с 30 до 39 голов один годовалый теленок
с 40 до 59 голов один 2-х годовалый
с 60 ло 69 голов два годовалых теленка
с 70 до 79 голов один годовалый и один 2-х годовалый
с 80 до 89 голов два 2-х годовалых
с 90 до 99 голов три годовалых теленка
со 100 до 109 голов один 2-х годовалый и два годовалых
со 110 до 119 два 2-х годовалых и один годовалый

 

Если количество голов превышает 119, то применяется следующая система расчета: с каждых 30 голов - годовалый теленок, с каждых сорока - 2-х годовалый.

в) Мелкий рогатый скот.

Нисабом является 40 голов скота.

Закат выделяется по следующей схеме:

Кол-во голов Доля Заката
с 40 до 120 голов овец одна годовалая особь
с 40 до 120 голов коз одна 2-х годовалая особь
с 121 до 200 голов овец две годовалых особи
с 121 до 200 голов коз две 2-х годовалые особи
с 201 до 300 голов овец три годовалых особи
с 201 до 300 голов коз три 2-х годовалых особи
     

 

Если количество превышает 300 голов, то с каждой сотни, свыше 300 выделяется по одной год-ой особи (если это козы, то по одной 2-х год-ой особи).

Условия выделения Заката с этой категории имущества:

а) Животные должны большую часть года пастись на природных пастбищах.

б) В Закатооблагаемую базу не включается рабочий скот.

в) Родившийся к концу отчетного года детеныш входит в Закатооблагаемую базу этого года.

ТОРГОВОЕ ИМУЩЕСТВО.

В эту категорию входит все то имущество, которое находится в торговом обороте и приносит прибыль в результате купли-продажи. Эта категория включает в себя и имущество, принадлежащее к трем вышеперечисленным категориям. Например, купленное у фермера с целью дальнейшей перепродажи стадо является торговым имуществом и т.д.

В категорию торгового имущества не входит все то имущество, что приобретается не для продажи (мебель, дом, инструменты, магазины, одежда и т.д.), а также взятый на реализацию товар, так как торговец не является владельцем этого имущества.

Нисаб торгового имущества.

Для определения нисаба торгового имущества его сравнивают с золотом или серебром. И нисабом его является нисаб золота или серебра.

Закат выделяется в конце отчетного года с основного капитала и прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности.

Например, если у коммерсанта в начале года было в обороте 30000 рублей, а к концу года его оборот составил 50000 рублей, то Закат выделяется с 50000 рублей.

Если в течение года прибыль не получена, Закат выделяется с основного капитала, в том случае, если он достигает нисаба.

КАК РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАКАТ.

Священный Коран определил тех, среди которых распределяется Закат: “Милостыня предназначается для бедных и нуждаю­щихся, для работающих в связи с ней и для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов и для обремененных долгами, для служения Аллаху и для странствующих, - таково предписание Аллаха”. /Сура “Ат-Тавба”/.

Нуждающиеся - это те люди, имущество которых не достигает определенного ценза, с которого выплачивается Закат, или владеющие средствами, которых не достаточно для жизни в течение года.

Бедные отличаются от нуждающихся худшим положением. Говорят, что бедные - это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны заработать.

В эту категорию также надо отнести вполне здорового дееспособного человека, занятого изучением или преподаванием религиозных наук. (Из “Муфтизадаh”).

Работающие в связи с Закатом - это сборщики Заката, назначенные властями и их помощники. Каждый из них получает соответствующую своей работе долю.

Те, сердца которых нуждаются в утешении - это те, которых имам считает нужным привести к согласию в интересах Ислама. Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ распраделял среди подобных некоторую часть милостыни и трофеев для осуществления целей, связанных с распространением Ислама или для предотвращения возможного ущерба для мусульман.

Они были лишены этого при халифе Абу Бакре по совету Омара /да будет доволен Аллах ими обоими/, когда последний объяснил Халифу, что такая выдача Заката была временной мерой в интересах Ислама. А теперь, когда Аллах сделал Ислам могуществен­ным, необходимость в этом отпала.

Некоторые алимы считают, что право имама на это остается до дня Страшного Суда, и если он сочтет нужным предоставить часть Заката тем, кого надо соединить в интересах Ислама, он может это сделать.

Для освобождения рабов, повышения их уровня от рабства до свободы. В настоящее время эпоха рабовладения закончилась.

Обремененные долгами и не владеющие средствами для их выплты - при условии, что причина долга не связана с каким-либо грехом.

Для служения Аллаху - это те, кто отдал себя завоеваниям и священной войне за веру.

Странствующие /путники/, отрезанные от своего имущества, несмотря на то, богаты они в своей стране или бедны.

Выдача Заката кому-либо из этих восьми категорий связана с особыми условиями для каждой категории. Получающий Закат должен быть свободным мусульманином, не должен быть из родов Гьашима и Муталиба, а также должен быть взрослым, разумным и хорошего поведения,

Эти восемь категорий должны быть обнародованы.

Эти категории, а также размер и вид Заката определяются реальными условиями в каждой стране.

Закат - это способ помешать распространению принципов, которые вызывают ненависть к богатым и к обществу. Это путь к уста­новлению любви и согласия между людьми, между бедными и богатыми, которые живут в условиях социального сотрудничества.

Закат нацелен на поддержание душевного здоровья человека, когда человек счастлив, отдавая часть своего имущества и, тем самым, участвуя в построении счастливого общества

Человек испытывает удовлетворение, видя довольные и улыбающиеся лица вокруг, очищает свою душу, успокаивает сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Об этом говорит ученый-психиатр Драйзер:“Если человек хочет получать от жизни наслаждение, он должен приносить пользу другим. Радость личности зиждется на удовольствии других, и радость других основана на радости личности”.

Закат также способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, той самой любви, которая поч­ти всегда приводит человека к болезни, а иногда и к самоубийству.

Скупость и накопительство - это путь, ведущий к чрез­мерной любви к материальным благам. А что лучше всего помогает бороться с такого рода любовью, как не щедрость, ве­ликодушие и готовность к подаянию.

Наиболее ярким проявлением чрезмерной любви человека к богатству является его отказ от достойной жизни, более того, она бывает причиной того, что человек становится невнимательным к делам своей семьи и даже веры. Как это и случилось с Саальба Бин Хатыбом, когда он пришел к нашему Пророку Мух1аммаду /да благословит его Аллах и приветствует/ и сказал: “О, Пророк, взови к Аллаху и попроси его одарить меня богатством”. Ответил ему Пророк: “Горе тебе, Саальба, малое, за что ты будешь благодарен, лучше большого, которого ты не вынесешь.” Еще раз попросил Са­альба и сказал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/: “Разве не хочешь ты быть подобным Пророку? Если я поже­лю горы золота себе, будут они мне”. Саальба на это ответил: “Если попросишь Аллаха, и одарит он меня богатством, я дам каждому, кому положено, его долю”. И посодействовал ему Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/, и получил Са­альба овец, да так стало расти его богатство, что стало тесно ему в Медине.

Затем стал он соблюдать только полуденную и по­слеполуденную молитвы. Еще выросло его богатство, и стал он молиться только в пятницу. И едва решил он отказаться и от пят­ничной молитвы, как сказал Пророк три раза: “О горе Саальбе.” И снизошли слова ему Всевышнего “Возьми с имуществ мило­стыню, которой ты очистишь и оправдаешь их”. И послал Пророк к Саальбе за Закатом, но сказал Саальба: “Что же это, как не тот же налог”. И сошло священное откровение: “А среди них есть такие, что заключили завет с Аллахом: “Если Он дарует нам от Своей щедрости, то мы, конечно, будем давать милостыню, и, конечно, мы будем праведными”. Когда же Он даровал им от Своей щедрости, они стали скупиться на это и отвернулись, уклоняясь. И Он дал им в спутники лицемерие в их сердцах до дня, когда они встретят Его, за то, что они обманули Аллаха в том, что Ему обещали, и за то, что они лгали. Разве они знали, что Аллах знает их тайну и скрытые разговоры и что Аллах - знающий сокровенное”. /Сура: “Ат-Тавба”/.

Когда дошло это до Саальбы, пришел он с Закатом, но сказал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/: “Поистине, запретил мне Аллах принимать от тебя”. Так Пророк вместе с Аллахом не приняли от него и следовали этому халифы Абу Бакр, Омар и Осман.

Саальба умер при халифе Османе, охваченный чрезмерной любовью к богатству, не соблюдающий молитву и не выплачивающий Закат. И счет его ведом теперь только Аллаху.

Закат есть не что иное, как средство иммунизации человека против чрезмерной любви к богатству, которая может овладеть им в той или иной степени, и гарантия его от этой болезни

Закат отличается тем, что это не милостыня и не любезность. Это должное, и когда бедный берет его, он чувствует, что это налог братства, что это право бедного взять у того, кто может дать.

Закат отличается от других выплачиваемых нало­гов сроками своей выплаты. Закат в Исламе выплачивается один раз в год, кроме Заката с растений и плодов, который выплачива­ется при уборке урожая. Если бы Закат должен был бы выплачиваться каждый день, или каждую неделю, или каждый месяц - это нанесло бы вред капиталу, и тот, кто платит, не платил бы его великодушно и с удовлетворением. Так же, как обязательность его выплаты один раз в жизни повредила бы тем нуждающимся, для кого Закат предназначен. Нет ничего справедливее указанных сроков выплаты Заката.

Также как и малый ценз, необходимый для выплаты Заката, что позволяет участвовать в расходах общества самым широким слоям населения, что распространяет любовь и согласие между людьми.

Закат является одним из важнейших факторов распределения богатства, перехода его из рук в руки среди различных слоев населения и создания нового богатства.

Некоторые западные ученые признают то положительное, что есть в институте Заката. Например, Масиньон пишет: “У Ислама есть опре­деленное совершенство, что делает его настойчивым в претворении в жизнь идеи равенства. Это достигается через Закат, кото­рый каждый человек должен выплатить в казначейство. Он противодействует бессистемной меновой торговле и накоплению бо­гатства, он также борется с ростом долгов по процентам и скрытыми налогами на товары первой необходимости. И в то же время, он стоит на стороне частной собственности и торгового капитала. Тем самым, Ислам, в который раз, занимает среднюю позицию между капитализмом и коммунизмом”

Это лишь некоторые цели Заката, так как невозможно охватить их все. Так же, как невозможно описать все те блага, к которым он стремится, и которые охватывают отдельного человека, группы населения, все общество в целом и государство, частный и госу­дарственный секторы, все стороны жизни.

Это порядок, который установлен Аллахом /хвала Ему Всевышнему/ в последней из религий. Что же касается воздаяния за него в Последний День, то обещал Аллах тем, кто платит Закат, великую награду.

Таким образом, Закат есть один из основных столпов Ислама и стремится к благу человека в этой жизни и к великой на­граде в Последний День.

“Поистине, этот Коран ведет к тому, что прямее, и возвещает весть верующим, которые творят благие дела, что для них - великая награда” /Сура “Аль-Исраа”/.

 

ЗАКАТ

Слово Закат в переводе с арабского означает очищение, умножение.

Закат является одним из основных столпов ислама, касающийся отношений между людьми. В Коране он упоминается после обязательной молитвы. Закат связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и людей с состоянием.

Сомнение в предписанности Заката рассматривается как вероотступничество.

Закат - это практическое выражение милосердия, помощи и сочувст­вия, на которые указал Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/ в своем известном хадисе: “Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело - если одна часть его болит, то все тело болит”.

С точки зрения ислама, имущество человека - это достояние Аллаха /хвала Ему Всевышнему/. Как гласит священный Коран: “И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам /Сура “Ан-Нур”/. Ислам считает, что Аллах вручил людям достояние и они должны быть достойными наследниками настоящего Владетеля в ­пользовании и обращении с имуществом, о чем говорит Аллах в Коране: “И расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками!” /Сура “Аль-Хадид”/.

Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых. Об этом сказано в Коране так: “В имуществах, которых известное право для просящего и лишенного”. /Сура “Аль-Ма'ариф”/. Коран гласит также: “И в достоянии их была доля для просящего и лишенного”. /Сура: “Аз-Зариат”/. Установил это право, считая его долей в имуществах богатых, которые не должны запрещать просящим и лишенным, имеющим это право, получать эту долю.

Ислам положил великолепную и важную основу осуществления социальной справедливости среди людей, чтобы все рабы Аллаха имели тот удел, который ниспослал им Аллах. Посмотрев, как распределяется Закат среди тех восьми категорий людей, которые должны его получать, видим, что Закат имеет целью обеспечение нуждающихся, чтобы не было в исламском обществе просящего или лишенного. Если же Закат не полностью выполняет эту благую цель, Ислам указывает, согласно хадису Пророка /да благословит его Аллах и приветствует/: “В имущест­ве еще есть доля кроме Заката”. Это предание объясняет то, что священный Коран во многих стихах говорит о поощрении рас­ходования имущества ради Аллаха и на увеличение блага для тех, кто расходует из того, чем Аллах их наделил.

В Коране пре­дупреждаются скупящиеся о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха, и мусульманин предостерегается от скупости, которая вызывает ненависть у бедных и слабых.

Этим совершенным исламским путем человеческое общество защищает себя от революции голодных и лишенных и сохраняет себя от насилия и кровопролития.

Таким образом, социальная справедливость становится основой обеспечения мира, справед­ливости и любви среди рабов Аллаха.

Закат является лучшим свидетельством заботы Ислама о социальной справедливости и того, что социальная безопасность обес­печивается только под покровительством Ислама.

“Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение (т.е. уплачивают Закат)”. /Сура “Аль-Му'минун”/

ЗАКАТ - ТРЕТЬЯ ОСНОВА ИСЛАМА

Аллах, хвала Ему Всевышнему, предписал для мусульман Закат, о чем часто упоминается в Коране: “... и выстаивайте молитву и платите Закат, что благого вы уготовите для самих себя, найдете то у Аллаха: ведь Аллах видит, что вы делаете'” /Сура “Аль-Бакъара”/.

“... и выстаивайте молитву, и приносите Закат и одалживайте Аллаху хороший заем. Что вы уготоваете вперед из добра для са­мих себя, найдете это у Аллаха лучшим и большим по награде” /Сура “Аль-Музаммель”/

“Выполняйте же молитву, давайте очищение и держитесь за Аллаха. Он - ваш покровитель. И прекрасен покровитель, и прекра­сен помощник!”/Сура “Хадж”/.

Закат упоминается примерно в тридцати двух стихах священного Корана и в большинстве случаев связан с упоминанием о Мо­литве, что подтверждает то значение, которое придается Закату в Коране.

Аллах, хвала Ему Всевышнему, обещал большую награду тем, кто платит Закат. Например, в следующем стихе Корана: “... и выстаивающие молитву, и дающие очищение, и верующие в Аллаха и Последний День, - этим Мы дадим великую награду”. /Сура “Ан-Нисаа”/.

А что может быть больше, чем милость Аллаха, которую дарует Он нам. Говорит Всемогущий: “... а милость Моя обьемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения”. /Сура “Аль-Аараф”/.

“А верующие мужчины и верующие женщины, они - друзья одни другим- они побуждают к признанному и удерживают от неодоб­ряемого, выстаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику - этих помилует Аллах; ведь Аллах - Велик, Мудр”. /Сура “Ат-Тавба”/.

Что же касается тех, кто не уплачивает Закат, то для них предназначено наказание тяжкое. Как говорит Аллах, хвала Ему Все­вышнему, своему Посланнику: “Скажи: ведь я человек, такой, как вы, мне было возвещено, что Бог ваш - Бог единый. Устремляй­тесь же к нему прямо и просите у Него прощения и горе многобожникам, которые не дают очистительной подати и не веруют в будущую жизнь.” /Сура “Фуссилат”/.

“Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии”. /Сура. “Аль-Ма'ун”/. А подаяние - это, по утверждению большинства алимов, и есть Закат.

Говорит Аллах: “А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха - обрадуй их мучительным нака­занием, в тот день, когда в огне Геенны будет это разожжено и будуг заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это - то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегли!” / Сура “Ат-Тавба”/.

Богатством является имущество, из которого не платится Закат, даже если оно спрятано. Что касается имущества, из которого выплачивается Закат, то оно не является скрытым богатством, дaже если оно зарыто в землю.

Говорит Всевышний, хвала Ему: “И пусть не считают те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, что это - лучше для них, Нет, это - хуже для них! Будут окружены они ожерельем того, чем скупились, в День Воскресения”. /Сура “Аль-Имран”/.

Скупостью является воздержание от дачи Заката из благ, дарованных Аллахом. Закат является одним из условий принятия покаяния от идолопоклонников и прекращения войны против них. Об этом так гово­рится в Коране: “А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу - ведь Аллах - Прощающий, Милосердный!” /Сура “Ат-Тавба”/.

Закат является также доказательством принятия ими Ислама и установления братских отношений с ними. В Коране говорится: “А если они раскаялись и выполнили молитву, и дали Закат, то они - братья ваши в религии”. /Сура “Ат-Тавба”/.

Пророк Мухаммад /да благословит его Аллах и приветствует/ в многочисленных хадисах призывает нас к выплате Заката.

На­пример, в хадисе, рассказывается о том, как встал он среди людей, и сказал: “О люди, вот что ниспослано мне от Господа моего. Сказал Он мне во сне: “Мухаммад, не молится тот, кто не платит Закат, и не платит Закат тот, кто не молится. Не платящий Закат будет гореть в огне, также как и нарушающий правила его”.

Или в другом хадисе, определившем, что Закат является одной из основ Ислама и одним из столпов его, сказано: “... основывается Ислам на пяти столпах - шахада, т.е. произнесение слов испове­дания веры /нет бога кроме Аллаха, Мухаммад пророк Его/, совершение молитвы, уплата Заката, пост месяца Рамадан и со­вершение паломничества к святым местам”

Поэтому Пророк /да благословит его Аллах и приветствует/, посылая своих послан­ников призывать к Исламу, приказывал им сначала призывать людей к поклонению Аллаху, а затем к выплате Заката, взимае­мому с богатых в пользу бедных.

Вот что приказывал он Маазу, посылая его в Йемен: “Ты едешь к племени людей, имеющих Пи­сание. Первое к чему призови их - это к поклонению Аллаху Всевышнему. Если они признают Аллаха, сообщи им, что Всевыш­ний предписал им платить Закат из имущества богатых в пользу бедных. Если они подчинятся этому, остерегайся самого ценного из их имущества и охрани себя от призыва угнетенных к Аллаху, потому что между их призывом и Аллахом нет завесы”.

Кто отказывается уплатить Закат - тот неверный, который должен раскаяться или должен быть убит как непокорный. Так действо­вал Абу Бакр /да будет доволен им Аллах/ с вероотступниками, когда они перестали платить Закат. Он сказал: “Клянусь Аллах­ом, если они не заплатят мне того, что платили Пророку /да благословит его Аллах и приветствует/, я пойду на них войной.” И приказал выступить против них со словами: “Клянусь Аллахом, я убью каждого, кто делает разницу между Молитвой и Закатом”.

ВИДЫ ЗАКАТА

Закат делится на два основных вида:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.565 с.)