Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое абстрактная мысль?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обычно понятие абстракции толкуется из этимологии слова (абстракция — отвлечение). При этом имеется в виду (и утверждается), что абстрактная мысль отвлекается от несущественного, частного, индивидуального в созерцании и схватывает общее, существенное, необходимое. И вот это относят к абстрактной идее, к абстрактному понятию, например, говорят: “треугольник” — это понятие, отвлекшееся от тех эмпирических обстоятельств, что треугольники — фактически — бывают либо прямоугольные, либо остроугольные и т.п. Что это слово обозначает “треугольник вообще” и схватывает лишь “сущность” — саму “треугольность”. Такую трактовку критикует Дж. Беркли, отрицая вообще возможность существования абстрактных идей (20, с. 161). Однако под идеями он имеет в виду представления, и с этой точки зрения в своей критике абсолютно прав. Представлений “вообще” не бывает. Они всегда конкретны и определенны в своей феноменальной представленности. В дальнейшем рассуждении Беркли причудливо смешиваются глубокая догадка и неверное обобщение. Беркли говорит, что общим является не идея, а слово: “слово становится общим, будучи знаком не абстрактной, общей идеи, а многих частных идей, любую из которых оно безразлично вызывает в нашем уме” (20, с. 159). Но именно общность слова создает “иллюзию”, будто у нас есть общая идея. Приведенная цитата — несомненная истина. Отрицание общей (абстрактной) идеи ‑ ошибка, вытекающая из недостаточной про-
думанности связи языка и мышления. Слово действительно есть общий знак “многих частных” феноменов — и в этом “секрет” абстрактности идей. Идея всегда абстрактна в смысле, что она — отвлечение от конкретных феноменов, сохраняющее их в форме “воспоминания о …”. Но она не есть извлечение из феноменов (одного или многих) чего-либо подобного “общему”, “сущности” и т.п. Слово “треугольник” несет идею треугольника, но оно обозначает не сущность треугольников, не общее в них, а все бывшие и возможные опыты встречи с ним — в созерцании, в мышлении. Абстрактность идеи не в том, что она отвлекается от каких-то сторон феномена, а во влечении под сень слова широкого круга феноменов, сохраняющихся в ретенции. Такое понимание достаточно близко кантовскому пониманию рассудочных понятий как “относящихся ко многому” в единстве (88, т.3, с. 354). Другая сторона абстрактности мышления заключается в следующем. Мышление актуализируется в речи, которая обращена к другому. В этой ситуации возникает нетождественность переживаний говорящего и слушающего, о чем Гуссерль писал так: “Слушающий воспринимает, что говорящий выражает определенные психические переживания, и в этом отношении он воспринимает и эти переживания; но сам он их не переживает, его восприятие не “внутреннее”, а “внешнее …” (62, с. 42), равенства в актах сообщения и принятия никоим образом нет. Какое отношение это имеет к вопросу об абстрактности мысли? Поясним примером, рассмотрев диалог: “Что ты там видишь?” — “Бежит собака”. Слушающий тоже “увидел” (мысленно) бегущую собаку, но отнюдь не так, как ее видит говорящий. Этот последний видит, какая собака, как, где, куда бежит и многое другое. Ничего этого нет в высказывании. Значит, фраза “бежит собака” не выражает всего идеаторного содержания сознания говорящего, для слушающего она — абстрактное выражение того, что имеет в сознании говорящий. Мы говорим весьма нейтрально: абстрактное. Гуссерль же дает более резкую (онтологическую) оценку подобных ситуаций: в первом случае (видящий) имеет “действительное постижение бытия в адекватном созерцании”, во втором же случае (слушающий) — “подложное бытие, которому вообще не соответствует истина” (62, с. 42). Со столь резким противопоставлением созерцания и мысли, конечно, согласиться нельзя.
Третий необходимый момент в понимании абстракций важен для истолкования наиболее “высоких” научных и философских абстрактных идей. Из предложенного понимания ретенции и идеи автоматически следует возможность абстракций различного порядка. Наиболее абстрактные идеи (понятия) теоретической физики, математики, философии (последние, например, “бытие”, “дух”, “мир” и др. — считаются предельными). Однако и они связаны с первичными феноменами, но опосредованно, в некоторой иерархии ретенций, где на промежуточных уровнях в качестве феноменов выступают слова. Допустим, вы слышите или видите слово “катеноид”. Что оно означает? Если вы изучали какие-нибудь науки, у вас обязательно есть ретенция “научных слов”, и вы относите “катеноид” в неопределенное семейство слов “похожих”: “синусоида”, “гиперболоид” и т.п. Обратившись к словарю, вы узнаете, что катеноид определяется через понятия “цепная линия” и “директриса”, а эти последние через некоторое уравнение и через понятия “кривая 2-го порядка”, “эксцентритет”, “фокус”, а они, в свою очередь, также требуют определений и экспликаций через другие слова — и так до момента, когда вы столкнетесь со словами, вполне знакомыми (т.е. отнесенными к первичным феноменам, имевшимся в вашем опыте). Так вы постигаете смысл этого абстрактного слова. Возникает же он (формируется) обратным путем: от первичных идей (слово - ретенция - ПФ) к вторичным, где место ПФ занимают связки слов (дескрипции, чаще всего — в науке — определения). Чем больше таких “этажей“ в иерархии ретенций, тем абстрактнее идея. Из этого ясно, что такое “пустая абстракция”. Это слово, за которым, хотя бы весьма отдаленно, не стоят первичные феномены. Пустая абстракция не является мыслью в подлинном (феноменологическом) смысле. Это — псевдомысль. Я” в контексте мышления Итак, наличие мышления — условие единства сознания и даже просто его актуальность, а мышление существует в модусе языковости. Но сознание столь же не мыслимо без Я. Существует Я-поляризация (по Гуссерлю) всех феноменов сознания. По Фрейду, Я есть единство всех психических функций, и т.д.
Отметим, что Я неотделимо от слова. Я есть, когда оно знает себя. Это его принципиальная природа, о чем прекрасно писал Гегель. Я, говорил он, есть знание и абсолютная достоверность моего бытия. Эта достоверность не просто свойство Я, а природа самого Я, которое “не может существовать, не имея знания о себе, не обладая достоверностью самого себя и не будучи таковой “ (42, с. 202). Но как же Я может знать себя? Только через слово “Я“. Быть Я и произносить Я суть одно”, говорит М. Бубер (29). Но слово всегда относится к первичным феноменам — к каким же в этом случае? Это феномены Я-поляризаций: Я вижу, Я чувствую, Я мыслю. При этом как в созерцании, так и в переживании обязательно присутствует и некоторое тело (мое тело): Я его вижу, чувствую (соматические переживания), думаю о нем. Но слово всегда относится не непосредственно к первичным феноменам, а к ретенции неопределенного множества этих феноменов. Таким образом, Я оказывается ретенцией опытов (свидетельств) сознания (их неопределенного множества, открытого для будущего и хранящегося в памяти прошлого). В силу ретенциальной (и только ретенциальной!) природы Я, оно как бы всегда смутно: мы знаем себя, но смутно представляем, что есть Я. К тому же и само слово “Я” может существовать ретенциально (как ретенция слов “Я”, “мне”, “мой”, “меня” и т.п.). Именно поэтому Я кажется столь таинственным, ускользающим. Исходя из этой трактовки, Я следует считать опытом сознания на уровне мышления, но только в ретенциальной форме. Некое “чувство самого себя” (по Гегелю) или “соматическое чувство самого себя” (по Фейербаху) выступают как “пульсации”, “мерцания” или “мелькания” единого Я - ретенции. Отсюда следует, что односторонние отнесения Я либо к “духу”, “душе”, либо к телу, либо к их единству‑одинаково неверны. Феноменологически Я отнесено к неопределенному множеству всех бывших и возможных опытов сознания индивида, слово “Я” есть имя ретенции этого множества, идея Я есть комплекс слово-ретенция-множество всех опытов. Тем самым Я выступает как тождественное бытию (экзистенции) человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.007 с.) |