Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понимание и знание. Экзистенциальная роль понимания
Знание и понимание не одно и то же. Знание – категория гносеологическая. Знать нечто‑значит иметь возможность высказать об этом нечто суждения, которые бы описывали не данные в созерцании этой вещи свойства, связи и т.п., которые оправдывались бы в последующем опыте. Знание позволяет предсказывать (описывать) будущий опыт с этой вещью. Вне высказываний нельзя обнаружить знание. Оно всегда воплощается в суждениях и их связях, поэтому всегда рационально. Понимание – не гносеологическая категория, а экзистенциальная. Понимание есть состояние души (сознания), в котором отождествляется мой жизненный мир с другим. Горизонт ожиданий другого субъекта (или вещи) – мой горизонт, когда они поняты. Поэтому понимание – мое бытие в другом и бытие другого во мне. Оно “расширяет”, “обогащает” экзистенцию понимающего, в этом смысле понимание соборно. Оно‑не отчужденное внешнее знание другого, а со-бытие с ним, имманентное единство с ним. Поэтому понимание – в отличие от знания – не рационально и не может быть, как таковое, высказано. Выказанное понимание приобретает форму интерпретации – рационального истолкования‑субъекта, вещи и т.д., т.е. обретает форму знания и является моментом сознания. Будучи не одним и тем же, знание и понимание дополняют друг друга как формы духовного “овладения” вещью: соответственно рациональным и иррациональным. Понимание способствует расширению и углублению знания как некая иррациональная, интуитивная, вдохновенная основа рацио-
нального процесса. В свою очередь, накопление, расширение, углубление знания есть предпосылка возможного понимания (отнюдь не обязательная в каком-либо конкретном количестве и не достаточная). Понимание не есть одна из форм опыта сознания (в том числе это не мистический опыт). Оно есть состояние сознания, вытесняющего себя в сферу сверхсознательного. Понимание – сверхсознание, некая “оболочка” сознания, “облачко”, окутывающее наличное в сознании. Поэтому понимание не привносит в жизненный мир никакого нового присутствия или значимости или смысла в виде феноменов сознания. Оно как бы взрывает его в том или ином пункте. Отсюда справедливая характеристика понимания как творчества, как творческой сущности человека (138, с. 124). В акте понимания творится экзистенция личности. Она постольку есть, поскольку возникает в актах понимания. Человек существует лишь постольку, поскольку понимает, а это значит – находится в непрерывном диалоге с Иным. В этом заключается экзистенциальная роль понимания. Понимание (как результат)‑непосредственное Видение как приобщение к Бытию. Мера бытия человека – это мера понимания Иного.
Единство и взаимосвязь способностей души Здесь речь идет о способностях души, коррелятивных сознанию без учета содержательных функций, например потребностей интересов и т.п. Понимание замыкает основные способности души в некий циклический ритм: бессознательное – сумеречное сознание – ясное сознание – сверхсознание – бессознательное, причем ни онтологически, ни логически в рамках МЕР не следует чему-то отдавать предпочтение как “первичному”. Они все наличны и “равноправны” в определении жизни человека, его духовного бытия. Противостоят друг другу как противоположные ясное сознание и бессознательное, сумеречное сознание и понимание. Напротив, понимание не противостоит бессознательному, а соседствует с ним, т.е. в каком-то смысле близко, а именно, понимание в некотором смысле бессознательно, а бессознательное владение чем-либо (привычка) сродни пониманию. Так же и другие соседствующие пары выражают связи и различия способностей души. В совокупности эти способности души в их переходах и связях образуют экзистенцию человека, многоликое Я каждой личности.
Глава 8
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.004 с.) |