Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание и Я С точки зрения мер
Методология естественного реализма герменевтична, а это значит, что она считает понимание проблемой языковой. Нам нужно понять, что такое Я – этого нельзя сделать, не обращаясь к языку. Есть Я-слово, есть Я-понятие. Нам надо раскрыть
их смысл. Такова задача‑большего нельзя иметь. Как мы понимаем друг друга, говоря “Я”? Что мы имеем в виду – говорящие и слушающие? Слово Я существует в связи со своими модификациями: мой, меня, обо мне, ко мне и т.д. Мы говорим: “мой дом”, “мое тело”, “мой портрет”, “моя душа”, “мое сознание” и т.п. “Мой” здесь = принадлежащий мне, то, чем я владею. Я и принадлежащее ему – разводятся. Одно дело Я, другое –мой дом, моя мысль в статье, или даже в моей голове. Но можно ли сказать “одно дело Я, другое – мое тело, моя душа”? Язык, разводит и это, когда, например, мы говорим: “Я займусь своим телом, надо его подлечить”, или “Душа моя болит, я не могу ее успокоить”. Можно сетовать на несовершенство языка. Но он таков, каков есть, и только через него мы можем что-то рационально понять и выразить. Подобные обороты языка порождают представление о Я как о чем-то самосущем, отличном от тела и души, как об особом предмете, а в философской рефлексии ведет либо к идее субстанциальности Я, либо к идее трансцендентального Я. Ибо существование Я-слова подталкивает нас к идее существования Я-“вещи”, так как любая номинация ведет к чувству существования названного. Названное переживается нами как существующее – это общий психологический закон. Но ведь мы знаем, что могут существовать имена для несуществующих вещей. С Я дело не обстоит просто. Нам кажется, что оно (Я) есть, существует, известно нам до его именования словом и независимо от этого именования. Это чувство укрепляется тем, что мы приписываем эмпирическому Я (т.е. себе) многочисленные свойства (предикаты) и действия: “Я добрый, знаю живопись, изучаю английский” и т.д. Другие тоже могут говорить подобное обо мне. Всякая предикация, однако, усиливает чувство существования, ибо мы не можем представить себе, чтобы несуществующее имело свойства или могло действовать. Конечно, наша вера в существование нашего Я непоколебима, она есть непосредственное чувство, и знаем мы о нашем Я именно из языка и через язык, через слово Я, чистой иллюзией является мнение, будто мы знаем свое Я до и независимо от его именования. Без языка же, как было показано, нет сознания, нет и знания. Мы полностью разделяем в этом пункте мнение Мартина Бубера: “Быть Я и произносить Я суть одно” (29, с.7).
“Кто произносит основное слово, тот входит в слово и пребывает там” (там же). Однако не всякое говорение Я тождественно бытию Я. Мы можем использовать слово Я прикровенно или отчужденно. В прикровенном использовании Я-слово указывает на Я-субъект, и поскольку слово произносит субъект, он называет в нем самого себя. В данном случае говорить Я и быть Я – одно. Например: “Я полагаю, что я могу...”. Здесь оба “я” тождественны и в связке указывают на бытийствующее Я. В отчужденном использовании слово Я указывает на некоторую объективность, например: “Кант указывает, что Я...”. Здесь слово Я не указывает на само себя, оно обозначает некий философский теоретический объект, подлежащий рассмотрению. Именно в этом смысле оно обозначает нечто, вызывающее споры. Наконец, еще более отчужденно слово Я используется, когда оно мыслится именно и только как слово, лингвистический объект. Таким образом, только в первом случае самоуказующего Я “сказать Я и быть Я” – одно. Эта ситуация имеет лингвистическую природу, сходную, на наш взгляд, с так называемой дейксической стратегией некоторых слов, которые в определенном контексте косвенно указывают на субъект. Например, в высказывании “вдали показалось какое-то строение” слова “вдали показалось” явно подразумевают некий субъект. Здесь “вдали” дейксично в отличие от слова “недалеко” в выражении “магазин находится недалеко от школы”. Слово “недалеко” здесь не указывает ни на какой субъект. Подобно этому и слово Я в одних ситуациях дейксично, в других – нет. Итак, Я существует. Но что это значит? Как видно из сказанного выше, ответ не может быть однозначным. Первый возможный ответ не вызывает затруднений, он ясен. Слово “я” в языке есть самообозначение конкретного живого человека. Это он высок или низок, богат или беден, ходит, пишет и т.д. И мы без труда и путаницы понимаем друг друга, употребляя слова “я”, он” и их модификации. “Я” – человек, называющий себя этим словом. Именно это Я имеет различные качества и действует.
Второй ответ связан с тем, что мы находим внутри себя (внутри Я в первом смысле). Это тоже нечто, но совершенно другой природы. Здесь слово Я обозначает некое чувство самопри-
сутствия как присутствия в мире, самости. Это о нем ничего нельзя сказать (Наторп), оно уходит от нас как прохожий (Ортега), ускользает как вода между пальцев (Камю). Это наша экзистенция. Она самодостоверна и удостоверяет бытие вообще. Это и только это значение слова Я имеет метафизический смысл. Именно его имели в виду в своих анализах Декарт, Кант, Гегель, Гуссерль, Франк и др., его хотели выразить в понятиях, включить в систему в качестве начала (Декарт, Фихте), равноправного партнера (Кант) или сердцевинного момента (Гегель). Это чувство интимно и непосредственно. Каждый его знает. Но как только мы начинаем его описывать (правильно говорят и Ортега и Наторп), оно утрачивает подлинность и даже существование. Само слово “чувство” влечет вопрос: чье чувство? кто чувствует? И каждый легко ответит: мое, я. Но в этом ответе называет себя уже другое Я – то, первое, эмпирическое, где это чувство лишь момент, частичка бесконечного разнообразия, а не тотальная целостность как во втором случае, где Я самодостаточно и потому бесконечно, абсолютно, оно – “чистое Я” Но и слово “присутствие” требует отнесений. Присутствовать можно только где-то, при чем-то (при ком-то). Но где в данном случае? Ясно, что не в комнате и не на совещании – тут я присутствую как телесно-духовное существо (Я в первом смысле). А где я чувствую свое присутствие вообще? Ясно: в мире, значит, среди другого, среди “вещей” (“подручного” и “наличного” в хайдеггеровской терминологии, которая здесь весьма удобна). Есть они, и есть Я как одно из них (что не означает: такое же). В этом чувстве нет превосходства моего над Другим, ибо они тоже Я для себя. В этом – взаимоудостоверение вещей и Я, о котором писал Гегель. Полагает ли бытие Я бытие “вещей” или наоборот – это феноменологически несущественно и даже неразличимо, феноменологическим фактом является лишь взаимоприсутствие Я и “вещей” (“наличного”, Другого), в котором есть чувство самоприсутствия. И это – Я. Третий ответ. Я есть ощущающее, чувствующее, мыслящее, волящее. Когда я ощущаю, мыслю, и т.п., у меня есть сознание моего ощущения, мысли. Понятно, что есть ощущающий, мыслящий. Но кто он? Я эмпирическое. Но есть ли во мне как эмпирическом существе особая инстанция, которая именно и ощущает, и мыслит, и переживает и которую правильно назвать
Я? Ведь не рука мыслит. Но может быть, мозг или душа? Но если душа (тем более мозг) мыслит, это еще не значит, что она и есть Я. Язык не принимает этого. Поэтому правы критики субстанциальности Я (Кант, Гегель, Гуссерль и др.). Итак, мы выделили два приемлемых значения слова Я, отвечающих духу языка: (1) эмпирическое Я, живой человек и (2) внутреннее чувство самоприсутствия. Возникает вопрос: как относится это последнее к сознанию? Прежде всего, Я в сознании не созерцание, оно переживание и мысль. Созерцание‑фон самоприсутствия. Феномены созерцания сопровождают Я-присутствие. Благодаря этому они приобретают значимость. Мысль связана с Я-словом, без чего не бывает ясного сознания Я. Именно мысль благодаря Я-слову чувствуемое самоприсутствие превращает (для себя) в предданное бытие Я. Благодаря этому она фиксирует Я (акт рефлексии, порождающий самосознание как свет, освещающий место бытия, мир). Мысль включает объективированное Я во множество других предданностей (вещей) и их значимостей, так как создает соозначимость вещей и Я, т.е. порождает смысл. Я становится сферой движения (бытия) смыслов. Благодаря этому поток феноменов становится жизненным миром Я, и Я фиксирует себя как центр, фокус сознания. Сознание получает в единстве всего этого свою законченность и тем самым бытие. Недостроенный дом – не дом, а нечто другое. Психика без Я – не сознание. Слышать, видеть, чувствовать боль и даже думать – это еще не значит обладать сознанием. Все это, объединенное бытийствующим Я,‑сознание, и это сознание есть бытие человека. Нужно, однако, избежать ошибки, гипостазированного разведения Я и сознания. Одинаково неверно было бы сказать: “Благодаря Я есть сознание” или, наоборот, “Благодаря сознанию есть Я”. Для этого они должны были бы обладать отдельным друг от друга существованием. Но они – ни то, ни другое – таковым не обладают, они “нераздельны и неслиянны” как форма и материя в содержании (в гегелевском смысле). Феномены сознания – материя, Я – форма. В единстве они образуют содержание жизненного мира. Хотя Я и переживается (рефлексируется) как центр поляризации феноменов, подобно тому, как центр окружности не существует без окружности (и окружность не существует без центра), оно (Я-центр) не существует вне и до фе-
номенов, т.е. не является предданным по отношению к ним. Такова трактовка Я с точки зрения МЕР. Поэтому всякий анализ Я (в частности, следующий ниже) как отдельности есть лишь теоретическая абстракция, момент описания полноты сознания как сложного целого. * * * Рассмотренное в данной главе может быть подытожено. Сознание как теоретический объект есть сложное целое, формальной стороной которого является совокупность и связь основных форм опыта (созерцание, переживание, мышление), материальной же – предметное наполнение в Я-поляризациях различными по глубине интендирования содержаниями, “освещенными” рефлексией. Актуально единство основных форм абсолютно, а содержания, будучи всегда конкретными, переменчивы (поток феноменов). Предметный горизонт вместе с совокупностью горизонтов значимостей и смыслов образует жизненный мир экзистенциального (метафизического) Я. В этом смысле бытие как экзистенция и сознание совпадают. Однако сознание существует виртуально как постоянный взамопереход актуального и потенциального, явленного и возможного быть явленным. Возможности феноменологически даны в ожиданиях, причем их содержания и знаемы и не знаемы и неопределенны, в силу чего сознание всегда стохастично. Можно ли “подобраться” к истоку этой стохастичности? Здесь мы подступаем к проблеме соотношения и связи сознания и бессознательного. Этому посвящается следующая глава.
Глава 5 Сознание и другие моменты
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.) |