Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовный мир – стремления и ожиданияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поиск предельных оснований – это содержательное определение духовной жизни. Формальное же определение заключается в стремлениях: духовный мир личности‑это мир ее стремлений. Стремление следует рассматривать как экзистенциальную категорию‑вне стремлений нет человеческого бытия. Поэтому стремления должны быть поняты и описаны как момент экзистенциального потока. Это возможно лишь постольку, поскольку человеческое Я можно еще “увидеть” как пассивное и активное. Я пассивное – это Я созерцающее, переживающее, мыслящее. Пассивность, значит, не следует понимать как инертность. Пассивность обозначает здесь лишь то, что Я погружено в экзистенциальный поток и совпадает с ним. Здесь бессмысленно ставить вопрос, являются ли ипостаси экзистенции его (Я) порождением или, напротив, оно само есть некий “выброс” этого потока. Это безразлично.
Другое дело – Я активное. Оно есть источник и основа стремлений, проявляется в стремлениях как субстанция в своих акциденциях. Стремления есть эманация Я, выплеск его вовне (за пределы экзистенциального потока основных форм опыта сознания). Стремления органически связаны с ожиданиями. Человек есть существо ожидающее и стремящееся и тем самым – историческое. Ибо ожидание ожиданий есть будущее, а стремление к ожидаемому есть устремленность к будущему или – что то же самое — проецирование себя в будущее. Ожидание не пассивно. Оно есть проявление активности Я, так как ожидаемое не присутствует на уровне данности. Оно связано с памятью и воображением. При этом оно не является знанием того, что всплывает из памяти. Что же оно такое? Ожидание‑это некоторое состояние Я, которое заключается в том, что текущий поток феноменов не заполняет меня всего целиком, не исчерпывает меня и, следовательно, не тождествен со мной: я испытываю чувство возможности другого – либо того, что уже было в опыте (мягкое ожидание), либо того, чего в опыте не было (жесткое ожидание). В самом жестком случае жесткое ожидание есть ожидание неожиданного. Человек постоянно и повседневно на любом уровне интендирования пронизан ожиданиями и стремится к ожидаемому (или стремится избежать его). Тем самым Я обнаруживает себя как активное. Стремление не следует смешивать с тем, что Гегель называл влечением или страстью, а с другой стороны, с конкретной деятельностью по обеспечению ожидаемого. Влечение, склонность, страсть – психологические характеристики, имеющие ярко выраженное аксиологическое содержание. “Питать склонность” к кому-то или к чему-то -- значит любить это, предпочитать другому. Но это еще не значит – стремиться к этому. Далее. Если стремление есть, то не обязательно есть деятельность, усилие, направленное на получение желаемого. Стремление есть состояние направленности активного Я на ожидаемое. Но в чем же оно реализуется, если не в действии? В воображении! Стремление имеет своим проявлением творчество, созидание ожидаемого во внутреннем мире – в воображении. Это могут быть представления чувственно-воображаемого, цели, планы, проекты, модели, идеальные теоретические объекты и т.п. Человек стремящийся – это человек творческий, созидающий, и созидает он
прежде всего свой собственный идеальный жизненный мир, наполняя его новыми ожиданиями и смыслами. Множество стремлений –это и есть духовный мир личности, который, очевидно, отвечает ряду атрибутов духа: он идеален, он есть деятельность или творчество, он есть сфера свободы. Как соотносятся понятия “жизненный мир” и “духовный мир” личности? Между ними нет ни тождества, ни простого частичного совпадения. Жизненный мир определяется предметным горизонтом, значимостями и смыслами. Духовный мир, как мир стремлений, вырастает из сознания, из жизненного мира как их высшее индивидуальное проявление, как цветок. Дух есть беспокойство и творчество, а творчество есть “работа” воображения. Это “материя духа”. Но материя никогда не исчерпывает реальность, она ничто без формы. “Форма дает вещи быть”. Стремления выполняют функцию формы в формировании человеческого духа: они “дают духу быть”. Единство воображения и стремлений и есть индивидуальный дух как реальность, духовный мир личности. Он дополняет жизненный мир, вставая как бы над ним. В жизненном мире человек ориентируется, дух же задает творческие импульсы. И в этом смысле он – энтелехия сознания, его завершенная форма-цель.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.008 с.) |