Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фундаментальная экзистенциальная роль непонимания
Отчетливое чувство понимания переживается нами как результат преодоления непонимания. Феноменологически акт преодоления непонимания и есть понимание, это подсказывает нам язык. Эту мысль превосходно выразил Гадамер: “То, что влечет к своему пониманию, уже должно было заявить о своей инаковости. Понимание начинается с того, что нечто обращается к нам и нас задевает. Вот наиглавнейшее условие герменевтики” (36, с.81). Каков же конкретный механизм, ведущий к акту понимания? Жизненный мир человека наполнен ожиданиями, которые могут подтверждаться или не подтверждаться опытом (или по-другому: новый опыт может соответствовать или не соответствовать ожиданиям). Это – ключевой момент: когда ожидания не подтверждаются опытом, возникает удивление и непонимание: “усилие воли к пониманию начинается с ощущения столкновения с чем-то чуждым, провоцирующим, дезориентирующим” (36, с.45). В греческой философии был термин “атопон”, означающий “лишенное места” – “то, что не укладывается в схемы наших ожиданий” (Гадамер). Атопон ведет к удивлению – переживанию, к которому способен только человек. Вспомним Платона и Аристотеля: философия родилась из удивления. Удивление есть конкретное переживательное выражение непонимания. Непонимание есть объективное отношение и состояние, субъективно выражающееся в удивлении. Непонимание в этом смысле есть некоторая неравновесность, дисфункциональность в жизненном мире личности. Новый опыт выпадает из привычной структуры данного жизненного мира, лишен в нем места (атопон). Когда такого объективного обстояния дел нет, тогда нет ни удивления, ни непонимания – нет и желания что-то понять (что не означает, что есть понимание; его тоже нет).
Вам говорят: “Закройте дверь”, вы видите открытую дверь, закрываете ее. Сознание ничем не потревожено, нет ни непонимания, ни стремления понять, есть “привычное понимание”, которое к подлинному пониманию имеет мало отношения. Другое дело, если вас попросили закрыть дверь, но в поле зрения нет открытой двери. Тут возникает удивление и непонимания, возникает реальная необходимость понять смысл просьбы, т.е. появляется задача понимания. В более сложных случаях непонимание приходит как вдохновение и становится началом творческого процесса, завершением которого является акт понимания. Непонимание, таким образом, не пассивное равнодушие, а активное отношение, оценка. Реализуясь в удивлении, непонимание приобретает экзистенциально значимый характер: то, что не понимается, становится не безразличным для меня. Возникает желание (стремление) понять, которое наполняет экзистенцию энергией действия.
Здесь описано непонимание как событие жизненного мира, ведущее, возможно, к пониманию. Событие непонимания индивидуально и относительно: то, что вызывает удивление у одного, оставляет равнодушным другого. Чтобы удивление возникало, необходимо значительное развитие одной из фундаментальных потребностей человека – познавательной потребности, стремления к истине. У детей эта потребность в общем случае очень жива, естественна и непосредственна. Кроме того, ребенок постоянно находится в состоянии сумеречного сознания, что и поддерживает его познавательную потребность и способность к удивлению. Случается так, что объективное непонимание переживается как понимание. В естественных науках это часто бывает при допущении гипотез ad hoc, которые создают чувство понимания, но не дают гарантий истинности. Например, объяснение горения допущением существования теплорода. В человеческих отношениях это может возникнуть из различия языков партнеров общения. Объективное непонимание, не фиксируемое субъективно в удивлении, конечно, не имеет того экзистенциального и эвристического значения, которым обладает рефлексируемое непонимание. Особо отметим важный тип непонимания – рефлексивно установленного, или “презумпции непонимания”. Это ситуа-
ция, когда задача понимания формируется не на основе удивления, а на основе рефлексии, анализа. Например, встречаясь с незнакомым механизмом или старинным текстом, я могу и не испытывать удивления, но могу, а иногда и должен, предположить, что я их не понимаю. Это и есть презумпция непонимания. Это типичная герменевтическая ситуация, когда задача понимания ставится потому, что относительно данного опыта (машина, текст) у меня нет определенных ожиданий, а есть ожидание новизны вообще. В этом случае требуется предварительная познавательная работа по уяснению того, что, собственно, непонятно в объекте, т.е. состояние атопон должно быть целенаправленно получено, иначе мы останемся в рамках познания, но не понимания. Презумпция непонимания очень важна в межчеловеческих отношениях. Самоуверенное мнение о том, что я понимаю человека, – типичное препятствие к тому, чтобы его действительно понять. “Якобы понимание” делает другого отдаленным, безразличным.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.) |