Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеальность и субъективность сознания и реальный мирСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеальность и субъективность сознания делают его надмирным, т.е. не совпадающим с ним и не находящимся в нем в качестве части, или самодостаточным. Пока человек один наедине со своим сознанием, у него нет иного мира, кроме его жизненного мира. Объективность в горизонте мира выступает тогда, как устойчивость интенций в отличие от прихотливости и изменчивости значимостей и смыслов, которые составляют человеческую субъективность внутри жизненного мира. Однако и объективность как сопротивление вещей (“чтобы свобод-
но войти в дверь, нужно помнить, что у нее есть твердый косяк” – Р. Музиль), как навязанное (боль и т.п.) составляет мой мир (другому эта вещь не сопротивляется, эта боль неизвестна). Надмирность сознания обнаруживается в столкновении с другими субъектами, с другими сознаниями. Только в этом случае я обнаруживаю другой мир, мир не моего сознания, а вне его. А поскольку другое сознание обнаруживается только в общении, через язык, этим выказывает себя фундаментальная роль языка (недаром, видимо, “в начале было Слово”). Реальный мир – это не тот мир, который рисуется моему сознанию как изолированному, а тот, который встает перед ним через язык, представляющий другие сознания, культуру и, в конце концов, внешнюю объективность. Спонтанность сознания Как уже было сказано, субъективность в собственном смысле означает свободу как спонтанность. Сознанию присуща спонтанность, или, как это обозначается в синергетике, автопоэзис. Спонтанность, или автопоэзис, заключается в том, что сознание не вещно, а процессуально. Оно как таковое не является управляемым извне или каким-то образом предопределенным. Состояния и свидетельства сознания не образуют чего-то предзаданного, оно не существует иначе, как в акте явленности самому себе в момент явленности Теперь. Прошел момент – прошел акт – ушел феномен, не оставив после себя никакого тождественного бытия. В этом смысле внутренняя жизнь личности и поток ее сознания ‑ одно и то же. Тем самым субъект выступает как самосебятворящее из Ничто бытие. В этом смысле сознание спонтанно и эмерджентно, и в этом же смысле непредсказуемо и имеет историю, т.е. в онтологическом смысле временно. Поэтому и человек как индивид и как личность историчен, имеет историю и, значит, накопленное содержание. Ибо история не то, что прошло, а то, что осталось от прошедшего и в настоящем присутствует ретенциально. Поэтому каждый акт сознания спонтанен, спонтанное появление акта не есть возникновение сознания, а есть продолжение его. Поэтому в своей спонтанной свободе личность остается собой не только для себя, но и для Другого, поскольку Другой – в диалоге с данной личностью.
В разных онтологических позициях механизм спонтанности понимается по-разному. В материалистической модусной позиции, где сознание представляется свойством мозга, его спонтанность объясняется динамизмом системы энграмм, т.е. физиологически (или физически) организованной памяти и способности воображения. В этой концепции первичные образы (созерцание) не спонтанны, а обусловлены внешним. Но воображение спонтанно в аспекте всех форм опыта. При этом активность сознания выступает как информационно-сигнальный процесс: незначительный внешний энергетический импульс (например, слово) вызывает лавину образов, чувств, воспоминаний, идей и т.д. В субстанциалистских концепциях сознание спонтанно по определению и замыслу, ибо все содержание мира описывается как продукт автопоэзиса сознания. Однако приходится считать, что собственно человеческое индивидуальное сознание спонтанно лишь в наблюдении, так как неявно должен быть допущен механизм его детерминации сознанием-субстанцией. Что, впрочем, не имеет практического значения в применении сознания. В феноменологической методологии и в МЕР спонтанность (автопоэзис) сознания рассматривается как данность безотносительно к механизмам, поскольку вместе со всякой объективностью они редуцированы. Эту спонтанность самонаблюдение и наблюдение раскрывают со всей определенностью. Феноменологически сознание выступает как самопроизвольная игра образов, чувств, идей и т.д., оторванная от сиюминутной “реальности”. Занимаясь одним делом, вы можете думать о другом, третьем и так далее. Мысль скачет туда и сюда, и, чтобы этого не было, ее нужно специально обуздывать волевым усилием. Отлично сказал по этому поводу Ф. Ницше: “Мысль приходит, когда “она” хочет, а не когда “я” хочу (141, т. 2, с.255). То же можно сказать и о представлениях и переживаниях. В этом последнем случае спонтанность хотя и замедленна (в общем случае чувства не так живо играют, как представления и мысли), зато абсолютна в том смысле, что воля не способна ими управлять. Правда, медитативная практика, молитва и т.п. нацелены именно на это, но возникает парадокс: когда такая цель достигается, тогда сознание как мое индивидуальное сознание прекращает
быть. И в этом, собственно, вся суть медитации. Мы же говорим о сознании в его бытии, в его наличии. Чисто эмпирически спонтанность сознания обнаруживается в следующем. Опыты (свидетельства) воспоминания произвольно и, как правило, хаотично сменяют друг друга, подчиняясь частично законам ассоциации. Даже когда мы сосредоточиваем волю, чтобы вспомнить что-то определенное, гарантий, что это произойдет, нет. Опыт воображения спонтанен по определению (почему, собственно, именно воображение и выражает “творческую” сущность экзистенции). Воля может очертить предметный круг воображаемого, но конкретные акты воображения суть творческие (свободные, спонтанные) акты появления не бывшего раньше в опыте и ничем и никак не предусмотренного и не предустановленного. На уровне первичной данности легко видеть эмпирическую спонтанность переживаний и мыслей, но как быть с созерцанием? Ведь кажется, что мы видим и слышим, осязаем и обоняем то, что есть, тут, следовательно, нет свободы – ни свободы рефлексивного выбора, ни свободы-спонтанности? Это, однако, не так. На самом деле созерцание также непрерывно “переключается”, “включается” и “выключается”, и в его фокусе оказывается то одно, то другое, как об этом было сказано выше. Например, в шумящей толпе сознание выхватывает из совокупности “объективно наличных криков, фраз и т.п. нечто одно сейчас, нечто другое в другой момент и так далее. Таким образом, и поток созерцаний здесь спонтанен, сочетая свободу выбора и свободу-спонтанность. Спонтанность сознания эмпирически очень ярко проявляется в детском мышлении и языке. Много примеров можно найти в книге саратовского учителя Н. Гвоздева, представляющей ежедневные записи речевой активности его сына Жени Гвоздева. Вот один пример. В возрасте 3 года 5 месяцев, в октябре утром за чаем Женя неожиданно и без всяких внешних поводов заявил: “Летом-то в лесу елки не осыпаются, а у нас осыпаются” (видимо, вспомнилась – спонтанно‑отслужившая свое новогодняя елка). Спонтанность сознания выводит нас к идее свободы, которая (свобода), по меньшей мере, двойственна. Можно говорить о рефлексивной свободе духа, заключающейся в осознанном, оценивающем, волевом выборе. Можно говорить о спонтанной свободе, которая заключается в автопоэзисе, когда выбор определяет-
ся “психическими мутациями”, которые создают нечто новое. Спонтанность как свобода выражает, таким образом, творческую природу человеческой субъективности. В спонтанной игре сознания рождаются новые горизонты жизненного мира; будучи объективированы, они творят мир внешнего. Так бытийствует любое творчество: художественное, нравственное, философское, религиозное, научное, техническое ‑ всякое творчество вообще. Психологически это выглядит как озарение, интуиция. Аксиологически это может быть представлено как создание ценностей. Мировоззренчески это может быть истолковано как угодно: как творение духом внешнего мира, как расшифровка непроявленных смыслов Вселенной (Налимов), как объективация человеческой субъективности и т.д. Поэтому сама по себе субъективность сознания не свидетельствует о каком-либо онтологическом порядке, но раскрывает один из аспектов его природы.
Вместе с тем свобода сознания, даже понимаемая феноменологически, не абсолютна. Она ограничивается, во-первых, содержательным объемом памяти, который нам неизвестен, но, по-видимому, конечен, и, во-вторых, языком. Язык, раскрывая нам первичное членение и первичную истолкованность мира, ставит границы свободы, (которые в исключительных случаях могут быть прорваны). Это проявляется на всех уровнях содержательного опыта – повседневном, сущностном, ценностном, мистическом. Любопытно в этом отношении высказывание Ф. Ницше о философии: “Удивительное фамильное сходство всего индийского, греческого, германского философствования объясняется довольно просто. Именно там, где наличествует родство языков...все неизбежно и заранее подготовлено для однородного развития и последовательности философских систем” (141, т.2, с.256). На наш взгляд, никакой модернизм и постмодернизм не отменяют этого закона и не могут отменить, так как “выскочить” из рамок языковой истолкованности нельзя никуда, кроме патологии. Свойства Я
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.011 с.) |