Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциально-феноменологическая (“новая”)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Онтология сознания Описанная классификация онтологических позиций в понимании бытийности является полной в категориальной сетке классических представлений, в которых бытие мыслится как внешнее человеку, такое, что человек находится внутри него как часть, а оно (бытие), как целое, объясняет человека и, будучи его основой и истоком, определяет его свойства. Сознание, таким образом,, либо совпадает с внешним человеку бытием, либо является его частью, находится внутри бытия. При таком понимании иных определений онтологического статуса сознания, чем в триаде субстанция - атрибут - модус, быть не может. Однако бытие может пониматься иначе, а именно как экзистенция, как бытие человека, изначально являющееся целым, исчерпывающим всё и не являющееся частью чего-то другого. Именно такова экзистенциально-феноменологическая концепция. Бытие и переживание бытия (экзистенция) совпадают. Но переживание бытия реализуется лишь в формах опыта сознания и, таким образом, сознание оказывается единственной реальностью для философского анализа. Так возникает новая, неклассическая онтология сознания, в которой сознание не представляется ни субстанцией, ни атрибутом, ни модусом. Эта концепция не является вульгарной субъектно-идеалистической или солипсистской. Она не опирается на дихотомию материального-идеального или объективного-субъективного. Дело тут не в онтологическом приоритете психического или субъективного, как, например, в концепции Тейяра де Шардена или в субстанциалистской позиции. Дело в философском понимании, которое опирается на феноменологически данное и не осуществляет обычной онтологической рефлексии над ним. Классические представления трактуют сознание (по выражению основоположника французского персонализма Э. Мунье) как “окно духа”, как расположенное перед миром, а мир перед сознанием — “зрелище”, т.е. сознание и мир понимаются так или иначе как “взаимно-внешние”. В ЭФ-онтологии сознание трактуется как человеческая субъективность, необъективируемое, равное самому себе единственно-сущее. Оно не часть мира и не выводимо из законов мира. Оно существует (“есть”) осо-
бым образом: не как предданное (и тем самым длящееся) во временном мире вещей и процессов, а всегда лишь как актуализирующаяся возможность, открытая к любой форме и способу существования. В этом смысле, по мнению Ж.-П. Сартра, сознание — предмет не теоретического мышления, а практической творческой реализации. Исходным пунктом анализа сознания Э. Гуссерлем — основоположником современной феноменологии — является реальная психика человека при следующей методологической установке: “В психической сфере нет различия между явлением и бытием” (55, с. 26). Психическое — поток феноменов, которые не познаются в опыте, а сами суть опыт, переживаемое. Рассматривая поток феноменов имманентно, мы не находим там ничего, кроме самих феноменов (за 100 лет до этого Г. Фихте говорил о первой ступени сознания, первых его определениях, “которые сами производят себя”, ”которым следует только захватить нашу самость”, с которой “невозможно спуститься вниз, кроме как в царство небытия”, с которой “ не видно ничего, кроме её самой”. Это — реальность, факты сознания, опыт). На этом строится феноменологический подход к сознанию и, следовательно, ко Всему. “Бытие мира не может быть более для нас само собой разумеющимся фактом” (60, с. 9); “весь конкретный мир есть для меня не сущий, но лишь феномен бытия” (там же). Весь анализ основывается на феноменологическом эпохе, которое означает “универсальное запрещение всяких точек зрения по отношению к объективному миру” (там же). При этом центральным пунктом для понимания новой (ЭФ) онтологии сознания является следующий “величайший и удивительнейший из всех фактов”: “Я и моя жизнь остаются не затронутыми в своей бытийной значимости независимо от того, существует мир или нет, и вообще независимо от какого-либо по этому поводу решения” (там же, с. 10). Чисто феноменологический подход к сознанию далее эволюционировал в экзистенциально-феноменологический (у Хайдеггера). Произошёл, как говорит П. Рикер, экзистенциальный поворот в трансцендентальной феноменологии (164): соединение гуссерлевской феноменологии с экзистенциальной проблемой. Что, собственно, тогда происходит с пониманием сознания? Гуссерль депсихологизирует сознание: это естественное
следствие феноменологической редукции. Ведь если внешний (объективный) мир “вынесен за скобки”, то и эмпирический субъект с его эмпирически существующей в мире психикой отправляется туда же. Сознание выступает как конституирующая ноэтически-ноэматическая деятельность трансцендентального Я, содержанием которой выступает мир с его свойствами. Гносеологически и логико-методологически это означает создание формальной системы, интерпретацией которой является мир. В этом смысле сознание не есть психический процесс в эмпирическом виде. При экзистенциальном углублении этой методологии происходит полная обессубъективация сознания. У Хайдеггера cogitum cogitates — “мыслимое мыслится” (“мыслит себя”). И если классическая последекартовская метафизика рассматривает сознание (по характеристике Хайдеггера) как “сопредставленность предметной сферы вместе с представляющим человеком в круге им обеспечиваемого представления” и “все присутствующее получает от сознания смысл и образ своего присутствия” (217, с.66), то понимание самого Хайдеггера принципиально иное: “сознание... не создаёт впервые открытость сущего и не представляет впервые человеку открытость для сущего” (217, с.32). Оно само (в данном случае понимаемое эмпирически) имеет основания в экзистенции, которая есть “вид бытия, а именно бытие того сущего (человека. — А. К), которое стоит открытым для открытости бытия, где это сущее стоит, умея в ней устоять” (217, с. 301). Поэтому сознание и не проходит специальной темой в работах Хайдеггера. Его тема — бытие. Однако она раскрывается и может быть раскрыта лишь через “аналитику присутствия”, где “присутствие” и есть, по существу, экзистенция, понятие, конечно, не совпадающее с “сознанием” но весьма близкое, например, понятию “самосознающего бытия” С. Франка, т.е. некоего бессубъектного (в эмпирически-психологическом смысле) сознания (но, конечно, не “космического” сознания и не “непостижимого” Франка). Сознание не субстанциально: “Феномен приходит и уходит, не оставляя никакого остающегося тождественного бытия, которое было бы определимо объективно... ” (57, с. 26). Ж. -П. Сартр выражает ту же мысль так: “У сознания нет “внутри”, этот отказ есть его субстанция”. В данном случае понятие “субстанция” применено фигурально, реально же Сартр прямо утверждает несуб-
станциальность сознания: “Сознание не несёт в себе ничего субстанциального, это чистая “видимость” в том смысле, что оно не существует иначе, как по мере своего проявления. Поэтому сознание есть “тотальная пустота” (т.е. весь мир — вне его) и поэтому — абсолют: “Ничто несёт бытие в своём сердце”, “ничто лежит, свернувшись, как червь, в сердцевине бытия” (171). Таковы следствия исходной методологической установки о тождестве видимости и существования (явления и бытия). Некоторые нюансы имеет персоналистский вариант ЭФ-концепции сознания (Э. Мунье, Л. Лакруа и др.). Сознание не пред миром, а в мире. Сознание-в-мире не то же, что сознание-о-мире. Именно первое – предмет философии. Сознание-в-мире, однако, не означает, что оно часть мира. Оно есть внутренний духовный мир личности как абсолютная реальность и ценность. Жизнь сознания обнаруживается не в знаниях о вещах, “в способности откровения”, которое и реализуется “интимной интериорностью”, открывающейся к трансцендентному, к богу, и не извне, не от бога, а изнутри, от личности, но без помощи рефлексии. Здесь реализуется самосознание, как осознание своей миссии – открытие божественной трансценденции так, что Бог оказывается горизонтом человеческой тотальности, работа самосознания – открытие этого горизонта. Идея необъективируемости сознания (Я, субъекта), конечно, высказывалась и другими философами. Например, малоизвестный сейчас казанский философ В. И. Несмелов в книге 1905 г. (140), получившей высокую оценку, в частности Н. Бердяева, писал: “Быть объектом самого себя как не себя самого субъект никогда и ни в каком случае не может... Поэтому самосознание не есть представление себя самого как не себя... а есть утверждение себя как действительно существующего предмета наряду... с другими... <Поэтому> сознание и бытие оказываются вполне тождественными... Дан ли мир субъекту или создан им — это совершенно безразлично” (140, с. 128). Тем не менее, существенное отличие от ЭФ-методологии сохраняется в том, что субстанциальность сознания всё же мыслится и, кроме того, оно мыслится всё же наряду с другим, а не единственно. Имеет ли данная модель признаки приемлемости? Несомненно. Она имеет вполне ясную фактуальную базу: неразделимость,
нерасчленённость сознания, вещей и человеческого бытия на уровне переживания бытия, т.е. невозможность “выключить” себя из своего сознания, своё сознание из себя, и “вещей” из сознания, отделить сознание от “вещей”, т.е. от некоторого предметного содержания (это — интенциональность сознания по феноменологии). Опорным опытом является опыт чувствования, он источник и начало этой модели. Эвристичность модели также очевидна: она есть условие имманентности в анализе сознания и наиболее прямо объясняет индивидуальность, личность человека через уникальность его сознания и свободу как самотворчество человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.009 с.) |