Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Следствия идеальности сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первым достаточно парадоксальным следствием идеальности сознания является то, что оно само для себя и другого сознания несозерцаемо и непереживаемо, а только знаемо, мыслимо, открыто себе лишь в рефлексии (которая, правда, является свойством сознания). Когда мы созерцаем, то созерцается не само созерцание, а созерцаемый предмет. То же и с переживанием. В созерцании и переживании сознание созерцает и переживает не само себя, а нечто другое, но в этом другом схватывает и себя. Сознание идеально, а идеальное есть снятое. Его бытие подобно (аналогия, понятно, не строгая) бытию растения в семени. Оно там есть в снятом виде, идеально, а не реально, поэтому его нельзя обнаружить в семени эмпирически. Так и в случае с сознанием. Оно есть, но природа его идеальна, поэтому оно эмпирически не обнаруживаемо. Второе следствие. Мы привычно говорим, что мир, который мы знаем, обнаруживается в сознании (отражается в… и т.п.). Но феноменологически это не так: мир обнаруживается вовсе не в, а для сознания, перед ним. Но все же феномены (содержания) сознания по определению принадлежат ему. Отсюда следует, что феноменологически невозможно установить, что от чего причинно зависит – сознание от мира или мир от сознания (что и делает феноменологическую редукцию осмысленным актом). Сознание есть, наличествует — и это создает мир и его открытость для меня. Сознания нет – и ничего нет для меня. Не потому, что нет мира (это вопрос открытый), а потому, что нет меня. Благодаря идеальности сознание бесконечно и является ключом и интенцией к бесконечности. Оно не ограничено в своей предметно-конституирующей деятельности. Горизонты ожиданий и горизонты горизонтов ожиданий определяют хронотопи-
ческую открытость сознания. Это невозможно для неидеальной данности. Гуссерль различает два аспекта противоположения идеального и реального. Если в эмпирическом аспекте реальна объективность, идеально сознание, то в феноменологическом аспекте реален феномен, а идеальна его интенционально-конституированная предметность (содержание). Именно в этой своей идеальности она не ограничена. Поэтому сознание всегда есть сознание бесконечного, и интенция к предельному и трансцендентному для него естественна: это есть следствие несовпадения ожидания бесконечного в идеальном содержании с конечностью реальных феноменов. Идеальность сознания позволяет ему присутствовать в продуктах человеческой деятельности, придавая им субъективность. Оно присутствует в них именно идеально, т.е. в снятом виде. Будучи само идеальным, оно никаким иным способом и не могло бы в них присутствовать. Идеальность сознания позволяет существовать так называемому “признанному бытию”, существовать идеально между сознанием и реальностью, как душа тотальности. Речь идет о специфических формах социального бытия, которые реальны лишь постольку, поскольку “признаны”, т.е. существуют идеально в сознаниях (речь идет об эмпирическом мире). Например, деньги или власть. Они только тогда реально деньги и власть, когда признаются за таковые некоторым сообществом. Их бытие – признанное бытие. То же можно сказать о суверенитете государства, о договоре, о преступлении и т.д. Таким же образом существуют произведения искусства, моральные нормы (реальные, т.е. действующие). Существование всего этого в сознании многих людей есть необходимое условие их объективного существования, независимо от сознания одного. Идеальность как бытие-для-одного (по Гегелю) означает, что и сознание, будучи идеальным, есть бытие-для-одного, а именно – для самого себя. В этом смысле оно не обладает внешним бытием, бытием для другого, а это значит, что другой – в нем, а не перед ним (как у Гегеля конечное – в бесконечном, у Соловьева – частное во всеедином), а это значит, в свою очередь, что сознание не часть мира, а надмирно. Благодаря идеальности сознание может быть и фактически является многомерным в различных отношениях: различные
“пласты” сознания сосуществуют. Например “измененные состояния сознания” сосуществуют с “нормальным”. Мифосознание сосуществует с научным сознанием. М. Мамардашвили говорит, что в сознании есть идеологическая размерность. Ее суть в том, что над некоей “естественной” структурой надстраивается “поставленная на голову” и они сосуществуют. Это возможно только в силу идеальности сознания. Идеальность сознания – источник коренных мировоззренческих проблем, и прежде всего проблемы тождества бытия и мышления. Только в силу идеальности сознания (и мышления в том числе) это тождество возможно. Если бы сознание не обладало идеальностью, оно было бы просто некоторой конечной формой бытия, которая никак не могла бы совпадать с другими формами по определению. Лишь в силу идеальности сознание может отличить себя от бытия и может снять его и в снятом виде отождествить с собой. Идеальность сознания и язык
Идеальность сознания в совокупности с субъективностью порождают проблему “общения сознаний” (интерсубъективности). Каким образом возможно, чтобы содержание одного сознания стало доступно другому? Традиционно решение проблемы видится в связи мышления и языка. Поскольку мышление осуществляется через язык, содержание мышления одного субъекта может быть передано другому субъекту. Важнейшая черта слова – его генерализирующая сила. Слово совмещает в себе единичность феномена с общностью значения. Но почему слово необходимо? Причина – в идеальности сознания. Ощущения и чувства могут существовать вне и до слова (например, у животных). У них есть собственная специфическая материя, их данность не словесна и не опосредована, а непосредственна. Однако они не являются фактом сознания, не став созерцанием и переживанием, а это, как было показано раньше, возможно лишь в единстве с мыслью и тем самым‑со словом. Созерцание и переживание, чтобы обрести свое экзистенциальное значение, требуют номинации, обозначения словом, именования. В человеческом сознании все бытийствующее поименовано. Мы видим некий цвет и называем его, например, красным. И только после (или в акте) именования “красное” становится фактом
сознания, как и то, что это – цвет. Только в единстве “видения” и именования мы имеем не ощущение, а созерцание. Так же дело обстоит и с чувствами. Только в единстве чувства и его именования и созерцания этого имени мы имеем переживание как факт сознания. Пока ощущения, восприятия, представления, чувства не поименованы, до тех пор они – не в сознании, не сознание, а значит, нет ни горизонта мира, ни жизненного мира личности. “И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым” (Книга Бытия, гл. 2, ст. 20). Значение именования угадано, как видим, давно. Слово дает сознанию дискретность и определенность. Но слово есть знак, и, следовательно, означаемое содержится в нем идеально. Слово “дом” не есть дом, но в нем идеально присутствует дом во всех ипостасях сознания: и образ, и переживание, и мысль – все сразу и по отдельности. Неточно поэтому утверждать, что слово относится только к мысли. В слове – все сознание. Конечно, если слово обозначает теоретический объект, то в нем только мысль; но мы знаем свою неустранимую склонность изображать теоретические объекты (например, атом или электромагнитную волну) и переживать их. Таким образом, вне языка, вне слова нет сознания и жизненного мира человека (речь, конечно, идет не о психической жизни в целом, а именно о жизни в сознании). Идеальность сознания требует языка и является следствием его. Язык же является и единственным средством “общения сознаний”. Именно в этой связи формируются идеи философской герменевтики, согласно которым “всякое понимание есть проблема языковая...оно достигается...в медиуме языковости” (36, с. 43).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.007 с.) |