Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переориентация с предложения на спросСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратегия бизнеса в XX в. фокусировалась на предложении, но в XXI в. она фоку-сируется на спросе. Представьте себя на месте Генри Форда в те далекие дни на-чала XX в., когда его «Model T» покорила рынок. Именно в тот период, когда Форд продавал столько машин, сколько мог произвести, он произнес свои знаме-нитые слова: «Вы можете выбрать автомобиль любого цвета, если этот цвет будет 50 Часть 1. Введение в изучение поведения потребителей черным». В этой фразе абсолютно точно отражена ситуация того времени, когда производитель диктовал, что будут покупать. Ориентация на производство сво-дилась, в основном, к вопросу, как производить товары. Современный специа-лист по поведению потребителей, окажись он в том времени, остался бы без ра-боты, зато сегодняшние специалисты по маркетингу автомобилей сталкиваются с множеством обусловленных конкуренцией проблем. Существование автомобиль-ных супергигантов, таких как Daimler Chrysler, и в высшей степени сегментирован-ный рынок, требующий разнообразия — от экологичных «смартов» (производи-мых в партнерстве компаниями Mercedes и Swatch) до Sebring с откидным верхом, траков «Dodge», «SUV» от «Jeep» и роскошных седанов от Maybach за $375 000. Управленческие навыки и понимание рынка Генри Форда соответствовали ушед-шей эпохе, но сегодня, среди прочего, ему понадобилось бы срочно пройти курс по изучению поведения потребителей.
От производства — к продажам
Самый первый вклад в поведение потребителей был сделан в 1920-е гг., когда про-изводство начало опережать спрос, и проблема состояла не в том, как произвести товары, а как их продать. С усилением конкуренции рекламные агентства пре-вращались в важные организации, а университеты стали предлагать учебные кур-сы по методам торговли, рекламе и другим сферам маркетинга. Пытаясь влиять на потребителя, рекламные агентства и университетские преподаватели полага-лись больше на собственный опыт, чем на поведенческую науку под названием бихевиоризм—психологияповедения.
В 1930-х теоретик обучения Джон Б. Уотсон приложил практические аспекты своего психологического подхода к рекламе и выдвинул на первый план важность повторения рекламы для создания осведомленности и марочных предпочтений. Используя этот принцип, в 1940-1950-е гг. рекламное агентство Ted Bates изобре-ло формулу УТП (USP, unique selling proposition — уникальное торговое предло-жение), которая применялась для описания важности выбора выгоды продукта. Его следовало повторять как можно чаще, чтобы у потребителей оно ассоцииро-валось исключительно с конкретной торговой маркой. McDonald's успешно про-двигался в разных странах, определяя свое УТП как быстрое обслуживание ус-тойчивого качества в чистых помещениях, расположенных в удобных местах, что позволит потребителям высвободить время на общение с друзьями, семьей и дру-гую деятельность. Другим УТП компании является веселье, что проявляется не только через ее «лицо», клоуна Рональда Макдональда, но и через ее всемирную рекламную кампанию «I'm loving it».
От продаж — к маркетингу
После Второй мировой войны нетрудно было прогнозировать, что потребители (восстанавливавшие свое хозяйство после нужды, пережитой в годы Депрессии и войны) будут покупать все, что им предложат производители. В США и Канаде эта эпоха дефицита закончилась в начале 1950-х гг., в большинстве европейских стран — в 1960-1970-е гг. Начался переход к новой эпохе — эпохе маркетинга. В это время объем производства намного превосходил спрос, в связи с чем изучение по-
Рис. 1.3. Эволюция ориентации бизнеса и исследований поведения потребителей
ведения покупателя не могло больше ограничиваться экономическими рамками. Цена перестала быть центральным фактором в изучении поведения потребите-лей. Передовые специалисты по маркетингу начали обращать внимание на мно-гие другие факторы, влияющие на потребительский выбор, — качество, удобство, образ и рекламу — тем самым помогая организациям определять, что желают ку-пить потребители. Рисунок 1.3 отражает эту эволюцию изучения поведения по-требителей.
Если вы спросите менеджеров Wal-Mart, что они продают в своих магазинах, то вполне вероятно, услышите странный ответ «Ничего». Высшее руководство ком-пании исходит из того, что Wal-Mart, не должна заниматься продажей потребите-лям каких-то вещей; ее дело — приобретать то, что люди хотят потреблять,
будь то одежда, продукты питания или топливо. Своим успехом в последние де-сятилетия XX в. компания во многом обязана позиционированию себя как агента по закупкам, работающего на потребителей. Сегодня в головном офисе Wal-Mart в Бентонвилле, штат Арканзас, вы обнаружите Отдел товарного развития, в кото-ром трудятся более 250 человек, многие из которых изучали в колледже поведе-ние потребителей и розничную торговлю. Этот отдел проводит исследования, чтобы определить, что хотят покупать потребители, и рекомендует производите-лям, что создавать.
Переключение ориентации с продаж на маркетинг требовало гораздо более изощ-ренных инструментов для понимания потребителей и того, какие товары или услуги будут их удовлетворять. Принципы маркетинговой деятельности распространялись по наиболее успешным фирмам по всему миру со скоростью и силой ядерного обла- 52 Часть 1. Введение в изучение поведения потребителей
ка-гриба. Центральное место заняли поведенческие науки, которые обеспечили но-ваторским маркетинговым организациям инструментарий теорий и методов, в том числе:
• Исследования мотивации. Специалисты по маркетингу были готовы вос-принять новые взгляды и исследовать новую тему — мотивацию, основан-ную на теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Под руководством Эрнста
Дихтера4 Фрейд и основы психоанализа нашли свой путь на рынок в период 1960-х гг., в том числе, благодаря публикации В. Паккардом книги «Скрытые
средства убеждения».5 Цель исследования мотивации состояла в выявлении скрытых или неосознанных побуждений с помощью направленного интервью-ирования. Одно из самых известных открытий эры изучения мотивации со-стояло в том, что женщина печет пироги из неосознанного желания родить. (Да, да, вы не ошиблись!) В соответствии с этим открытием в компании Pills-bury для формирования бренда создали символ Doughboy™, малыша из тес-та, которого так и хочется потрогать; теперь он появляется в рекламе и на стендах компании.
• Позитивизм. Позитивизм — это процесс использования строгих эмпиричес-ких методов для обнаружения обобщаемых объяснений и законов. Другимисловами, позитивисты считают, что нельзя опираться на данные, недоказуе-мые лабораторно, и что в принятии решения должна использоваться только информация, полученная с помощью научных методов. Позитивизм ста-вит двоякую цель: 1) понимать и уметь прогнозировать поведение потре-бителей и 2) выявлять причинно-следственные связи, управляющие убеж-дением и/или обучением. До недавних пор большинство публикаций на тему исследования потребителей принадлежало авторам, стоящим на по-зициях позитивизма.
• Постмодернизм. Дополняющее позитивизм научное направление, постмо-дернизм, приобрело популярность в 1980-е гг. Отличаясь разнообразием це-
лей и методов,6 постмодернизм использует для понимания поведения потре-бителей качественные и иные методы исследования. Например, это можетбыть изучение эмоций, сопровождающих выбор торговой марки. Благодаря постмодернистским исследованиям для того, чтобы понять жизнь людей и влияние культуры на потребление людьми продуктов, стали использоваться этнографические и другие научные методы.7
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.1 (0.006 с.) |