ТОП 10:

Раздел «Поднятие рук при испрашивании дождя»



1168. Мухаммад бен Салама адь-Мурадий — Ибн-Вахб — Хайва и Гамр бен Малик — Ибн-Ильхад — Мухам­мад бен Ибрахим — Гумайр, вольноотпущенник [из племени] «Бану-Аби-ль-Лахм»; [последний передал,] ЧТО ОН видел, как Пророк (м.е.и б.!) испрашивал дождя у «Ахджару-з-Зайт», [местечке, что близ места] «аз-Заураъ» — стоя, творил молитвы, подняв обе руки свои пред лицом своим, [и] не поднимая их [, однако,] выше головы своей.

1169. Ибн-Аби-Халаф—Мухаммаад бен Губайд Мисгар — Йуриду-ль-Факыйр — Джабер бен Габдулла; сказал [последний]: пришли к Пророку (м.е.и б.!) плачущие [женщины], и сказал он [Джабер]: «О Аллах наш! Ороси нас дождём проливным, благим, урожайным, полезным, безвредным, скорым, не за­паздывающим» ([аллахуммаскина гайсан мугисан мари-ан мариган нафиган гайра даррин, гад- жилан гайра аджилин]). Сказал [Пророк]: «Да ответит им небо!»

1170. Наср бен Галий—Йазид бен Зурайг — Сагид — Кутада — Анас; [последний передал,] ЧТО Пророк (м.е.и б.!) не поднимал рук своих ни при одной из своих молений, кроме как при испрашивании дождя; и, поистине, он поднимал [при этом] руки так, что была видна белизна подмышек его.

1171. Аль-Хасан бен Мухаммад аз-Загфараний — Гаффан — Хаммад — Сабет — Анас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) испрашивал дождя вот так, т.е., и простёр руки свои, и внутренние их сто­роны повернул к земле — так, что видел я белизну подмышек его.

1172. Муслим бен Ибрахим — Шугба — Габду-Раббих бен Сагид — Мухаммад бен Ибрахим; [последний пере­дал:] сообщил мне тот, кто видел, как Пророк (м. е. и б.!) творил молитву при [местечке] «Ахджару-з- Зайт», простерев ладони свои [повернув внутреннюю сторону своих ладоней] вниз.

1173. Харун бен Сагид аль-Айля — Халед бен Наззар — аль-Касем бен Мабрур — Йунус — Хишам бен Гурва — от отца его — от Аиши (да будет Аллах доволен ею!); [последняя] сказала: «Пожаловались люди Посланнику Алла­ха (м.е.и б.!) об отсутствии дождя. И повелел [он соорудить ему] подмостки; и [, когда они были го­товы,] поставил их на место совершения молитв; и условился с людьми, что выйдут они в [такой- то] день». Сказала Айша: «...и вышел Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда появился край солнца [на горизонте], и сел на подмостки, и возвеличил [Аллаха] (м.е.и б.!), и вознёс хвалу Аллаху (да возвели­чится и да восславится [имя] Его!) Затем сказал: «Поистине, вы жалуетесь на засуху земель ваших, и запаздывание дождя у вас в ваше время. И уж повелел вам Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) возносить молитвы Ему [просить Его]. И обещал Он вам, что ответит Он вам». Затем сказал: «Да будет всякая хвала [воздана] Аллаху, Творцу миров, Милостивому, Милосердному, Ца­рю дня Суда...» ([альхамду лилляхи раббиль галямин ар-рахманир-рахим малики йаумид-дин]). Нет бога, кроме Аллаха, Делающего то, чего пожелает. О мой Аллах! Ты — нет бога, кроме Тебя, Бо­гатого (Самодостаточного), а мы нищие [неимущие, нуждающиеся]. Ниспошли (низведи] нам дождя, и сделай то, что ниспошлёшь Ты нам силой [мощью] для нас, [дабы мы] до [жили] до [определён­ного] времени [срока]», ([ла илаха иллаллаху йафгалю ма йурид аллахумма анта ла илаха илла ан- тальганийй ва нахнуль-фукараъ анзиль галайналь гайса ваджгаль ма анзальта лана кувватан ва ба- ляган ила хин]). Затем поднял руки свои, и не опускал их — так, что была видна белизна подмышек его. Затем обернулся он к людям спиной, и перевернул — или вывернул наизнанку—плащ свой, дер­жа руки поднятыми. Затем обернулся к людям, и спустился, и совершил два круга [молитвы]. И соз­дал Аллах облако, и прогремел [из него] гром, [и сверкнула молния]; затем пошёл дождь с дозволения Аллаха. И не шёл он в мечеть свою, пока не потекли ручьи. И, когда увидел он [, как побежали] они быстро к навесу, рассмеялся (м.е.и б.!) во весь рот [так, что обнажились [все] зубы его]. И сказал: «Свидетельствую, что Аллах мощен надо всякой вещью, и что я — раб Аллаха и посланник Его».

195

Сказал Абу-Дауд: и этот хадис — редкий («гариб»), а цепочка его добрая («джаййид»); жите­ли Медины читают «...Царю дня Суда...» [«[малики йаумид-дин]» не ставя ударение на первый слог, т.е., без буквы «алиф»]; и, поистине, этот хадис для них [служит] доводом [в пользу оного].

1174. Мусаддад — Хаммад бен Зайд — Габдуль-Газиз бен Сухайб — Анас бен Малик и Йунус бен Губайд — Са­бет— Анас; [последний ] сказал: «Постигла жителей Медины засуха при жизни Пророка (м.е.и б.!). И, промеж тем, как читал он проповедь нам в пятничный день, вдруг встал один человек, и сказал: «О Посланник Аллаха (м.е.и б.!)! Погибли [ягнята], погибли овцы! Так взови к Аллаху, [дабы] послал он нам дождя (йаскыйана)[!]». И протянул он руки свои, и воззвал». Сказал Анас: «...и, поистине, небо — несомненно, подобно стеклу (бутыли): и подул сильный ветер, затем образо­вал облако, затем [оно] собралось, и послало небо воды свои сильные [град]; и вышли мы, шлёпая [по грязи] и воде, пока не дошли до жилищ наших. И не переставал дождь [лить] до следующей пятницы. И встал, и подошёл к нему [Пророку] тот человек, или кто-то другой, и сказал: «О Пос­ланник Аллаха! Разрушаются дома! Так взови к Аллаху, дабы прекратил Он его [дождь]!» И улыб­нулся Посланник Аллаха (м.е.и 6.!)». Затем сказал: «Вокруг нас, но не над нами». И посмотрел я на облако — раскололось оно, словно бы оно — диадема».

1175. Иса бен Хаммад — ал-Лайс — Сагид аль-Макбурий — Шурайк бен Габдулла бен Аби-Намр — Анас; [пос­ледний передал,] что он слышал, как он говорил: «... — и привёл [хадис,] подобный хадису Габдуль-Газиза. Сказал: «...и поднял Посланник Аллаха руки свои к лицу своему, и сказал: «О наш Аллах! Пошли нам дождя (ороси нас)!...» — и [далее] рассказал подобный ему [хадис].

1176. Габдулла бен Маслама — Малик — Йахья бен Сагид — Гамр бен Шугайб; [последний передал,] что Пос­ланник Аллаха (м.е.и 6.!) (говорил: «...); и Сахль бен Салих — Галий бен Кадем — Суфьян — Йахья бен Сагид — Гамр Ибн-Шугайб — от отца его — от деда его [Гамра]; сказал [последний]: «Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!), когда испрашивал дождя, говорил: «О наш Аллах[!] Ороси рабов Твоих[!] И животных Твоих [!] И распространи милость Твою[!] И оживи страну [град] Твою мёртвую [!]» ([аллахуммаски гыбадака ва баха-имака/ ваншур рахматака/ва ахъйи баладакаль маййит])».

Это — слова хадиса Малика.

Раздел «Молитва [при] солнечном затмении»

1177. Гусман бен Аби-Шайба — Исмаил бен Галиййя — Ибн-Джурайдж — Гатаъ — Губайд бен Гумайр; [пос­ледний сказал:] сообщил мне тот, кого я [считаю] правдивым — и подумал я, что он имеет в виду Айшу — сказал: «Было затмение солнца при жизни Пророка (м.е.и б.!). И встал Пророк (м.е.и б.!) и стоял [дол­гим] стоянием — стоял с людьми [в молитве]. Затем совершил поясный поклон; затем восстал; затем совершил поясный поклон; затем восстал; затем совершил поясный поклон. И совершил два круга [молитвы]: в каждом круге — три поясных поклона, совершал третий — [ и] (затем) совершал поклон земной. И даже мужи в день тот от долгого стояния падали в обморок — так, что на них лили вёдра воды. И говорил [Пророк], когда совершал земной поклон: «Аллах преве­лик!» («[Аллаху Акбар!]») а когда поднимался — «Да услышит [прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему!» ([самигаллаху лиман хамидах]) — пока не появлялось солнце. Затем сказал: «Поистине, [ни] солнце, ни луна не затмеваются из-за смерти кого-либо из вас, и не из-за рож­дения его; но они есть суть два знамения из [числа] знамений Аллаха (да возвеличится и да вос­славится [имя] Его!) —устрашает Он ими рабов своих. И, когда затмятся они, то освободитесь [оставив все дела земные], [и] (к) [займитесь исключительно лишь] молитвой».

Раздел «[Тот,] кто сказал [, что молитва при затмении солнца — ] четыре круга»

1178. Ахмад бен Ханбаль — Йахья — Габдуль-Малик — Гатаъ — Джабер бен Габдулла; сказал [последний]: «Было затмение при жизни Посланника Аллаха (м.е.и б.!); и было то в день, (в) который умер

196

Ибрахим бен Расулюллах (м.е.и б.) [сын Пророка]. И сказали люди: «Поистине, затмилось ко смерти Ибрахима (сына его (м.е.и б.)). И восстал Пророк (м.е.и б.!), и совершил вместе с людь­ми шесть кругов [молитвы] в четыре земных поклона: возвеличил [Аллаха], затем прочитал [Ко­ран], и сделал чтение долгим; затем совершил поясный поклон — такой же [по продолжитель­ности,] как и [продолжительность времени, в течение которого] стоял [он] [стоя]; затем поднял голову свою, и прочёл отличное от того, что прочёл он в первом чтении; затем совершил пояс­ный поклон — такой же [по продолжительности,] как и [продолжительность времени, в течение которого] стоял [он]; затем поднял голову свою, и прочёл второе чтение, отличное от того, что прочёл он во втором чтении; затем совершил поясный поклон — такой же [по продолжитель­ности,] как и стоял [он]; затем поднял голову свою, и опустился в земной поклон, и совершил два земных поклона; затем совершил три круга [молитвы], прежде чем совершить земной поклон; и был каждый круг, что был прежде него [земного поклона] — дольше предыдущего, кроме как поясный его поклон — такой же [по продолжительности], что и стояние его стоя...» Сказал [Джабер] : «...затем [отступил] [он] назад, и отступили назад вместе с ним и [люди] в рядах [что позади него]; затем восстал он, и [сделал шаг] вперёд, и [сделали шаг] вперёд и [люди] в рядах, что позади него. И завершил он молитву, когда солнце уж появилось. И сказал: «О люди! Поис­тине, солнце и луна — есть суть два знамения из [числа] знамений Аллаха — да возвеличится и да восславится [имя] Его! Не затмеваются [они] [привязанно] ко смерти человека. И, если узри­те вы что-либо из оного [т.е., затмение], то совершайте молитву до тех пор, пока не [вое]сияет солнце...» — и [далее] рассказал остаток хадиса.

1179. Муаммаль бен Хишам — Исмаил — Хишам—Абу-з-Зубайр—Джабер; сказал [последний]: «Затмилось солнце при жизни Посланника Аллаха (м.е.и б.!) в очень жаркий день. И совершил Посланник Ал­лаха (м.е.и б.!) [молитву] со своими сподвижниками, и сделал стояние стоя долгим — так, что [люди] стали падать [в обморок]; затем.совершил поясный поклон, и [сделал] его долгим; затем поднял[ся] и долго [стоял]; затем совершил поклон поясный, и [сделал] его долгим; затем под­нял [ся] и долго [стоял]; затем совершил два земных поклона; затем [вое]стал, и сделал подобное оному. И было четыре круга [молитвы], и четыре земных поклона [в них]...» — и [далее] расска­зал тоже хадис.

1180. Ибн-ас-Сарх — Ибн — Вахб; и Мухаммад бен Салама аль-Мурадий — Ибн-Вахб — Йунус — Ибн-Шихаб — Гурва Ибн-аз-Зубайр — Айша, жена Пророка (м.е.и б.!); сказала [последняя]: «Затмилось солнце при ЖИЗНИ Пророка (м.е.и 6.!). И вышел Пророк (м.е.и б.!) в (к) мечеть, и восстал, и возвеличил [Аллаха]; и построились люди в ряды позади него; и прочёл Посланник Аллаха (м.е.и б.!) длинным чтением [Коран], затем возвеличил [Аллаха], и совершил долгий поясный поклон; затем поднял голову свою, и сказал: «Да услышит [прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему! Господь наш, Тебе [да будет воздана] всякая хвала!» ([самигаллаху лиман хамидах; раббана лакаль хамд]). За­тем [вое]стал и прочёл долгим чтением [Коран] — оно [было] меньше [короче], нежели первое чтение; затем возвеличил [Аллаха], и совершил поясный поклон — он [был] короче, нежели первый поясный поклон; затем сказал: ««Да услышит [прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему! Господь наш, Тебе [да будет воздана] всякая хвала!» ([самигаллаху лиман хамидах; раббана ла­каль хамд])». Затем сделал в другом кругу подобно тому, и совершил всего ([истакмаля]) четыре крута, и четыре земных поклона. И засияло солнце прежде, чем завершил [Пророк молитву свою]».

1181. Ахмад бен Салих — Ганбаса — Йунус — Ибн-Шихаб; [последний] сказал: Касир бен Габбас рассказывал, что Габдулла бен Габбас рассказывал, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершил [молитву] при затме­нии солнца — подобный хадису Гурвы бен Аиши — от Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), что он со­

197

вершил два круга [молитвы], [и] в каждом кругу по два [земных] поклона [четыре круга молит­вы в четыре же земных поклона].

1182. Ахмад бен Фурат бен Халед — Абу-Масгуд ар-Разий — Масгуд бен Габдулла бен Аби-Джагфар ар-Разий — от отца его — от Абу-Джагфара ар-Разий, и это [этот хадис] — его слова, и он более пространен (полон — [атамм]) [в своём рассказе] — ар-Рабиг бен Анас — Абу-ль-Галия — Убайй бен Кагб; сказал [последний]: «Затмилось солнце при жизни Посланника Аллаха (м.е.и б.!); и (, поистине,) Пророк (м.е.и 6.!) совершил с ними молитву; и читал суру из [числа] длинных, и совершил пять поясных поклонов; и совер­шил пять кругов, и совершил два земных поклона; затем восстал на второй [круг], и прочёл суру из [числа] длинных; и совершил пять поясных поклонов, и совершил два земных поклона; затем сел, не меняя своего положения, обернувшись в сторону Киблы, творя молитву — пока не заси­яло солнце, и не закончилось его затмение».

1183. Мусаддад — Йахья — Суфьян — Хабиб бен Аби-Сабет — Тавус — Ибн-Габбас — Пророк (м.е.и б.!)> ЧТО [он] совершил [молитву] во [время] солнечного затмения; и прочитал [Коран], затем совершил поясный поклон. Затем совершил поясный поклон; затем совершил поясный поклон; затем со­вершил поясный поклон; затем совершил земной поклон; и другой [круг молитвы] — подобно этому.

1184. Ахмад бен Йунус — Зухайр аль-Асуад бен Кайс — Сагляба бен Гыбад аль-Габдий, из жителей Басры; [последний передал,] что присутствовал он (Сагляба бен Гыбад] однажды на проповеди Самура Ибн-Джундуб [спод­вижник]; сказал: сказал Самура: «Между тем, как я с одним отроком из жителей Медины [бросал камни в] цели] [наши], — пока не [достигло] солнце высоты двух копий, иль трёх в глазах смотрящего на горизонте: стало оно чёрным, пока оно не почернело словно черное дерево «таннума (вид де­рева или растения). И сказал один из нас другому: пойдём с нами в мечеть. И, клянусь Аллахом, это дело с [затмением] солнца, несомненно, произведёт смуту (для Посланника Аллаха (м.е.и б.!) — общины (уммы) его». Сказал: «,..и подтолкнул он нас; и вот он появился, выступил вперёд, и со­вершил [молитву]; и стоял он с нами [в молитве] так, как не стоял он с нами ни в одной молитве [никогда]; не слышали мы его голоса [не произносил он ничего]. Сказал: затем совершил с нами поясный поклон, какой не совершал он с нами в молитве никогда; не слышали мы его голоса [не произносил он ничего]. Затем совершил с нами поясный поклон, какой не совершал он с нами в молитве никогда; не слышали мы его голоса [не произносил он ничего]. Затем сделал в другом кругу [молитвы] подобно тому...» Сказал: «...и совпало [время] прояснения солнца со [време­нем, когда] сел он во втором кругу [молитвы]». Сказал: «.. .затем произнёс слова конечного при­ветствия, затем восстал, и вознёс хвалу Аллаху, и восславил Его, и засвидетельствовал, что нет бо­га, кроме Аллаха; и засвидетельсьтвовал, что он раб и посланник Его...» — и рассказал Ахмад бен Йунус проповедь Пророка (м. е. и б.!).

1185. Муса бен Исмаил — Вахиб — Аййуб — Абу-Куляба — Кабиса аль-Хилялий; сказал [последний]: «Затми­лось солнце при жизни Пророка (м.е.и 6.!). И вышел он в напуганном виде, волоча за собой одежду свою; и я был с ним в тот день в Медине; и совершил он два круга [молитвы], и сделал в них стояние долгим. Затем завершил [молитву] (инсарафа), и засияло [солнце]. И сказал: «Поис­тине, это — знамение, которым устрашает Аллах. И, если узрите вы их [затмения солнца и лу­ны], то совершайте молитву подобно остальным молитвам [из числа] предписанных [, что] со­вершаете вы».

1186. Ахмад бен Ибрахим — Райхан бен Сагид — Гыбад бен Мансур — Аййуб — Абу-Куляба — Хиляль бен Га­мер; [последний сообщил,] что Кабиса аль-Хилялий рассказал ему, что солнце затмилось...— с содержанием [, сходным с] хадисом Мусы. Сказал: «...пока не появились звёзды».

198

Раздел «Чтение [Корана] в молитве [при] затмении [солнца]»

1187. Губайдулла бен Сагд — рассказал нам дядя [по отцу] [т.е., дядя Губайдуллы бен Масгуда] («[гамми]») — Убайй — Мухаммад бен Исхак — Хишам бен Гурва и Габдулла бен Аби-Салама — Сулейман бен Йасар — каждый из них рассказал мне, [передавая] от Гурвы — от Аиши; сказала [последняя]: «Затмилось солнце при жизни Пророка (м.е.и б Л). И вышел Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и совершил молитву с людьми; и до­гадался я, что он читал; и увидел [понял] я, что читал он суру «Бакара»... — и [далее] рассказал тот же хадис — ...затем совершил два земных поклона, затем восстал, и долго читал (сделал чтение своё долгим); и определял я, что читал он; и увидел [догадался] я, что читал он суру «Аль-Гимран».

1188. Габбас бен аль-Валид бен Мазид — Убайй — аль-Аузагий — аз-Зухрий — Гурва бен аз-Зубайр — Айша; [последняя передала,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал [Коран] долгим чтением, и читал [его] вслух в ней [т.е., в молитве при затмении солнца].

1189. Кагнабий — Малик — Зайд бен Аслам — Гатаъ бен Йасар [ от Абу-Хурайры; так — у аль-Кады, и правильное же] —от Ибн-Габбаса; [последний] сказал: «Затмилось [солнце]. И совершил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) молитву, и вместе с ним и люди. И стоял он долгим стоянием — [достаточным, чтобы прочесть такие суры, как] — «Бакара»; затем совершил поясный поклон...» — и [далее] рассказал тот же хадис.

Раздел «На неё [молитву при затмении солнца] произносится призыв на молитву»

1190. Гамр бен Гусман — аль-Валид — Габдур-Рахман бен Намр; [последний передал,] что он спросил [об этом] аз-Зухрий, и сказал аз-Зухрий: сообщил мне Гурва — от Аиши; [последняя] сказала: «Затмилось [солнце,] И ве­лел Посланник Аллаха (м.е.и б.) одному человеку огласить, что молитва совместная».

Раздел «Раздача милостыни при ней [молитве при затмении солнца]»

1191 . Аль-Кагнабий — Малик—Хишам бен Гурва — Гурва—Айша; [последняя передала,] ЧТО ПрОрОК (м.е.И 6.!) сказал: «Солнце и луна не затмятся к [по причине] смерти кого-либо, и не к рождению [жизни] его. И, если узрите вы оное, то взывайте к Аллаху (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) и возвеличивайте [Его], и раздавайте милостыню».

Раздел «Освобождение раба при ней [молитве при затмени солнца]»

1192. Зухайр бен Харб — Мугавия бен Гамр — Заида — Хишам — Фатыйма — Асма; сказала [последняя]: «Пророк (м.е.и б.!) повелевал освобождать рабов и раздавать милостыню при молитве при затмении солнца».

Раздел «[О том,] кто сказал, что [молитва при затмении солнца] совершается [в две молитвы] по два круга»

1193. Ахмад бен Аби-Шугайб аль-Харранийй — аль-Харс бен Гамир аль-Басрий — Аййуб ас-Сахастаний — Абу- Куляба — ан-Нугман бен Башир; [последний сказал:] «Затмилось солнце при жизни Пророка (м.е.и б.!). И стал он совершать молитву по два круга, и просил о нём [солнце — дабы появилось оно и вос­сияло вновь] — [до тех пор,] пока не засияло [солнце]».

1194. Муса бен Исмаил — Хаммад — Гатаъ бен Саиб — от отца его — от Габдуллы бен Гамра; сказал [последний]: «Затмилось солнце при жизни Пророка (м.е.и б.!). И встал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [в мо­литве], и [стоял так долго, что,] словно бы он [и не намеревался] совершить поясный поклон; затем совершил он поясный поклон, и [находился в нём так долго, что,] словно бы [он и не намеревал­ся] встать прямо; затем совершил земной поклон [и находился в нём так долго, что,] словно бы [он и не намеревался] встать [прямо]. Затем поднялся, и сделал в другом кругу подобно тому. За­тем вздохнул в конце своего земного поклона, и сказал: «Уф! Уф!» Затем сказал: «Господь мой! Не дал ли Ты обета мне, что не подвергнешь Ты их мукам, пока я пребуду средь них? Не дал ли Ты обета мне, что не подвергнешь Ты их мукам, пока они просят [у Тебя] прощения?» ([рабби а лам тагидни, ан ла тугаззибахум ва ана магахум а лам тагидни ан ла тугаззибахум ва хум мустаг-

199

фирун]). И освободился Посланник Аллаха (м. е. и 6.!) от молитвы своей, и солнце уж появилось вновь...» — и [далее] рассказал тот же хадис.

1195. Мусаддад — Башар бен аль-Муфаддаль — аль-Джаририй — Хаййан Ибн-Гумайр — Габдур-Рахман бен Самура; [последний] сказал: «Между тем, как я [играл,] кидая стрелы — при жизни Пророка (м.е.и б.!) — вдруг затмилось солнце. И бросил я их, и сказал: «Я, несомненно, взгляну на то, [какую смуту] причинит Посланнику Аллаха (м.е.и 6.!) затмение солнца сегодня». И пришёл я к нему, и он [дер­жал] руки свои поднятыми, восславлял [Аллаха] (йусаббиху), восхвалял Его, произносил слова свидетельства о Его единстве (йухаллиль), и творил молитву [взывал к Аллаху], пока не откры­лось солнце («[хусира ганиш-шамс]»). И прочёл он две суры, и совершил два крута [молитвы]».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.014 с.)