ТОП 10:

О человеке, которому допустимо брать милостыню, несмотря на то, что богат



1635. Нам передал Абдулла Ибн Муслим от Малика, от Зэйда Ибн Асляма, от Аты Ибн Яссара, что Посол Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня не халяль для богатого, за исключе­нием следующих пяти лиц: выдвигающийся на путь Аллаха; собирающий её; попавший в острую долговую зависимость; человеку, выкупившему отданное в милостыню на свои деньги; мужчине, у которого есть бедный сосед и когда бедному подали милостыню, он подарил её этому богатому».

1636. Нам передал Аль-Хасан Ибн Али: «Нам передал Абдурраззак: «Нам сообщил Муаммар от Зэйда Ибн Ас­ляма, от Аты Ибн Яссара, от Абу Саида Аль-Худрия, сказавшего: «ПОСОЛ Аллаха, мир ему И благословение Аллаха, сказал...» Аналогичное по смыслу. Это же пересказал и Ибн Уяйна от Зэйда, как сказал Малик. Это же пересказал Аль-Саурий от Зэйда, сказавшего: «Мне передал Аль-Сабт от Проро­ка, мир ему и благословение Аллаха».

1637. Нам передал Мухаммад Ибн Ауф Аль-Та-ий: «Нам передал Аль-Фирьябий: «Нам передал Суфьян от Им­рана Аль-Барикыя, от Атыййи, от Абу Саида, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня не является халялем ни для кого, за исключением следующих категорий лиц: (выходящим) на путь Аллаха; блокированному в дороге (к последним относятся люди, у которых на вокзале в чужом городе украли билеты, деньги, паспорт и т.п., поэтому добраться до родного города они не могут и тогда они обращаются к людям с просьбой подать милостыню — п.п.); ни­щему соседу, когда ему подают, он передаёт это тебе в дар или приглашает тебя (покушать при­несённый ему пирог-милостыню)». Абу Дауд сказал: «Это же пересказали Фаррас и Ибн Абу Лейла от Атыййи, от Абу Саида, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха».

О (максимальном) объёме выплаты одному человеку из собранных запасов милостыни

1638. Нам передал Аль-Хасан Ибн Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Нам передал Абу Наим: «Мне передал Саид Ибн Убайд Аль-Та-ий от Башира Ибн Яссара, утверждавшего, что один из ансоров, звали которого Сахль Ибн Абу Хасма, сообщил ему о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, откупил его (от смертной казни за убийство) сотнею верблюдов». Он подразумевал кровный откуп за ансора, убитого в Хайбаре».

1639. Нам передал Хафс Ибн Умар Аль-Намрий: «Нам передал Шуба от Абдульмалика Ибн Умайра, от Зэйда Ибн Укбы Аль-Фаззария, от Сумры, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: «Прось­бы — это раны, которыми мужчина ранит лицо своё. Итак, кто захочет, тот останется со своим

272

лицом, а кто нет — оставит. Исключение составляет лишь ситуация, когда человек обращается к обладающему властью по поводу крайне важного и неотложного дела».

О ситуациях, когда просить допустимо

1640. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Хаммад Ибн Зэйд от Харуна Ибн Раййаба, сказавшего: «Мне пере­дал Кунана Ибн Наим Аль-Адвий от Кабисы Ибн Мухарика Аль-Хилялия, сказавшего: «Я впрягся ВОЛОЧИТЬ но­шу (примирения между двумя народами, т.е. выступил в роли миротворца — п.п.) и поэтому пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Тогда он сказал: «Не уезжай, Кабиса, пока к нам не прибудет милостыня, и тогда мы распорядимся отчислить тебе». Затем он произнёс: «Истинно, Кабиса, милостыня не является халялем ни для кого, кроме одного из следующих трёх: мужчина, впрягшийся волочить ношу (примирения двух народов), ему разрешается про­сить о материальной помощи, пока он не обретёт (необходимого количества средств для прими­рения враждующих сторон), после чего он должен прекратить; мужчина, которого постигло бедствие, лишившее его всего достояния — ему просить халяль до тех пор, пока он не обретёт достаточное количество продуктов питания, — или же он сказал «минимума необходимого на жизнь», — а после он должен прекратить; мужчина, которого постигла нищета, о реальном ма­териальном положении которого должны выступить со свидетельством трое достойных людей из его народа: «Такого-то постигла нищета». Ему разрешается просить, пока не обретёт необхо­димого количества продуктов питания или минимума необходимого на жизнь, а после он дол­жен прекратить. А все прочие просьбы о выделении материальной помощи, Кабиса, это — шальные деньги, которые получивший их пожирает неправедно».

1641. Нам передал Абдулла Ибн Муслима: «Нам сообщил Иса Ибн Юнус от Аль-Ахдара Ибн Аджляна, от Абу Бакра Аль-Ханафия, от Анаса Ибн Малика, что мужчина ансор пришёл к Пророку, мир ему и благосло­вение Аллаха, просить у него (подаяния). Он же ответил (ему): «А у тебя дома нет чего-нибудь?» Тот ответил: «Разумеется. Тряпка, в одну её часть мы одеваемся, а другую стелим. Ещё стакан, из которого пьём воду». Он сказал: «Принеси мне обе (вещи)». Когда он принёс их обе, Посол Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, взял их в руку и произнёс: «Кто купит эти две?» Какой-то мужчина вызвался: «Я возьму их обе за дирхем!» Он произнёс: «Кто даст больше дирхема?» Два или три раза. (Другой) мужчина откликнулся: «Я возьму их за два дирхема!» И он отдал их обе ему, взял два дирхема и вручил их тому ансору, напутствовав: «На один купи еды и отдай её семье твоей, а на второй купи топор и принеси его мне». Он принёс его ему и тогда Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прикрепил к нему палку (топорище) рукой своей, а после сказал: «Иди и набери дров, а потом продай! И чтоб я не видел тебя пятнадцать дней!» И этот мужчина ушёл собирать дрова и продавать. Когда он явился (через пятнадцать дней), он заработал уже де­сять дирхемов, на одну часть которых он купил одежд, а на другую еды и Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так будет лучше для тебя, нежели чем обрести точку на своём лице в День Предстояния. Истинно, просить материальную помощь не годится ни одному, кроме следующих троих: живущему в крайней нищете; обложенному громадным непосильным финан­совым долгом; имеющему мучительную кровь (совершённое им смертельное ранение, т.е. обя­занность выплатить виру за убийство — п.п.)».

О нежелательности просьб

(Сюда относятся любые просьбы, адресованные не к Аллаху. Но требовать и добиваться результатов самому — это хорошо. — п.п.)

1642. Нам передал Хишам Ибн Аммар: «Нам передал Аль-Валид: «Нам передал Саид Ибн Абдуль-Азиз от Ра- бии, — он подразумевал Ибн Язида, — от Абу Идриса Аль-Хауляния, от Абу Муслима Аль-Хауляния, сказавшего:

273

«Мне передал возлюбленный, верный. Возлюбленный, потому что любим мною, а верный пото­му что верен у меня. Это Ауф Ибн Малик Аль-Ашджаый, сказавший: «Нас было у Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, девять, либо восемь, либо семь. Тут он сказал: «Присягнёте Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» А тогда присяга для нас была ещё в диковинку и, поэтому, сказали: «Мы готовы присягнуть тебе, Посол Аллаха!» Так, он повторил этот вопрос трижды и мы протянули свои руки (готовые присягнуть ему). Но один из нас спросил: «Мы го­товы присягнуть тебе, Посол Аллаха, но о чём же нам присягать тебе?» Он ответил: «Что будете рабослужить Аллаху, не причисляя Ему в сотоварищи ничего, о пяти молитвах, о том, что буде­те подчиняться, — следовавшее за этим слово он оставил в тайне, — и не будете просить людей ни о чём». Впоследствии я видел, что когда у некоторых из этой группы (присягнувших мусуль­ман) падала плётка, тот не просил НИКОГО подать её ему». Абу Дауд сказал: «Хадис Хишама был переска­зан только Саидом».

1643. Нам передал Убайдулла Ибн Муаз: «Нам передал мой отец: «Нам передал Шуба от Асыма, от Абу Аль- Алии, от Саубана. Он сказал: «Саубан был подопечным Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто гарантирует мне, что не будет просить людей ни о чём, я гарантирую тому Сад». И тогда Саубан произнёс: «Я!» Поэтому он не просил никого ни о чём».

О воздержанности

1644. Нам передал Абдулла Ибн Муслима от Малика, от Ибн Шихаба, от Аты Ибн Язида Аль-Лейсия, от Абу Саида Аль-Худрия, что группа ансоров попросила у Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (по­даяния) и он дал им. Затем они снова попросили у него и он опять дал им. А когда у него иссякли запасы, он произнёс: «Если у меня есть добро, я не стану его хоронить от вас. Но тот, кто попы­тается сохранить достоинство, тому Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, поможет сохранить дос­тоинство. Кто ограничится тем, что есть, того Аллах обогатит. Кто попытается перетерпеть, тому Аллах поможет перетерпеть. И ни одному не было дано дара более обширного, чем терпение».

1645. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Абдулла Ибн Дауд...» Нам также передал Абдульмалик Ибн Хабиба Абу Марван: «Нам передал Ибн Аль-Мубарак...» Данный хадис взят от последнего: «От Башира Ибн Сальмана, от Саййара Абу Хамзы, от Тарика, от Ибн Масуда, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, сказал: «Если человек оказался в страшной нужде и низвёл (взвалил) её на людей, тогда его нужда не будет покрыта. Но если он положился на Аллаха в покрытии её, тогда Аллах очень скоро устроит ему достаток либо в виде скорой смерти, либо в скором обогащении».

1646. Нам передал Кутайба Ибн Саид: «Нам передал Аль-Лейс Ибн Сад от Джафара Ибн Рабии, от Бакра Ибн Савады, от Муслима Ибн Махшия, от Ибн Аль-Фаррасия, что Аль-Фаррасий сказал Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Я хочу попросить, Посол Аллаха!» И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Нет! А если обращения с просьбой тебе не избежать, тогда проси годных (лю­дей)». (Здесь имеется в виду обращение с просьбой к годным верующим вокруг. Милостыня смывает грехи и поэтому считается грязью, именно в этой связи Пророк, мир ему и благословение Аллаха, объявил милостыню харамом для своего рода, чтобы «не загрязнять его». См. хадисы No 1650-1654. Годный не совершает великих злодеяний и поэтому милостыня от него не несет в себе страшной «грязи», а от негодного человека просящий подаяние получит в милостыню тяжкую «грязь» — тяжкие грехи закоренелого грешника — п.п.)

1647. Нам передал Абу Аль-Валид Аль-Таялюсий: «Нам передал Аль-Лейс от Букяйра Ибн Абдуллы Ибн Аль- Ашаджа, от Буера Ибн Саида, от Ибн Аль-Саидия, сказавшего: «Меня назначил Умар Ибн Аль-Хаттаб, ко­торым остался доволен Аллах, собирать милостыню. Завершив работу по сбору милостыни, я отдал её ему и он приказал выделить мне зарплату. Тогда я сказал: «Но ведь я работал для Аллаха! И

274

плата мне — на Аллахе». Но он сказал: «Возьми то, что я дал тебе. Некогда я исполнял такую же работу при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему то же самое, что и ты, но Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил мне: «Когда тебе дают что-ли­бо, чего ты не просил, тогда ешь (сам) и подай милостыню».

1648. Нам передал Абдулла Ибн Муслима от Малика, от Нафиа, от Абдуллы Ибн Умара, ЧТО Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнёс с минбара, когда говорил о милостыни и необходи­мости воздерживаться от приёма подаяния и от прочих просьб: «Рука высшая лучше руки низ­шей. Высшая рука — это дающая, а низшая — просящая». Абу Дауд сказал: «На Аюбе возникло разногласие при передаче данного хадиса от Нафиа. Абдульварис сказал: «Высшая рука — воз­держивающаяся». Однако большинство из них, при передаче от Хаммада Ибн Зэйда, от Аюба, сказали: «Высшая рука — дающая». И лишь один от Хаммада произнёс «воздерживающаяся».

1649. Нам передал Ахмад Ибн Ханбаль: «Нам передал Убайда Ибн Хумайд Аль-Таймий: «Мне передал Абу Аль- Зара от Абу Аль-Ахваса, от отца его — Малика Ибн Надли, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благосло­вение Аллаха, сказал: «Руки бывают трёх (видов): разумеется, высшая рука Аллаха, за ней следу­ет рука дающего, а рука просящего — нижайшая. Отдай же излишек и не лишай самого себя!»

О милостыни для рода Хашима

1650. Нам передал Мухаммад Ибн Кясир: «Нам сообщил Шуба от Аль-Хакама, от Ибн Абу Рафиа, от Абу Рафиа, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначил своим посыльным сборщиком ми­лостыни с племени Махзум одного мужчину и тот сказал Абу Рафиу: «Поехали со мной! И тебе тоже достанется её». Тот ответил: «Сначала схожу к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, спросить его». Он сходил к нему и спросил его, а тот ответил: «Подопечный народа входит в этот народ. Ну, а для нас милостыня не халяль». (Абу Рафи был, видимо, подопечным рода Хашима, к которому относился и сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха. — п.п.)

1651. Нам передали Муса Ибн Исмаил и Муслим Ибн Ибрахим Аль-Маний. Оба сказали: «Нам передал Хаммад от Катады, от Анаса, что, бывало, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо лежаще­го финика, а подобрать оный ему мешал только страх перед тем, что тот является милостыней».

1652. Нам передал Наср Ибн Али: «Нам сообщил мой отец от Халида Ибн Кайса, от Катады, от Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нашёл финик и сказал: «Если б я не боялся, что это (было дано кому-то в) милостыню, то обязательно съел бы его». Абу Дауд сказал: «Точно так же его пересказал Хишам от Катады».

1653. Нам передал Мухаммад Ибн Убайд Аль-Мухарибий: «Нам передал Мухаммад Ибн Фадыль от Аль-Амаша, от Хабиба Ибн Абу Сабита, от Курайба, подопечного Ибн Аббаса, от Ибн Аббаса, сказавшего: «Меня отправил отец мой к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с верблюдами, которые он дал ему в каче­стве милостыни».

1654. Нам передал Мухаммад Ибн Аль-Алля и Усман Ибн Абу Шэйба. Оба сказали: «Нам передал Мухаммад, — который Ибн Абу Убайда, — от отца его, от Аль-Амаша, от Салима, от Курайба, подопечного Ибн Аббаса, от Ибн Аббаса...» — Аналогичное сообщение, добавив: «...которые мой отец намеревался обменять ему на других».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.006 с.)