Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «молитва того, кто не склоняет спины своей в поясном и земном поклонах»

Поиск

855. Хафс бен Гумар ан-Намрий — Шугба — Сулейман — Гимара бен Гумайр — Абу-Мутаммар — Абу-Масгуд аль-Бадрий; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Недостаточной будет молитва человека, пока не склонит он спины своей в поясном и земном поклонах».

856. Аль-Кагнабий — Анас, т.е., Ибн-Гаяд; и Ибн-аль-Мусанна — Йахья бен Сагид — Губайдулла, и это — сло­ва Ибн-аль-Мусанны, и Сагид Ибн-Аби-Сагид — от отца его — от Абу-Хурайры; [последний передал,] ЧТО Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) вошёл в мечеть; и затем вошёл человек, и совершил [молитву]. Затем подошёл, и поприветствовал Посланника Аллаха (м.е.и б.!). И ответил Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) на его приветствие, и сказал: «Вернись, и соверши молитву [заново]. Ибо, поистине, ты не молил­ся». И вернулся тот человек, и совершил [молитву] так же, как он совершил её [до этого]. Затем подошёл к Пророку (м.е.и б.!), и поприветствовал его. И сказал ему Посланник Аллаха (м.е.и б.!):

146

«И над тобой да будет мир ([ва талайкас-салам])!» Затем сказал: «Вернись, и соверши [молитву]. Ибо, поистине, не молился ты». [И так —] до [тех пор,] пока не сделал он это три раза. Затем ска­зал человек: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Не [могу] я лучше этого. Так поучи меня». Сказал: «Если когда встанешь на молитву, то возвеличь [Аллаха]. Затем прочти то, что полегче тебе из Корана. Затем соверши поклон поясный, пока не [обретёшь] ты спокойствия [в сердце твоём] во время совершения поклона поясного. Затем поднимись, пока не встанешь ты ровно». Затем соверши поклон земной, и [совершай его до тех пор, пока] не [обретёшь] спокойствия [в сердце твоём] [когда будешь ты] в поклоне земном. Затем воссядь, пока не [обретёшь] спокой­ствия [в сердце твоём] [когда будешь] сидеть. Затем сделай это во всей молитве твоей». Сказал аль-Кагнабий, передавая от Сагида бен Аби-Сагида аль-Макбурий — от Абу-Хурайры: и сказал в конце [слов] своих: «...; и, если когда совершишь ты это, то уж станет молитва твоя полною, и не принесёшь ты ущерба к тому ни в чём. Ибо, поистине, привносишь ты ущерб в оном в мо­литве твоей». И сказал в нём [в этом хадисе]: «...если когда восстанешь ты на молитву, то совер­ши хорошенько малое омовение».

857. Муса бен Исмаил — Хаммад — Исхак бен Габдулла — Ибн-Аби-Тальха — Галий бен Йахья бен Халлад — от дяди его по отцу; [последний сообщил,] что один человек вошёл в мечеть... — и привёл подобный ему [хадис]. Сказал он в нём: и сказал Пророк (м. е. и 6.!): «Поистине, не будет полной [действи­тельной] молитва кого-либо [из людей], пока не совершит он малое омовение, и не совершит его, т.е., в положенных местах [телеса своего]; затем возвеличит [Аллаха], и вознесёт хвалу Алла­ху (да восславится он и да возвеличится [имя] Его!), и восславит его ([йусни галяйхи]), и проч­тёт то, что полегче ему из Корана. Затем скажет: «Аллах превелик ([аллаху акбар])!» Затем совер­шит поясный поклон так, что [обретут] спокойствие члены его. Затем скажет: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигалаху лиман хамидах])!», пока не вып­рямится он, и не восстанет стоя. Затем скажет: «Аллах превелик ([Аллаху акбар])!» Затем совер­шит поклон земной, [так долго,] пока не обретут спокойствие члены его; затем скажет: «Аллах превелик ([Аллаху акбар])!», и поднимет голову свою, пока не сядет ровно. Затем скажет: «Аллах превелик ([аллаху акбар])!» Затем совершит поклон земной так [долго], пока не обретут покой члены его. Затем поднимет голову свою, и возвеличит [Аллаха]. И, если когда сделает он оное, (то уж) станет молитва его полною».

858. Аль-Хасан бен Галий — Хишам бен Габдуль-Малик — аль-Хаджжадж бен Минхаль — Хаммам — Исхак бен Габдулла бен Аби-Тальха — Галий бен Йахья бен Халлад — от отца его — от дяди его [по отцу], Руфаги бен Рафи- га — содержание того же [хадиса]. Сказал [Руфага]: и сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, не будет полной [действительной] молитва кого-либо из вас, пока не совершит он хорошенько малое омовение — как велел (ему) Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!). Так пусть умоет он чело свое, и руки свои до лотей; и протрёт он [часть] головы своей, и ноги свои до лодыжек; затем пусть да возвеличит [Аллаха] (да возвеличится и да восславится [имя] Его!), и вознесёт хва­лу Ему. Затем прочтёт из Корана то, что услышал он из него и [то, что] полегче [для себя]».

И привёл [хадис], подобный (хадису) Хаммада, сказав [в нём]: «...затем возвеличит он [Аллаха], и совершит поклон земной. И поставит чело свое на землю...» Сказал Хаммам: «.;.и, возможно ска­зал он:«...лоб свой на землю так, что, пока не обретут спокойствие члены его, и не расслабятся они. Затем возвеличит [Аллаха], и воссядет ровно на седалище свое, и выпрямит хребет свой...» И опи­сал молитву так [им] же [образом] — четыре круга, пока не освободился от молитвы своей...» — по­ка не [дошёл] до [слов] «...не будет полной молитва кого-либо из вас, пока не сделает он оное».

859. Вахб бен Бакиййя — Халед — Мухаммад, т.е., Ибн-Гамр — Галий бен Йахья бен Халлад — от отца его — от Руфаги бен Рафига — с этим же рассказом; сказал [последний]: «Если когда встанешь [на молитву], и об­

147

ратишься ликом своим к Кибле [Каабе], то возвеличь [Аллаха]. Затем прочти «Мать Корана» [первую главу Корана — суру «Фатиха»], и то, что пожелает Аллах, чтобы прочёл ты. И, когда со­вершишь ты поклон поясный, то положи ладони свои на колени твои, и вытяни спину твою». И сказал: «Если когда совершишь ты поклон земной, то утвердись прочно в поклоне твоём земном. И, если когда поднимешься ты, то воссядь на бедро твое левое».

860. Муаммаль бен Хишам — Исмаил — Мухаммад бен Исхак — Галий бен Йахья бен Халлад бен Рафег — от отца его — от дяди его [по отцу], Руфаги бен Рафига — от Пророка (м. е. и б.!) — этот же рассказ. Сказал: «Если когда встанешь ты на (в) молитву твою, то возвеличь Аллаха Всевышнего. Затем прочти то, что полегче тебе из Корана». И сказал в нём [в этом хадисе]: «...; и, если когда сядешь ты в середине молитвы, то [утвердись] во спокойствии, и простри бедро твое левое; затем произнеси два сви­детельства («ташаххуд»). И, если когда восстанешь ты, то [поступи] подобно тому. [И так—] по­ка не освободишься ты от молитвы твоей».

861. Гыбад бен Муса аль-Хатлий — Исмаил, т.е., Ибн-Джагфар — Йахья бен Галий бен Йахья бен Халлад бен Рафег аз-Заркий — от отца его — от деда его [Йахьи бен Галий] -— от Руфаги бен Рафега; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и 6.!)... — и рассказал этот хадис. Сказал в нём: «...и соверши ты омове­ние малое, как повелел тебе Аллах (да восславится и возвеличится [имя] Его!) Затем произнеси ты [два] свидетельства. Затем восстань (восстанови молитву). Затем возвеличь [Аллаха]. И, если было при тебе [знание сур] Корана, то прочти его. И если нет, то восславь [Аллаха]. И возвеличь его, и признай единство его («халлильху» [тахлиль])». И сказал в нём: «...; и, ежели привнесёшь ты ущерб в оное, то привнесёшь ты ущерба в молитву твою».

862. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — ал-Лайс — Йазид бен Аби-Хабиб — Джагфар бен аль-Хакам; и Кутайба — ал-Лайс — Джагфар бен Габдулла бен аль-Ансарий — Тамим бен Махмуд — Габдур-Рахман бен Шабль; сказал [пос­ледний]: «Запретил Посланник Аллаха (м. е. и б.!) [совершать поклоны поясный и земной быстро, подобно] воронам, расстилание [в домах] шкур [диких] животных, и чтобы поселялся человек в каком-либо месте в мечети так же, как верблюд поселяется [там, где желает]».

Это — слова Кутайбы.

863. Зухайр бен Харб — Джарир — Гатаъ бен ас-Са-иб — Салем аль-Баррад; сказал [последний]: «Пришли мы к Гутбе бен Гамру аль-Ансарий Абу-Масгуду, и сказали ему: «Расскажи нам о молитве Пос­ланника Аллаха (м.е.и б.!)». И встал он пред нами в мечети, и возвеличил [Аллаха]. И, когда со­вершил поясный поклон — поставил руки на колени, и пальцы свои опустил ниже того; и отда­лил друг от друга свои локти — пока не успокоилось (всё в нём). Затем сказал: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему!» ([самигаллаху лиман хамидах]) И встал, по­ка не успокоился каждый его член (всё в нём). Затем возвеличил Аллаха, и совершил земной пок­лон, и поставил свои ладони на землю. Затем отдалил друг от друга свои локти — пока всё не ус­покоилось в нём. Затем поднял свою голову, и сел, пока не успокоилось всё в нём. И сделал по­добное оному ещё (так же). Затем совершил четыре круга подобно этому кругу [молитвы], и со­вершил свою молитву [полностью]. Затем сказал: «Вот так вот [—как] мы видели [—] совершал молитву Посланник Аллаха (м. е. и 6.!)».

Раздел «Слова Пророка (м. е. и б.!) «Всякая [обязательная]молитва, что не совершается человеком вполне, дополняется от его дополнительной молитвы»

864. Йагкуб бен Ибрахим — Исмаил — Йунус — аль-Хасан — Анас бен Хаким ад-Даббий; сказал [последний]: «Побоялся Зийада, или Ибн-Зийада, и пришёл в Медину, и встретил Абу-Хурайру». И сказал: «И признал он меня роднёй своей, и признал своей роднёй его [и я]. И сказал: «О юноша! Не расска­зать ли мне тебе хадис?» Сказал [Анас бен Хаким]: сказал я: «О да [!] И да помилует тебя Аллах [!]» Йунус сказал: «Полагаю я, что он передал его [непосредственно] от Пророка (м.е.и б.!)». Сказал:

148

«Поистине, первое, за что будут рассчитываться люди в день Суда из деяний свох — молитва». Сказал: «Говорит Господь наш (да восславится и да возвеличится [имя Его!]) своим ангелам — а Ему лучше знать! «Посмотрите на молитву раба Моего [такого-то]: выполнял ли он её вполне, или ущербно. И, если будет молитва его полной — запишу Я ему [её] полной; и, если будет так, что будет в ней какой-либо ущерб (, сказал:) взгляните — есть ли у раба Моего [совершённые] дополнительные [молитвы]; и, если будут у него дополнительные молитвы (, сказал:) дополните рабу Моему его обязательную [молитву] от его дополнительной. Далее (затем) будут браться де­яния [его праведные] для оного...»

865. Муса бен Исмаил — Хаммад — Хумайд — аль-Хасан — человек из [племени] «Бану-Сулайт» — Абу-Хурай­ра — от Пророка (м. е. и б.!) — [хадис], подобный ему.

866. Муса бен Исмаил — Хаммад — Дауд бен Аби-Хинд — Зурара бен Ауфа — Тамим ад-Дарий — Пророк (м.е.и б.!) — [хадис] того же содержания. Сказал: «...затем — закят подобно тому. Затем будут браться деяния [его праведные] согласно оному (согласно, для расчёта того)...»

Разделы «[О] поясном и земном поклонах, и помещении рук на коленях»

867. Хафс бен Гумар — Шугба — Абу-Йагфур (сказал Абу-Дауд: и имя его — Вакдан) — Мусгаб бен Сагд; ска­зал [последний]: «Совершал я молитву рядом с отцом моим; и положил я руки мои меж колен мо­их. И запретил он мне оное. И повторил я, и сказал [отец]: «Не делай так! Ибо, поистине, мы де­лали это, и было запрещено нам делать это. И было нам велено ставить руки наши на колени».

868. Мухаммад бен Габдулла бен Нумайр — Мугавия — аль-Агмаш — Ибрахим — Галькама и аль-Асуад — Габ­дулла; сказал [последний]: «Если когда кто-либо из вас совершит поясный поклон, то пусть прострёт локти свои на бёдра свои, и приложит ладони свои. (И, словно бы смотрю я на то, как по-разно­му лежат пальцы Посланника Аллаха (м. е. и 6.!)). И пусть положит одну ладонь на другую».

Раздел «Что говорить человеку [, когда] он [совершает] свои поясный и земной поклоны»

869. Ар-Рабиг бен Нафег Абу-Тауба и Муса бен Исмаил (ранее упомянутый) -— Ибн-аль-Мубарак — Муса — Абу-Салама — Муса Ибн-Аййуб — от дяди его [по отцу] — Гукба бен Гамер; сказал [последний]: «Когда был низ­ведён [аят] «...так прославляй имя Господа твоего Великого» ([фасаббих бисми рабикаль га- зыйм]), Посланник Аллаха (м. е. и б.!) сказал: «Произносите их [эти слова] в поясных поклонах ваших. И, когда был низведён [аят] «Восславляй имя твоего Превысокаго ([саббихисма рабби- каль агля])...», сказал: «Произносите их [эти слова] в земных поклонах ваших...»

870. Ахмад бен Йунус — ал-Лайс, т.е., Ибн-Сагд — Аййуб бен Муса или Муса бен Аййуб — от одного человека из его [племени] —Гукба бен Гамер— [хадис] того же содержания; добавил, сказав: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда совершал поясный поклон, говорил: «Пречист [совершен] Господь мой Великий! И да бу­дет воздана Ему хвала!» ([субхана рабийаль газыйм ва бихамдихи]) — трижды. И, когда совер­шал земной поклон, говорил: «Пречист [совершен] Господь мой Превысокий! И да будет возда­на хвала Ему!» ([субхана рабийаль агля ва бихамдихи]) — трижды.

Сказал Абу-Дауд: и это дополнение — боюсь я — не сохранено [в памяти передатчиков]. (Сказал Абу-Дауд: жители Египта отличились [от жителей других местностей] в приведении це­почки этих двух хадисов — хадиса ар-Рабига и хадиса Ахмада бен Йунуса).

871. Хафс бен Гумар — Шугба; сказал я Сулейману: «[Какую] молитвенную [формулу] мне читать в молитве после того, как прочту я аят устрашения [мукамиада]?» И рассказал он мне, передавая от Сагда бен Губайды — от Мустаурида — от Сыйли бен Зуфара — от Хузайфы, что [последний] совершил молитву вместе с Пророком (м.е.и 6.!). И говорил он в своём поясном поклоне: «Пречист [совершен] Господь мой Великий ([субхана рабийаль газыйм]), а в своём земном поклоне —

149

«Пречист [совершен] Господь мой Превысокий!» ([субхана рабийаль агля]). И не читал он ка­кой-либо аят, в котором [говорится о] милости [Аллаха], кроме как останавливался и просил [о милости у Аллаха]; и не [читал какого-либо] аята [о] мучениях (устрашения) [в аду], кроме как останавливался на нём, и прибегал [к защите Аллаха].

872. Муслим бен Ибрахим — Хишам — Кутада — Мутарриф — Айша; [последняя прередала,] что Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!) говорил в своём поясном и земном поклонах: «Пречист пресвят Господь ангелов и Духа [Архангела Гавриила] ([суббухун куддусун раббуль мала-аикати вар-рух])!»

873. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Мугавия бен Салих — Гамр бен Кайс —Гасем бен Хумайд — Гауф бен Ма­лик аль-Ашджагий; сказал [последний]: «Стоял я вместе с Посланником Аллаха (м.е.и 6.!) однажды ночью [на молитве]. И встал он, и прочёл суру «Бакара». Не прочитывал он аята о милости [Ал­лаха], кроме как останавливался [на нём]. И просил [Аллаха о милости Его]; и не читал аята [о] мучениях [в аду], кроме как останавливался, и прибегал [к защите Аллаха]. Сказал: «Затем совер­шал поясный поклон столько же, сколько стоял [прямо], говоря в своём поясном поклоне: «Пре­чист [совершен] Обладатель Мощи, Владычества, Величия, Великолепия ([субхана зиль-джаба- рути валь-малакути валь-кибрия-и валь-газамати])!» Затем совершал земной поклон столько же, сколько и стоял [прямо]. Затем говорил в своём земном поклоне подобное тому. Затем вставал, и читал [суру] «аль-Гимран». Затем читал [несколько] [коротких] [отдельных] сур.

874. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Галий бен аль-Джагд — Шугба — Гамр бен Мурра — Абу-Хамза, вольноот­пущенник жителей Медины — от одного человека из [племени] «Бану-Габас» — Хузейфа; [последний передал,] ЧТО он видел, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал молитву в ночное [время], и говорил: «Ал­лах Превелик ([аллаху акбар])! — трижды,...Обладатель Мощи, Владычества, Величия, Велико­лепия ([субхана зиль-джабарути вал-малакути валь-кибрийа-и валь-газамати])». Затем приступал [к молитве], и читал суру «Бакара». Затем совершал поясный поклон; и был его поясный поклон схожим [по продолжительности] с его стоянием [прямо]. И говорил он в своём поясном покло­не: «Пречист [совершен] Господь мой Великий ([субхана раббияль газыйм])». Затем поднимал свою голову с поясного поклона; и было стояние его таким же [по продолжительности], что и его поясный поклон. Говорил: «Господу моему да будет воздана всякая хвала ([лираббийаль хамд])!» Затем совершал земной поклон; и был его земной поклон таким же [по продолжительности], что и стояние его. И говорил он в своём земном поклоне: «Пречист [совершен] Господь мой Превы­сокий ([субхана рабийаль агля])!» Затем поднимал свою голову с земного поклона; и сидел он меж двух земных поклонов столько же, сколько и совершал свой земной поклон. И говорил: «Господь мой[!] Прости мне[!] Господь мой[!] Прости мне[!]» И совершал четыре круга [молитвы], читая в них [суры] «Бакара», «Аль-Гимран», «Ниса» и «Маида», или «Ангам» — сомнение Шугбы.

Раздел «О молитвенных [словах] в поясном и земном поклонах»

875. Ахмад бен Салих и Ахмад бен Гамр бен ас-Сарх, и Мухаммад бен Салама — Ибн-Вахб —Гамр, т.е., Ибн-аль- Харс — Гимара — Ибн-Газиййя — Самийй, вольноотпущенник Абу-Бакра; [последний передал,] что он слышал, как Абу-Салих Закуан рассказывал, [передавая] от Абу-Хурайры, что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Ближе всего бывает раб к Господу своему [тогда,] когда он [совершает] земной поклон (сад- жид). Так умножайте молитвы [просьбы, когда вы находитесь в земном поклоне]».

876. Мусаддад — Суфьйан — Сулейман бен Сухайм — Ибрахим бен Габдулла бен Магбад — от отца его — от Ибн-Габбаса; [последний передал,] что Пророк (м. е. и б.!) открыл занавес и [увидел, что] люди пост­роились в ряды позади Абу-Бакра, и сказал: «О люди! Поистине, не осталось ничего из благих [радостных] вестей пророчества, кроме как праведное видение [во сне], которое видит [всякий] предавшийся [Аллаху] (или: показывается ему). Поистине, мне было запрещено читать [Коран], [стоя] в поясном или [лёжа] в земном поклонах. А что касается поясного поклона, то возвеличи­

150

вайте ([газзыму]} Господа в нём. А что касается земного поклона, то усердствуйте в творении мо­литвы [просьб] в них; ибо, достойно [оное,] чтобы ответилось вам [Аллахом на просьбы] ваши».

877. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир — Мансур — Абу-д-Духа — Масрук — Айша; [последняя] сказала: «Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) в поясном и земном поклонах своих премного говорил: «Пречист [совер­шен] Ты, о Аллах наш, Господь наш! И да будет воздана хвала Тебе! О мой Аллах! Прости мне [грехи мои]!» ([субханакаллахумма раббана ва бихамдика аллахуммагфирли])» — истолковывая Коран.

878. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб и Ахмад бен ас-Сарх — Ибн-Вахб; Йахья бен Аййуб —Гимара бен Газиййя — Самийй, вольноотпущенник Абу-Бакра — Абу-Салих—Абу-Хурайра; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) говорил в своём земной поклоне: «О мой Аллах! Прости мне грехи мои — малые и великие, преж­ние и поздние ([аллахуммагфирли занби куллаху—диккаху ва джиллаху ва аувалаху и ва ахараху])». Добавил Ибн-ас-Сарх: «...совершённые открыто и тайно...» ([галаниятаху ва сирраху]).

879. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Габда — Губайдулла — Мухаммад бен Йахья бен Хаббан — Габ- дур-Рахман аль-Аградж — Абу-Хурайра — Айша (да будет Аллах доволен ею!); [последняя] сказала: «Потеряла я однажды ночью Посланника Аллаха (м.е.и б.!); и заглянула я в мечеть, и [увидела его] соверша­ющим земной поклон. И были стопы его поставлены [на землю]. И [в это время] [он] говорил: «Не счесть мне [, которое число раз] восславлять Тебя. Ты [да будешь восславлен] такое [число раз,] сколько [бесконечное число крат] восславил ты Себя Сам [в творениях Своих]».

Раздел «Молитвенные слова [просьбы] в молитве»

880. Гамр бен Гусман — Бакиййя — Шутайб — аз-Зухрий — Гурва; [последний передал,] что Айша сообщила ему, что Посланник Аллаха (м. е. и б.!) произносил следующие молитвенные слова в своей молитве: «О мой Аллах! Поистине, прибегаю я к тебе от мук [в] могиле! И прибегаю я к Тебе от испыта­ния [смуты] Масиха-Даджжаля! И прибегаю я к Тебе от испытания [смуты] в мгновениях жизни и смерти! О мой Аллах! Поистине, я прибегаю к тебе от всякого греха и ущерба!» И сказал ему кто-то: «Сколь много ты прибегаешь [к защите Аллаха] от ущерба?!» И сказал [Пророк]: «Поис­тине, муж, если терпит убытки [входит в долги], то, когда говорит [рассказывает что-либо], то лжёт; а когда даёт обет — то совершает вероломство».

881. Мусаддад — Габдулла бен Дауд — Ибн-Аби-Лайла — Сабет аль-Бананий — Габдур-Рахман бен Аби-Лайла — от отца его; сказал [последний]: «Совершил я [однажды] рядом с Посланником Аллаха (м. е. и б.!) до­полнительную [молитву] («татаууг»). И услышал я, как говорил он: «Прибегаю к [защите] Алла­ха от огня [геенны]! Горе попавшим («ахль») в огонь [геенны]!»

882. Ахмад бен Салих — Габдулла бен Вахб — Йунус — Ибн-Шихаб — Абу-Салама бен Габдур-Рахман; [послед­ний передал,] что Абу-Хурайра сказал: «Встал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) на молитву; и встали мы Вхместе с ним. И сказал один араб в молитве: «О мой Аллах! Помилуй меня и Мухаммада! И не по­милуй кроме нас (с нами) никого!» И, когда [произнёс ] Посланник Аллаха (м.е.и 6Л) конечное приветствие, сказал тому арабу: «(Поистине), ты (уж) сильно ограничил» — имея в виду милость Аллаха (да возвеличится и да восславится [имя] Его!»).

883. Зухайр бен Харб — Вакиг — Исра-иль — Абу-Исхак — Муслим — аль-Батыйн — Сагид бен Джубайр — Ибн-Габбас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!), [после того], как прочитывал «Восславь имя Господа твоего Превысокого ([саббихисма раббикаль агля])...», говорил: «Пречист [совершен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана рабийаль агля])...!»

Сказал Абу-Дауд: [вошёл в] противоречие [с другими] Вакиг в этом хадисе; передал его Абу- Вакиг и Шугба — от Абу-Исхака — от Сагида бен Джубайра — от Ибн-Габбаса —относя его к не­му (хадис «маукуф»)

884. Мухаммад бен Мусанна — Мухаммад бен Джагфар — Шугба — Муса бен Аби-Аиша; сказал [последний]: «Один человек совершал [молитвы] на [крыше] (над) своего дома. И, когда читал «...разве не яв­

151

ляется Оный мощным до того, чтобы оживить мёртвых...» ([а лайса залика бикадирин тала ан йухьйийаль маута]), сказал: «Пречист [совершен] Ты ([субханака])!», и заплакал. И спросили его об этом, и сказал он: «Слышал [видел] я это от Посланника Аллаха (м.е.и б.!)».

Сказал Абу-Дауд: Ахмад сказал: удивляет меня в обязательной [молитве] то, что слова молит­вы [просьбы] [говорятся словами, заключенными] в (самом) Коране.

Раздел «Продолжительность [совершения] поясного и земного поклонов»

885. Мусаддад — Халед бен Габдулла — Сагид аль-Джаририй — ас-Сагдий — от отца его, или (от) дяди его; ска­зал [последний]: «Взглянул я искоса на Пророка (м.е.и б.!) во [время совершения] молитвы его; и пребывал он в своём поясном и земном поклонах столько, сколько [требуется] для того, чтобы сказать: «Пречист [совершен] Аллах! И да будет воздана хвала Ему!» ([субханаллахи ва бихам­дихи]) — трижды.

886. Габдуль-Малик бен Марван аль-Ахвазий — Абу-Гамер и Абу-Дауд — Ибн-Аби-Зиэб — Исхак бен Йазид аль-Хузалий — Гаун бен Габдулла — Габдулла бен Масгуд; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если кто из вас будет совершать поясный поклон, то пусть же скажет три раза: «[субха­на раббийаль газыйм]!» И это — самое малое [от того]. И, если когда будет совершать поклон земной, то пусть же скажет: «Пречист [Совершен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана ра- бияль-агля]!» — трижды; и то — и это самое малое [от того].

Сказал Абу-Дауд: этот хадис передан с отнесением рассказа текста его к последнему («хадис мурсаль»); и, если когда будет совершать поклон земной, то пусть же скажет: «Пречист [совер­шен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана рабийаль агля])!» — трижды; и это самое малое [от того].

Сказал Абу-Дауд: этот [хадис] рассказан от имени последнего («мурсаль»): Гаун не [жил] в од­но [время] с Габдуллой.

887. Габдулла бен Мухаммад аз-Зухрий — Суфьйан — Исмаил Ибн-Умаййя; сказал [последний]: «Слышал я, как один араб говорил: слышал я, как Абу-Хурайра говорил: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Кто будет читать из вас «Клянусь смоковницей, и оливковым деревом...» ([ват-тини ваз-зайту- ни]) — и дочитал до конца её [суры] — «...разве Аллах не есть лучший из решающих [судя­щих]?!» ([а лайсаллаху би-ахкамиль-хакимин]), то пусть скажет: «О да [это так]!» Ия — из сви­детелей тому. И кто будет читать «Нет! Клянусь я Судным днём...» ([ла уксиму бийаумиль-кыйа- ма]) — и [дочитал] до — «...разве Оный не есть мощный до того, чтобы оживить мёртвых...» ([а лайса залика бикаридин гала ан йухьйийаль маута]), то пусть скажет: «О да (несомненно)!» И кто будет читать «Клянусь посылаемыми...» ([валь-мурсаляти]) — и дошёл [до] «...так в какой же рассказ после него [Корана] уверуют [они]...?!» ([фаби-аййи хадисим-багдаху йуэминун]), то пусть скажет: «Уверовали мы в Аллаха». Сказал Исмаил: стал я повторять тому человеку — ара­бу, и смотреть [, надеясь, что] он [выучит всё это]. И сказал: «О сын моего брата [по вере]! Ты думаешь, что я не выучил это?! Поистине, уж совершил я шесть десятков хаджей, и не будет сре­ди них и одного хаджа, в котором бы я не знал [помнил] [сейчас] [даже] [внешний вид] того верблюда, на котором я совершил [тот] хадж».

888. Ахмад бен Салих и Ибн-Рафег — Габдулла бен Ибрахим (бен Гумар) бен Кайсан — Убайй — Вахб бен Ма- энус — Сагид бен Джубайр — Анас бен Малик; сказал [последний]: «Не совершал Я МОЛИТВЫ позади КОГО бы то ни было после Посланник Аллаха (м.е.и б.!), [чья молитва была бы] более схожа с молитвой Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), нежели [молитва] этого юноши». Т.е., Гумара бен Габдуль-Газиза. Сказал: «И определили мы [длительность] его поясного поклона десятью повторениями слов восславления (тасбихат) [субхана раббийаль газым]); и его земной поклон — десятью повторе­ниями слов восславления (тасбихат) [субхана раббияль-агля])».

152

Сказал Абу-Дауд: сказал Ахмад бен Салих: сказал я ему: Маэнус или Маэбус? Что касается слов Габдур-Раззака, то [он] говорил «Маэбус»; а что касается того, как запомнил я, то — «Маэнус». И это — слова Ибн-Рафега. Сказал Ахмад, передавая от Сагида — от Джубайра — от Анаса бен Малика.

Раздел «Члены [, которые участвуют в совершении] земного поклона»

889. Мусаддад и Сулейман бен Харб — Хаммад бен Зайд — Гамр бен Динар — Тавус — Ибн-Габбас — от Про­рока (м.е.и 6.1); [Пророк] сказал: «Было велено мне [Аллахом Всевышним]..» Хаммад сказал: «...ве­лел Пророк ваш (м.е.и б.!)... совершать земной поклон [, касаясь земли] семью [частями тела], и не удерживать [от касания земли] ни волосы, ни одежду».

890. Мухаммад бен Касир — Шугба — Гамр бен Динар — Тавус — Ибн-Габбас — Пророк (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Было велено мне...» И, возможно, сказал: «...велел Пророк ваш (м.е.и б.!) совершать зем­ной поклон семью частями тела...»

891. Кутайба бен Сагид — Бакр, т.е., Ибн-Мудар — Ибн-аль-Хадий — Мухаммад бен Ибрахим — Гамер бен Сагд — аль-Габбас бен Габдуль-Муталлиб; [последний передал,] что он слышал, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) го­ворил: «Когда раб [Аллаха] совершает земной поклон, то совершают с ним земной поклон семь частей [его тела]: лицо его, две ладони, два колена его, и две стопы его».

892. Ахмад бен Ханбаль — Исмаил, т.е., Ибн-Ибрахим — Аййуб — Нафег — Ибн-Гумар — (рассказав [текст] [хадиса] от имени Пророка) [хадис «марфуг»]; сказал: «Поистине, две ладони Совершают земной ПОКЛОН так же, как и совершает земной поклон и лицо; и, если когда кто-либо из вас будет класть своё [лицо] на землю, то пусть положит [и] две руки свои; и, когда поднимет [лицо своё], то пусть поднимет [и] их [руки свои]».

Раздел «О человеке, что поспевает на [совместную молитву] [в то время, когда] имам [пребывает] в земном поклоне: как [ему] поступить»

893. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Сагид бен аль-Хакам — Нафег бен Йазид — Йахья бен Аби-Сулейман — Зайд бен Аби-аль-Гитаб и Ибн-аль-Макбурий — от Абу-Хурайры; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Если придёте вы на молитву [тогда, когда] мы [будем] совершать земной поклон, то со­вершайте земной поклон, и не совершайте ничего лишнего [сверх] того. И тот, кто поспел на [первый] крут [молитвы] —тот поспел на молитву [всю]».

Раздел «[При] земном поклоне [земли касаются] нос и лоб»

894. Ибн-аль-Мусанна — Сафуан бен Иса — Мугаммар — Йахья — Ибн-Аби-Касир — Абу-Салама — Абу-Са- гид аль-Хударий; [последний передал,] что Посланника Аллаха (м.е.и б.!) видели (руийа) [совершаю­щим земной поклон] на лбу своём, и на кончике носа его был след от земли — в молитве, что со­вершил он [совместно] с людьми.

895. Мухаммад бен Йахья — Габдур-Раззак — Мугаммар — [хадис,] подобный ему.

Раздел «Образ [совершения] земного поклона»

896. Ар-Рабиг бен Нафег Абу-Тауба— Шурайк — Абу-Исхак; сказал [последний]: «Показывал нам аль-Бараъ бен Газеб [образ совершения молитвы]. И положил свои руки, и опёрся о колени свои, и приподнял свой таз, и сказал: вот так совершал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) земной поклон».

897. Муслим бен Ибрахим — Шугба — Кутада — Анас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Со­вершайте земной поклон прямо [ровно]. И пусть не вытягивает [не ставит на землю] никто из вас локти свои [, подобно тому, как это] делают собаки».

898. Кутайба — Суфьйан — Губайдулла бен Габдулла — от дяди его [по отцу] Йазида аль-Асамма — от Майму­ны; [последняя прередала,] что Пророк (м.е.и 6.!), когда совершал земной поклон, отдалял друг от

153

друга руки свои — так, что, если бы детёныш [какого-либо] животного] пожелал бы пройти под руками его — прошёл бы.

899. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Зухайр — Абу-Исхак — ат-Тамимий, который рассказывал с тол­кованиями (биттафсир) — от Ибн-Габбаса; сказал [последний]: «Подошёл я К Пророку (м.е.и б.!) сзади не­го, и увидел белизну подмышек его, [когда] он был в [состоянии совершения] земного поклона, отдалив [друг от друга] руки [ладони] свои».

900. Муслим бен Ибрахим—Гыбад бен Рашид—аль-Хасан—Ахмар бен Джазэ, сподвижник Посланника Аллаха (м.е л 6.!); [последний передал,] что Посланник Аллаха (м. е. и б.!), если когда совершал [земные поклоны], отдалял предплечья свои от боков своих — так, что мы [готовы были начать] умолять его [завершить земной поклон его] [от устали от нахождения в столь трудном положении тела. — имам ас-Сахарнуфурий].

901. Габдуль-Малик бен Шугайб бен ал-Лайс — Ибн-Вахб — ал-Лайс — Даррадж — Ибн-Худжайра — Абу-Хурай­ра; [последний передал,] что Пророк (м.е.и 6.!) сказал: «Если когда будет кто-либо из вас совершать земной поклон, то пусть да не расставляет [кладёт на землю] руки свои [так же, как расстилают лапы свои] собаки. И пусть же соберет бёдра свои».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.194 (0.011 с.)