Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия оказывает влияние на людей непосредственно (развивает их мышление, ана-литические способности, свободомыслие), так и опосредовано через науку, религию, искус-ство и т. д. (совместно вырабатываются духовные ориентации человеческих действий). Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духовной культуры, что позволяет выявить общее и особенное между ними в соответствии с общезначимыми критериями:
Из данной таблицы следует, что: – по предметной направленности философия сближается с религиозным знанием, поскольку представляют собой ценностно-ориентированные формы знания и выводят за пределы эмпирической реальности, В некотором смысле философию объединяет с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В то же время этот критерий четко отделяет философию от науки: 1) научное мышление предметно, формирует теоретический мир; 2) научное знание фрагментарно (задано узкой предметной областью исследова-ния) и интерсубъективно (истины науки общезначимы и всеобщи);
3) наука определяет про-фессиональную и во многом повседневно-практическую жизнь людей, ее ценности не затра-гивают фундаментальных смыслов человеческого бытия; – по характеру знания, языковым средствам и специфике рефлексии философия ближе к науке, т. к. для них характерно построение знания в теоретической форме, использование от-влеченных понятий, опора на критерии разума и логическую доказательность выводов; – по критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с ис-кусством, т. к. и для философского, и художественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.
Предмет философии. Структура философского знания.
В.5 Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: 1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории куль-туры; 2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т. ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук – о Вселенной, строе-нии вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет; 3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет фи-лософии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслите-лей; 4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии. Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка кон-кретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к ми-ру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром – природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно – принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты -например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т. д. Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы сле-дующие основные разделы: · онтология – философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего; · гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механиз-мах познавательной деятельности; · эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих проце-дурах научного исследования; · философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; · аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бы-тии; · праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; · социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его ди-намике и тенденциях развития. Данные разделы философского знания – при всей их автономности – связаны друг с дру-гом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представ-ляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.
Философские категории
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.012 с.) |