Философия культуры: основные стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия культуры: основные стратегии



 

Философия культуры – это философская дисциплина, занимающаяся осмыслением куль-туры как специфического феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Дисциплинарное оформление ее происходит в к. XVIII – нач. XIX в., что было связано с параллельным возникновением таких направлений, как философия права, философия религии, философия языка, философия мифа, философия искусства и т. п., и необходимостью создания теоретической модели культуры в целом.

Первоначальная концептуализация культуры осуществляется в философии Просвещения (Вольтер, Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер и др.) и немецкого романтизма (Фр. Шлегель, В. Г. Ваккенродер, Новалис, И. В. Гѐте и др.). Культура (от лат. cultura – возделывание, вос-питание, образование) начинает пониматься как сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком в результате преобразования бытия естественного (натуры). При этом оформляются два базовых подхода к пониманию оснований культуры. Для просветителей они определяются универсальным единством разума (культура здесь синонимична цивили-зации как царству разума, закона и справедливости). Романтики апеллировали к эстетико-мифологическим началам культуры, говоря об иррационально-мистической и индивидуаль-но-множественной природе культурного творчества. Впоследствии Фр. Ницше характеризо-вал культуру как синтетическое единство двух противоборствующих начал: аполлоническо-го (ориентированного на единство, завершенность и гармонию) и дионисийского (творчески-конкретного, спонтанно-множественного).

Современные стратегии философии культуры достаточно условно можно развести в со-ответствии с выделенными акцентами либо на универсальных интегральных основаниях культуры (аксиологическая, семиотическая, психоаналитическая), либо на творческой инди-видуальности и     множественности                        (деятельностная,          игровая,                   экзистенциально-диалогическая).

·     Аксиологическая стратегия (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Р. Г. Лотце, М. Шелер и др.) рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности (ценность – это то, к чему стремятся ради нее самой), определяя тем самым регулятивные правила (нормы) по-ведения личности. Одновременно они выступают в качестве тех эталонов, в соответствии с которыми осуществляется оценка тех или иных действий или явлений. Объективируясь в ма-териальных носителях, ценности, однако, имеют идеально-трансцендентальную природу (значим не предмет как таковой, но проявление в нем ценностного начала, например, исти-ны, красоты). Образуя систему глубинных оснований человеческой духовности, ценности одновременно являются интегральным и определяющим началом культуры в целом.

·     Семиотическая стратегия (Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М. Фуко, Ю. М. Лотман и др.) понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система – это язык (для характеристики культуры используются также концепты текста, дискурса, письма). Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рас-сматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. При этом понятия «текст» и «язык» понимаются не как лингви-стические феномены, а интерпретируются предельно широко: «текст культуры», «язык куль-туры». Акцент здесь делается на самодостаточном статусе языка (знак получает свое значе-ние посредством других знаков, т. е. в рамках самого языка), что определяет идеологически-репрессивную функцию языка по отношению к индивидам и культуре в целом. Фактически язык организует социальное пространство, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, коммуникации и деятельности в той или иной культуре.


·     Психоаналитическая стратегия (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Ж. Лакан, К. Хорни и др.) рас-сматривает культуру как результат сублимации (перегонки, трансформации) бессознатель-ных импульсов. В качестве «Сверх-Я» культура аккумулирует в себе комплекс социально-значимых эталонов и запретов поведения, образующихся в процессе антропогенеза и вос-производящихся в каждом индивидуальном опыте социализации личности. Выступая как ре-прессивно-сдерживающая надстройка по отношению к бессознательному, культура одно-временно генетически производна от него. Фактически, всякий творческий акт интерпрети-руется как механизм переключения глубинной энергии бессознательного на легитимные формы деятельности, а феномены культуры понимаются как символическое проявление бес-сознательных интенций и желаний.

·     Деятельностная стратегия (марксизм) определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается «вторая природа», определяющая особенности собственно человеческой среды обитания. Духовная культура возникает вследствие объективации программ деятельности, их закреп-ления и трансляции посредством традиций как надбиологических механизмов наследования. Общественное разделение труда обуславливает, с одной стороны, интегральную целостность культуры на отдельных промежутках времени, с другой, ее внутреннюю противоречивость, связанную с формами отчуждения и борьбой классовых интересов. При этом культура всегда имеет конкретно-исторический характер, осуществляя трансформацию мировоззренческих и ценностных приоритетов в своем развитии.

·     Игровая стратегия (Й. Хѐйзинга, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Г. Дебор и др.) связывает ис-токи и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой ак-тивности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная стратегия указы-вает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере (цель игры – в самой игре). Реализуя себя как сфера свободы от внешней необходимости, игра одновре-менно организуется в соответствии с собственными правилами, безусловность и вневремен-ность которых дарует зрителю или игроку ощущение сопричастности к более подлинной и совершенной реальности по сравнению с суетностью будней. Притягательность игры – в да-руемой ею возможности человеку осуществить и пережить новый опыт, значительно расши-ряющий его собственный. Условием игры является ее локализация в рамках своего про-странства, обеспечивающая исключительность и праздничность игровой ситуации. Культура при этом рассматривается как множество локальных игровых континуумов, свободная игра творчества, ориентированная на индивидуальную интерпретацию вечных тем и сюжетов.

·     Э кзистенциально-диалогическая стратегия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Х. Ортега-и-Гассет, М. М. Бахтин и др.) центрирует культуру на феномене че-ловека. Если человек – это «мера всех вещей», то культура – мера человеческого в человеке, его способность к культивации себя как личности. Критикуя феномены массовой культуры, экзистенциализм апеллирует к необходимости творческого конституирования собственных смысловых горизонтов и ценностей. Индивидуализируя творчество (оно всегда авторски-конкретно и событийно), данная стратегия одновременно подчеркивает статус Другого в осуществлении собственного проекта. Именно в пространстве диалога Я и Другого происхо-дит осознание своей уникальности, но одновременно и универсальности, что предопределяет подобную «уникальную универсальность» всякого культурного творчества или феномена в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.006 с.)