Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В историко-философской традиции

Поиск

 

Философия марксизма возникла в 40-х г. XIX в., ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

Поэтому он стремился: 1) уйти от созерцательности, т. е. любых умозрительных по-строений, в которых отсутствует конкретно-исторический анализ событий; 2) превратить философию в вид социальной практики.

Специфика марксистской теории связана:

1) с анализом конкретных ситуаций и случаев, что придает ей ситуативный характер; 2) с ее критической направленностью, что квалифицирует марксизм как раннюю

форму современной критической теории.

Марксизм как одна из наиболее развитых и уникальных стратегий, претендующих на оппозиционность, вместе с тем заявляет и о приверженности «прогрессивным» моментам идеалистической (Г.В.Ф. Гегель) и материалистической (Л. Фейербах) традиций философ-ствования, классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) с ее значительным эмпирическим материалом и концептуальным инструментарием, традиции социалистиче-ской мысли (от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна).

Критическая оценка этих подходов и их теоретическое осмысление в духе практиче-ских задач придает марксизму новаторский характер, что находит отражение в ряде положе-ний, которые вписаны в историко-философский контекст постклассической традиции:

1. Универсализация диалектического метода, его применение для объяснения истории и общества (К. Маркс), представление их в качестве естественно-исторического процесса, и познания природы, которая теперь «простирается перед нами как некоторая система связей и процессов» (Ф. Энгельс). В пику идеалистической диалектике Гегеля, которая, по оценке Маркса, «стоит на голове», а ее надо «поставить на ноги», разработали материалистиче-скую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении. Диалектика, по словам классиков, это не просто теория, но внутренне присущий самой материи процесс самодвижения, саморазвития, единства и борьбы противоречий. Та-ким образом, диалектика используется как теория и метод исследования реальности (по-дробнее см. раздел 5.5.).

2. Тотальная критика капитализма с его способом производства, основанным на экс-плуатации человека человеком, и обоснование материалистического понимания истории, суть которого К. Маркс выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный ба-зис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ-ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их со-знание».

3. Объяснение закономерностей исторического развития общества на основе ф ор-мационного подхода, суть которого заключается в изучении стадий развития общества, зако-номерно сменяющих друг друга в направлении движения к прогрессу. Так, К. Маркс выде-лил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности, – античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономиче-ской общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сме-няет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

– отсутствие эксплуатации человека человеком; противопоставления умственного труда физическому;

– превращение труда в первую потребность жизни;– всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К. Маркс. «Критика Готской программы»).

4. Особое внимание уделили теории классов и классовой борьбе, и в «Письме к Иоси-фу Вейдемейеру» К. Маркс констатировал: «То, что я сделал нового, состояло в доказатель-стве следующего: 1) существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролета-риата; 3) эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Механизмом разрешения антагонистических (непримиримых) клас-совых конфликтов является социальная революция, ломающая все социальные институты.

5. По-новому интерпретировали сущность человека, связав ее с трудом как специфи-чески человеческой деятельностью. Трудовая деятельность людей носит осмысленный и це-ленаправленный характер, и поэтому сознательная жизнедеятельность непосредственно от-личает человека от животной жизнедеятельности. Акцент на «чувственной деятельности» человека как практической отличает марксистскую позицию от прежнего созерцательного материализма, включая и фейрбаховский, сводящий сущность человека к родовой, природ-ной сущности. Но человек не столько природное, сколько социальное существо, сущность которого есть «совокупность всех общественных отношений», где господствуют производ-ственные отношения, к которым относятся: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения рас-пределения произведенных продуктов.

6. Концепция «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от: 1) результатов его труда; 2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, т. е труда; 3) другого человека. Человек (рабочий) предстает в качестве: 1) товара; 2) рабочей силы; 3) общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»).

7. Теория общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятель-ность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.009 с.)