Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В историко-философской традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия марксизма возникла в 40-х г. XIX в., ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс). Поэтому он стремился: 1) уйти от созерцательности, т. е. любых умозрительных по-строений, в которых отсутствует конкретно-исторический анализ событий; 2) превратить философию в вид социальной практики. Специфика марксистской теории связана: 1) с анализом конкретных ситуаций и случаев, что придает ей ситуативный характер; 2) с ее критической направленностью, что квалифицирует марксизм как раннюю форму современной критической теории. Марксизм как одна из наиболее развитых и уникальных стратегий, претендующих на оппозиционность, вместе с тем заявляет и о приверженности «прогрессивным» моментам идеалистической (Г.В.Ф. Гегель) и материалистической (Л. Фейербах) традиций философ-ствования, классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) с ее значительным эмпирическим материалом и концептуальным инструментарием, традиции социалистиче-ской мысли (от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна). Критическая оценка этих подходов и их теоретическое осмысление в духе практиче-ских задач придает марксизму новаторский характер, что находит отражение в ряде положе-ний, которые вписаны в историко-философский контекст постклассической традиции: 1. Универсализация диалектического метода, его применение для объяснения истории и общества (К. Маркс), представление их в качестве естественно-исторического процесса, и познания природы, которая теперь «простирается перед нами как некоторая система связей и процессов» (Ф. Энгельс). В пику идеалистической диалектике Гегеля, которая, по оценке Маркса, «стоит на голове», а ее надо «поставить на ноги», разработали материалистиче-скую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении. Диалектика, по словам классиков, это не просто теория, но внутренне присущий самой материи процесс самодвижения, саморазвития, единства и борьбы противоречий. Та-ким образом, диалектика используется как теория и метод исследования реальности (по-дробнее см. раздел 5.5.). 2. Тотальная критика капитализма с его способом производства, основанным на экс-плуатации человека человеком, и обоснование материалистического понимания истории, суть которого К. Маркс выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный ба-зис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ-ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их со-знание». 3. Объяснение закономерностей исторического развития общества на основе ф ор-мационного подхода, суть которого заключается в изучении стадий развития общества, зако-номерно сменяющих друг друга в направлении движения к прогрессу. Так, К. Маркс выде-лил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности, – античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономиче-ской общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сме-няет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи: – отсутствие эксплуатации человека человеком; противопоставления умственного труда физическому; – превращение труда в первую потребность жизни;– всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К. Маркс. «Критика Готской программы»). 4. Особое внимание уделили теории классов и классовой борьбе, и в «Письме к Иоси-фу Вейдемейеру» К. Маркс констатировал: «То, что я сделал нового, состояло в доказатель-стве следующего: 1) существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролета-риата; 3) эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Механизмом разрешения антагонистических (непримиримых) клас-совых конфликтов является социальная революция, ломающая все социальные институты. 5. По-новому интерпретировали сущность человека, связав ее с трудом как специфи-чески человеческой деятельностью. Трудовая деятельность людей носит осмысленный и це-ленаправленный характер, и поэтому сознательная жизнедеятельность непосредственно от-личает человека от животной жизнедеятельности. Акцент на «чувственной деятельности» человека как практической отличает марксистскую позицию от прежнего созерцательного материализма, включая и фейрбаховский, сводящий сущность человека к родовой, природ-ной сущности. Но человек не столько природное, сколько социальное существо, сущность которого есть «совокупность всех общественных отношений», где господствуют производ-ственные отношения, к которым относятся: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения рас-пределения произведенных продуктов. 6. Концепция «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от: 1) результатов его труда; 2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, т. е труда; 3) другого человека. Человек (рабочий) предстает в качестве: 1) товара; 2) рабочей силы; 3) общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»). 7. Теория общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятель-ность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.009 с.) |