Понятие природы в философии и науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие природы в философии и науке



 

В.35

В предельно широком смысле понятие "природа" обозначает весь мир в целом как беско-нечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем со-держании с такими научными и философскими категориями как "бытие", "Универсум", "ре-альность", "Вселенная ", "космос ", поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В современной культуре наряду с понятием «природа» используется категория «образ природы» (в естествознании ее аналогом выступает понятие – "картина природы", обозна-чающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие:

1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

2) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

3) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и дру-гого;

4) изменение политики социума и формирование у людей экофильного отношения к природе – залог их совместной эволюции.

Наряду с философией природы, существуют и такие дисциплины, как экология и соци-альная экология, для которых объектом исследования является природный мир. Однако предметы исследования их различаются:

экология (Э. Геккель) изучает экосистемы, представляющие собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодей-ствием;

с оциальная экология (Р. Парк и Э. Берджесс) исследует структуру функционирования объектов "второй", искусственной среды обитания человека. Таким образом, экология пере-ключилась с изучения оппозиции "организм - среда" на исследование новой дихотомии "естественное - искусственное".

Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социо-культурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:

1) мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологи че-ское отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, и строилось на базе двух устано-вок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений, что нашло отражение в анимизме, антропоморфизме, тотемизме. Здесь природа выступает ведущей стороной "диалога", а человек – ее прилежным учеником. Природный мир пред-ставлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существова-ние, поэтому их задача состояла в адаптации к природной среде, выживании в условиях кон-куренции с другими живыми системами и др. Вместе с тем уже эпоха античности создает предпосылки для противостояния человека естественной среде его обитания, а новоевропей-ская цивилизация такой тип отношений обосновывает и утверждает.

2) научно-технологическую, отражающую индустриально-технологический тип природо-пользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоре-тической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физиче-ских и интеллектуальных сил человека.

Задача состояла в том, чтобы сделать человека владыкой природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), поэтому был задан идеал деятельностно-активного человека. В эту эпоху ученые ощу-тили "вкус познания" реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объекты природы преобразуются в деятель-ности. Научно-рациональный характер взаимодействия человека и природы инициировал экстенсивную форму природопользования и создал искусственную реальность, которая от-делила людей от естественной природы и нарушила их былую гармонию. 3) диалогическую, ориентированную на установление коэволюционного типа взаимодей-ствия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превра-щается в "партнера", подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, позна-вая природный мир, должен не навязывать ей свои правила игры, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому необходимо отказаться от ил-люзии абсолютного знания о ней и изменить силовой способ природопользования.

В такой подход вписывается биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского, кото-рый понимал ноосферу (греч. noоs – разум, sphaira – шар) как качественно новый этап эво-люции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разу-мом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологической политикой человечества.

Особый статус имеет концепция коэволюции (со – приставка, обозначающая согласован-ность; лат. evolutio – развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В этом ключе разрабатывается и концепция устойчивого развития системы общество-природа, Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированно-го социоприродного развития. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики».

Сегодня гуманизм рассматривается как основание всей инвайронментальной политики, требующей уважения как индивидуальной жизни, так и «жизни Планеты», которые нераз-рывно связаны друг с другом. Проведением нравственной политики в сфере социоприродно-го взаимодействия занимается прикладная дисциплина – экологическая этика (А. Швейцер, О. Леопольд и др.), основной смысл которой можно выразить так: человек не вправе руко-водствоваться принципом пользы или целесообразности в определении ценности и права на жизнь любого биологического вида, а должен заботиться о сохранении всего биоразнообра-зия. _____________________________________________________________________ ТЕМА 6

В.36 Лоренц

 

Философская антропология

 

6.1. Человек как предмет философского анализа 6.2. Основные модели антропогенеза в философии

6.3. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия 6.4. Социокультурные проекции личности

6.5. Проблема сознания в философии 6.6. Генезис сознания

6.7. Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики 6.8. Структурно-функциональные характеристики сознания

6.9. Социокультурная размерность сознания

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.005 с.)