Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие природы в философии и науке
В.35 В предельно широком смысле понятие "природа" обозначает весь мир в целом как беско-нечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем со-держании с такими научными и философскими категориями как "бытие", "Универсум", "ре-альность", "Вселенная ", "космос ", поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека. В современной культуре наряду с понятием «природа» используется категория «образ природы» (в естествознании ее аналогом выступает понятие – "картина природы", обозна-чающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие: 1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека; 2) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей; 3) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и дру-гого; 4) изменение политики социума и формирование у людей экофильного отношения к природе – залог их совместной эволюции. Наряду с философией природы, существуют и такие дисциплины, как экология и соци-альная экология, для которых объектом исследования является природный мир. Однако предметы исследования их различаются: экология (Э. Геккель) изучает экосистемы, представляющие собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодей-ствием; с оциальная экология (Р. Парк и Э. Берджесс) исследует структуру функционирования объектов "второй", искусственной среды обитания человека. Таким образом, экология пере-ключилась с изучения оппозиции "организм - среда" на исследование новой дихотомии "естественное - искусственное". Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социо-культурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия: 1) мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологи че-ское отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, и строилось на базе двух устано-вок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений, что нашло отражение в анимизме, антропоморфизме, тотемизме. Здесь природа выступает ведущей стороной "диалога", а человек – ее прилежным учеником. Природный мир пред-ставлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существова-ние, поэтому их задача состояла в адаптации к природной среде, выживании в условиях кон-куренции с другими живыми системами и др. Вместе с тем уже эпоха античности создает предпосылки для противостояния человека естественной среде его обитания, а новоевропей-ская цивилизация такой тип отношений обосновывает и утверждает.
2) научно-технологическую, отражающую индустриально-технологический тип природо-пользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоре-тической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физиче-ских и интеллектуальных сил человека. Задача состояла в том, чтобы сделать человека владыкой природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), поэтому был задан идеал деятельностно-активного человека. В эту эпоху ученые ощу-тили "вкус познания" реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объекты природы преобразуются в деятель-ности. Научно-рациональный характер взаимодействия человека и природы инициировал экстенсивную форму природопользования и создал искусственную реальность, которая от-делила людей от естественной природы и нарушила их былую гармонию. 3) диалогическую, ориентированную на установление коэволюционного типа взаимодей-ствия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превра-щается в "партнера", подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, позна-вая природный мир, должен не навязывать ей свои правила игры, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому необходимо отказаться от ил-люзии абсолютного знания о ней и изменить силовой способ природопользования.
В такой подход вписывается биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского, кото-рый понимал ноосферу (греч. noоs – разум, sphaira – шар) как качественно новый этап эво-люции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разу-мом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологической политикой человечества. Особый статус имеет концепция коэволюции (со – приставка, обозначающая согласован-ность; лат. evolutio – развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В этом ключе разрабатывается и концепция устойчивого развития системы общество-природа, Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированно-го социоприродного развития. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики». Сегодня гуманизм рассматривается как основание всей инвайронментальной политики, требующей уважения как индивидуальной жизни, так и «жизни Планеты», которые нераз-рывно связаны друг с другом. Проведением нравственной политики в сфере социоприродно-го взаимодействия занимается прикладная дисциплина – экологическая этика (А. Швейцер, О. Леопольд и др.), основной смысл которой можно выразить так: человек не вправе руко-водствоваться принципом пользы или целесообразности в определении ценности и права на жизнь любого биологического вида, а должен заботиться о сохранении всего биоразнообра-зия. _____________________________________________________________________ ТЕМА 6 В.36 Лоренц
Философская антропология
6.1. Человек как предмет философского анализа 6.2. Основные модели антропогенеза в философии 6.3. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия 6.4. Социокультурные проекции личности 6.5. Проблема сознания в философии 6.6. Генезис сознания 6.7. Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики 6.8. Структурно-функциональные характеристики сознания 6.9. Социокультурная размерность сознания
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.005 с.) |