Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в исторической динамике культуры

Поиск

 

2.1. Проблема начала философии: основные концепции

2.2. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы 2.3. Философские учения Древнего Китая

2.4. Древнегреческая философия: общая характеристика

2.5. Статус и основные проблемы философии средневековья 2.6. Основные философские идеи в культуре Возрождения 2.7. Становление классической науки и исследовательские

программы Нового Времени

2.8. Социально-политические концепции философии Просвещения

2.9. Немецкая классическая философии и ее место в историко-философской традиции 2.10.Классика и неклассика как типы рациональности

 

 

Проблема начала философии: основные концепции

 

В.7

Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столе-тий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивыс-шего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для обозначе-ния этого события вводит понятие «осевое время», разворачивающееся с VIII по II вв. до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот истории и начинает формироваться философия как особый тип мышления. В эту эпоху стали разрабатываться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и др.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

1) формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономическjй сфере жизни обществ;

2) выделение ремесла из сельского хозяйства;

3) становление государства и безличного писаного права;

4) социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»;

5) отделение умственного труда от физического.

Проблема возникновения философии интересовала еще античных философов – Платона, Аристотеля и других, которые усматривали начало философиив удивлении (Платон. «Те-этет»; Аристотель. «Метафизика»). В частности, Аристотель полагал, что люди начали философствовать, избегая незнания, которое вначале надо было осознать, ибо незнание, если оно не осознано, невозможно преодолеть. Поэтому человек вначале должен оказаться в состоянии удивления, недоумения. Способность удивляться – есть психологический источник как начала философии, так и того, что люди становятся философами: «благодаря удивлению люди и теперь философствуют и начали философствовать впервые» («Метафизика»). Но удивление становится источником философии лишь тогда, когда люди открывают истинные причины изумившего их явления.

Духовным источником возникновения философии может рассматриваться переход от мифа к логосу, т. е. рациональному и достоверному знанию. Теоретическая (философия, фи-зика и математика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворение потребностей человека, там, где неко-торые люди стали иметь досуг – свободное время. Философствование, утверждает Аристо-тель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добро-детельно («Этика»).

В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл и означало стремление к осо-бому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служе-нии истине. Причем мудрость означала не объединение разных знаний об отдельных вещах и явлениях мира, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философ, как пишет Платон, пребывает посредине между мудростью и невежеством: боги не фило-софствуют, т. к. уже мудры, а невежды кажутся себе достаточными и не нуждаются в фило-софствовании («Пир»). Поэтому философ – это тот, кто любит мудрствовать (т. е. выяснять сущность вещей) и занимается тремя вещами: 1)созерцает и знает сущее (предмет теории); 2) творит добро (предмет практики); 3) теоретически рассматривает смысл речей (предмет диа-лектики).

Основные концепции генезиса философии:

1) мифогенная – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чув-ственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

2) гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

3) гносеогенно-мифогенная – синтетическая концепция, которая называет три источника генезиса философии – совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мыш-ление.

Специфика социального и культурного развития Индии, Китая и Греции отразилась на проблемном поле философии, ее языке, способах организации знания и т. д., что привело к разграничению восточной и западной традиции философствования.

 

 

2.2. Древнеиндийская философия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.008 с.)