О сновные исследовательские программы современной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О сновные исследовательские программы современной



Философии

 

3.1. Классика и неклассика: типы рациональности 3.2. Становление иррационалистической традиции 3.3. Исторические формы позитивистской философии

3.4. Аналитическая стратегия в современной философии

3.5. Марксизм и его статус в историко-философской традиции 3.6. Социально-критическая стратегия в современной философии

3.7. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии 3.8. Структурализм и постструктурализм. Философия постмодернизма

 

Классика и неклассика: типы рациональности

 

 

В.27

Переход к современному (неклассическому) типу рациональности был обусловлен: 1) развитием индустриального общества и радикальной трансформацией всех социальных си-стем; 2) ускорением темпов исторического прогресса при одновременном осознании его ка-тастрофичности для человека (Первая мировая война, революционные движения, «восстание масс»); 3) возникновением альтернативных классике тенденций в духовной культуре (мо-дернизм и авангард в искусстве, кризис в физике и др.).

В развитии современной философии можно выделить три этапа:

1) неоклассический (сер. XIX – нач. XX в.), характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм);

2) неклассический (от к. XIX – нач. ХХ в. до 70-х гг.), формируются 3 основные исследо-вательские                      программы: аналитическая, социально-критическая, экзистенциально-феноменологическая;

3) постнеклассический (70-е гг. ХХ – нач. XXI в.), связан с синкретичным соединением неклассических программ и критическим переосмыслением сложившейся философской и общекультурной ситуации.

В отличие от классики (в узком смысле под ней понимают новоевропейский рационализм от Декарта до Гегеля, в широком – восходящую к Пармениду и Платону философскую тра-дицию, ориентированную на разум как основание миропорядка и инструмент его познания), неклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, придающего фило-софии типологически-целостный образ. Пожалуй, единственное, что объединяет различные современные течения мысли – это их критическое отношение к идеалам классики. Специфи-ка классического и неклассического типов рациональности представлена в таблице (см. табл.4).

Таблица 4

В.26

  Классика Неклассика
Онтология · объективизм (акцент на познании объективной   природной действи-тельности);   ·     принцип  тождества  бытия  и мышления («все действительное ра- · субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы чело-веческой субъективности: общество, человека, науку, культуру) ·     действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в
  зумно, все разумное действительно); ·   детерминизм (утверждение о не-обходимых причинно-следственных связях в мире); нее самим человеком; · индетерминизм (приоритет веро-ятностных, случайных связей);
Гносеология · идеал объективности знания (знание производно от объекта, где субъект – лишь нейтральный наблю-датель того, что есть в действитель-ности); · интенция на поиск Абсолютной истины; · созерцательность философского знания; · наукообразность и системность как эталоны построения философии; · обоснование творческой активно-сти субъекта по отношению к объек-ту познания;   · релятивизм (истина относитель-на);   · практическая ориентация фило-софии; · многожанровость философского творчества;
Антропология · растворение антропологической проблематики в онтологии или гно-сеологии; · человек как «разумное живот-ное», где именно разум определяет его сущность; · «антропологический поворот», центрировавший мир и философию на человеке; · рассмотрение человека в целост-ности его опыта существования (чув-ственно-телесного, индивидуально-творческого,      социокультурного), критика разума;
Социальная философия · редукция социальных законов к природным; · прогресс как смысл истории; · универсализация исторических законов и европоцентризм · обоснование качественного свое-образия социальной реальности; · критика идеи прогресса; · акцент на множественности типов исторического развития

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.004 с.)