Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтология как ф илософское учение о бытии
В.33 Понятие «онтология» (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе "Философский лексикон" в значении «метафизика». Но в ка-честве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел Х. Вольф в труде "Первая философия, или Онтология" (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. "Отцами" онтологии считают Гераклита, Парменида, Пла-тона. Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бы-тия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в античности онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (ма-териальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т. е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него; в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получе-ния и адекватности изучаемой реальности и др; c XIX–XX вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования челове-ка в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущно-сти подлинного и неподлинного человеческого бытия и др. Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундамен-тальные категории как бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, мате-рия, движение, развитие, пространство, время и др. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид. Категория н ебытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не воз-никло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие?: "есть или не есть"? – спрашива-ет Парменид (VI–V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить:
философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия, поскольку "из ничего не может возникнуть ничего"; философию небытия – признает первичным небытие ("все из ничего") и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются – проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т. д. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и ду-ховное (идеальное). Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (при-родные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т. е. существует незави-симо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чув-ства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия пред-ставлен в виде понятий, формул, текста, ценностей и т. д. Эти два основных вида бытиямогут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие чело-века, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии об-щества. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального – понятие сознания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.004 с.) |