Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции



 

Метафизика – философское учение о всеобщих принципах и началах мира, человека и познания, предметом которого являются умозрительные объекты, выходящие за пределы чувственного опыта. О том же, что находится вне такого опыта, человеку свойственно раз-мышлять с глубокой древности, например о вечности, бессмертии, бесконечности, свободе, Боге и т. д. Подобные вопросы принято именовать философскими или метафизическими.

Понятие «метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных фило-софов не встречается, т. к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «…исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе» была распо-ложена после физики (науки о природе), отсюда и название «метафизика» (мета означает за, позади). Метафизика, таким образом, стала синонимом «первой философии», которая, по Аристотелю, «не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе ка-кую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части» («Метафизика»). Сравнивая «первую философию» с другими теоретическими науками, он отмечает, что физик, рассуж-дающий о природе, изучает «состояния такого-то тела и такой-то материи»; математик изу-чает свойства, которые берутся «отвлеченно от тела»; «отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается первой философией» («О душе). У Аристотеля метафи-зика состоит из двух частей: 1) общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2) специальной метафизики (теологии), изучаю-щей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.

В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чув-ственное созерцание, а на умозрение, на интеллектуальное созерцание, когда ум «видит» в вещи ее сущность. Сущность понимается как то, что противостоит явлению (наблюдаемым качествам вещи) и вместе с тем отличается от бытия. Если бытие – это существование вещи, то сущность – ее внутренняя характеристика. Например, платоновские идеи как умопостига-емые сущности следует понимать как особые метафизические объекты, которые составляют подлинное бытие, т.е. то истинно-сущее, которому противостоит неподлинное бытие – мир косной и пассивной материи. Метафизика изначально стремилась описывать фундаменталь-ную структуру действительности и отвечать на предельно общие вопросы: «Что именно су-ществует?», «Что значит существовать?», «Что определяет сущность объекта?», «Что такое


физический объект и какие его характеристики являются существенными?» и т.д. По сути – это исследование того, что значит быть или существовать, абстрагируясь от всех конкретных вещей. В результате философская мысль имеет дело с особым типом объектов, обладающих идеальным статусом и принципиально отличающихся от теоретических конструктов науки своей специфической функцией, т.к. они выполняют роль исходного принципа бытия всего сущего. Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является, по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с матери-альными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существую-щей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания.

Со временем понятие метафизика стало применяться и для обозначения метода фило-софского исследования, востребованного формирующимся классическим естествознанием и выполняющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизи-ческого метода стали абстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Гегелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчивой и неизменной сущности ве-щей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение слож-ных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Энгельс писал, что мета-физический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к ис-следов9анию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»), т. е. их связей, отношений, механизмов развития

В современной философской литературе метафизика употребляется обычно в следую-щих основных смыслах: 1) как синоним философии в целом; 2) как учение о сверхчувствен-ных началах и принципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике.

Формированию метафизики как систематической философии предшествует ряд ос-новных предпосылок: приоритет теоретического разума и созерцания как постижения исти-ны; противопоставление бытия становлению, где первое представляется областью истинного знания, а второе – мнения; различение ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия в рамках оппозиции двух исследуемых миров, с которыми имеет дело философия. Свой идеал она видит в создании универсальной теории, претендующей на всеобъемлющее описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истин-ность собственных положений. В качестве конститутивной черты метафизического типа фи-лософствования можно выделить бинарную природу ее категориального аппарата: например, единое-многое, действительность-возможность, идеальное-материальное, рациональное-чувственное и т. д.; впоследствии такое мышление, работающее с наличным (всегда присут-ствующим) бытием, Ж. Деррида называет «метафизикой присутствия».

Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты:

1) спекулятивная (умозрительная) природа знания как результата доминирования теоре-тического разума;

2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности; 3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, ко-

торые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним.

Классическая метафизика. античной, средневековой и частично новоевропейской фи-лософии определяется как метафизика субстанции, основными целями и задачами которой стали вопросы о нахождении абсолютного и неизменного основания всего существующего, умозрительном постижении принципов и законов, управляющих мирозданием на сверхчув-ственном уровне (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Спиноза). В Новое время происхо-дит пересмотр задач и способов метафизического исследования, связанный с введением субъект-объектного принципа познания мира: сознание познающего человека выступает как «то, что лежит в основании» (субъект), а предмет познания – мир, человек и пр. – как «то,


что надстраивается над субъектом» (объект). В результате оформляется метафизика субъ-екта (Р. Декарт, Дж. Беркли, Д. Юм и др.), призванная изучать сверхчувственные принципы организации человеческого разума и познания. Коренной трансформации подвергается и категория субстанции в результате сращения гносеологической и онтологической проблема-тики (например, субстанция-субъект у Гегеля). В дальнейшем первая начинает преобладать над второй, вплоть до исключения самого понятия субстанции в философии эмпиризма.

Основными принципами классической М. являются следующие принципы: прин-цип тождества бытия и мышления, задающий истинный образ мира в силу совпадения ло-гики мышления с мировым порядком; субстанциализма (поиск неизменной сущности мира) и объективизма (познание независимой природной реальности), детерминации (установле-ние причинно-следственных отношений), телеологизма (способность к целеполаганию).

Формирование постклассической философии (вторая половина XIX – начало XX в.) происходит связано с новыми ориентирами: десакрализацией теоретического разума и «ан-тропологическим поворотом» (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше, М. Шелер и др.), сци-ентизацией и социологизацией философии (позитивизм, марксизм), «лингвистическим пово-ротом» (Л. Витгенштейн, Ф. де Соссюр и др.). В это время заявляют о себе новые стратегии философствования, стремящиеся преодолеть следующие недостатки М. как теории:

1) аналитическая – спекулятивный и неверифицируемый характер ее проблем;

2) феноменолого-экзистенциальная – утрату индивидуально-личностного смысла в пользу абсолютизации универсальных характеристик человека;

3) социально-критическая– догматический характер мышления и отсутствие связи с соци-альной практикой.

На смену базовым принципам классической метафизики приходят новые фундамен-тальные установки: принцип различия, предпосылочность знания и децентрация фил как не-возможность надысторической истины; обращение к практикам повседневности (телесным, социокультурным); плюральность мышления и признание равноправия автономных и взаи-мовлияющих друг на друга дискурсов (метафизического, религиозного, научного и других типов ценностно-ориентированной деятельности). В постметафизический период происхо-дит смена типов объектов, т. к. проявляется интерес к истории, человеку, телесности, бессо-знательному, языку, тексту и др. На место понятий традиционной М. – бытие, вещь, суб-станция, субстрат, абсолют и др., стали претендовать новые – общественные отношения, структура, функция, язык, текст, знак, дискурс и др.

Постметафизический мир как мир становления порождает и новый тип метафизиче-ского субъекта. Последний уже не властвует над всем сущим, не манифестирует абсолют-ную истину и т. д., а ощущает себя ироником, имеющим критическую позицию по отноше-нию к социальной и культурной жизни во всех ее измерениях и развенчивающим историче-ский предрассудок о единственно легитимной форме существования философии. Поэтому в эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативных проектов философ-ствования, каждый из которых претендует на место теоретической философии. Тем самым монолитное здание классической метафизики, построенное на идеалах Просвещения, рас-сыпается на частные, а порой и достаточно маргинальные, стратегии в соответствии с идеей приобретения прагматического опыта в плюралистическом универсуме.

В целом, в постклассической философии складывается, как правило, негативный об-раз восприятия метафизики и формируется своеобразная «антиметафизическая установка» философствования. Однако как в случае признания важности метафизического исследования в философии, так и в случае отказа метафизике в какого-либо рода ценности, значимым остается вопрос о необходимости выработки комплексного представления человека о мире, способах его познания, сознании и т. д., каковой и пытается традиционно разрешить именно метафизическая философия.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.007 с.)