Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии



 

В широком смысле экзистенциально-феноменологическая стратегия включает в себя ряд тенденций современной философии (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герме-невтика, «философская антропология»), центрированных вокруг идеи человека как основной философской проблеме и акцентирующих принципиальную уникальность и творческую ак-тивность человеческого опыта. Содержательное ядро этой стратегии составляют феномено-логия и экзистенциализм (представлены практически одним рядом авторов).

Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. ХХ в., связанного с крушением идеалов классического гуманизма и его верой в человека как разумное существо, находящееся в отношениях «предустановленной гармонии» с миром. В качестве предтеч экзистенциальной философии выступают С. Кьеркегор, Фр. Ницше, Ф. М. Достоевский. В ее развитии можно выделить следующие вехи: а) нач. ХХ в. – феномено-логия Э. Гуссерля и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев и Л. Шестов); б) 20–30-е гг. – немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс); в) 40–60-е гг. (период максимальной популярности) – французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Марсель и др.). Разделяют также религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель) и атеистический экзи-стенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Методологическим основанием данной стратегии стала феноменология Гуссерля. В ситуации острой полемики по поводу критериев и гарантов истины, развернувшейся в начале ХХ в. в связи с кризисом в физике, Гуссерль предлагает свой проект философии как «строгой науки». Говоря о чувственном созерцании как об источнике всякого познания, он задаетсявопросом о том, «как опыт в качестве сознания может дать предмет или просто коснуться его; … как игра сознания может давать объективную значимость, значимость, относящуюся к вещам». Критикуя психологизм (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. С. Милль, Р. Авенариус и др.) за редукцию опыта сознания к субъективности ощущений, Гуссерль формулирует тезис «Назад к самим вещам», обосновывая принципиальную предметность всякого созерцания и мысли. Важнейшей характеристикой сознания в феноменологии становится интенциональность (лат. – стремление) как направленность и конкретность сознания (сознание всегда предмет-но, нет мыслей ни о чем). Вместе с тем, в отличие от ощущения как механизма отражения внешних вещей интенциональность, будучи укоренена в опыте Я, связана со способностью человека к смыслопорождению, т.е. к внесению собственных смыслов в созерцаемый объект.

Для того, чтобы искомый смысл соответствовал его истинному пониманию, Гуссерль предлагает осуществить ряд процедур, составляющих основу его «феноменологической ре-дукции». Во-первых, это отказ от «естественной установки» как «наивной» веры сознания в то, что внешний мир дан нам объективно и не зависит от нас. Для познания того или иного явления необходимо «заключить в скобки» все естественные представления о реальных при-чинно-следственных связях, вписывающих познаваемое в рутину уже понятного и знакомо-го. «Заключение мира в скобки» определяет вторую процедуру феноменологической редук-ции – эпохе. Термин заимствован из греческого скептицизма, где он означал «воздержание от суждения». В феноменологии эпохе понимается как установка на очищение сознания от всех предшествующих знаний и стереотипов по поводу постигаемого объекта. Результатом фено-менологической редукции является феномен (греч. – являющее себя) как проявление истин-ного смысла того или иного объекта. Феномен конкретизирует объект в очевидности его подлинного значения, где очевидность как определенная ясность понимания, выступает для Гуссерля в качестве основного гаранта истины. Тем самым, феноменологическая установка, в отличие от естественной, ориентирована на понимание мира как коррелятивного нашему сознанию, где реальность задана нам в качестве феноменов, а философия как строгая наука – это наука о феноменах, или феноменология.

Феноменология оказала значительное влияние на развитие герменевтики и стала предпосылкой                         формирования экзистенциализма. Истоки герменевтики (от греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий; название идет от имени Гермеса как вестника богов) восходят к античности и средневековью, понимавшим под герменевтикой искусство толкования сакральных текстов. Ее философское оформление связано с работами Ф. Шлей-ермахера (1768–1834) и В. Дильтея (1833–1911). Здесь герменевтика начинает определяться как искусство понимания и интерпретации текста, в котором представлена иная личность (автор у Шлейермахера) или культура (В. Дильтей). Задача классической герменевтики была связана с постижением другой реальности, воплощенной в тексте, такой, какова она есть (была) в действительности. После работ Э. Гуссерля и М. Хайдеггера стала очевидна беспер-спективность такой позиции. Смысл не дан, а задан как горизонт его возможной переинтер-претации.

Классик современной философской герменевтики Х.-Г. Гадамер по-новому интерпре-тирует концепт «герменевтического круга». Механизм его был известен еще со времен ан-тичности: для того, чтобы что-то объяснить, надо это понять, и наоборот. Классика преиму-щественно соотносила его с феноменами целого и частей (целое понимается через его части, но понимание частей предполагает знание целого). Для Гадамера основой всякого понима-ния является предпонимание, определяемое устойчивыми предрассудками мышления (они дорефлексивны и стоят перед рассудком). Понимание иной реальности предполагает «пере-несение себя» в иной контекст, но не как «отрешение от себя», а как представление себя в роли Другого. Другой (для герменевтики он всегда представлен как текст) первоначально определен для нас горизонтами собственного предпонимания, которые изменяются с учетом нового содержания. Тем самым Другой понимается через Я, а Я конкретизирует себя через Другого. Ситуация герменевтического круга «Я–Другой» по-своему замкнулась в философии П. Рикѐра. Фактически ситуация понимания Другого осуществляется как самопонимание, где Другой значим лишь для конкретизации собственной позиции. Говоря об одном и том же, каждый вкладывает свои личностные смыслы, где аутентичное понимание Другого принци-пиально невозможно, а динамика культурных текстов и стратегий реализует себя как «к он-фликт интерпретаций».

 

В.29

Э кзистенциализм переносит феноменологический проект индивидуализации познава-тельного опыта из сферы гносеологии в онтологию. Базовым здесь становится понятие экзи-стенции как конкретного человеческого существования. Новизна данной онтологии лако-ничнее всего отражена в сартровской формуле: «Существование предшествует сущности». Если классика отталкивалась от единой первосущности, в равной степени проецируемой на природу и человека, то экзистенциализм заявляет о неправомерности (в человеке нет ничего предзаданного, он сам выбирает, кем ему стать) и пагубности (подведение всех под один знаменатель оборачивается феноменами тоталитаризма и массы) такого подхода.

Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникальность человеческого опыта, осознание которой возможно лишь в ситуации ее «пограничности». Пограничность экзи-стенции определяется как «существование-между»:

1) между миром сущего (сфера готовых истин, безликой толпы (Оно), технически орга-низованного пространства культуры, превращающего людей во взаимозаменяемые винтики и обрекающего их на неподлинность существования и забвение своего Я), и миром истинно-го бытия (Бог у Марселя, ничто у Сартра и Камю, бытие у Хайдеггера), выступающего осно-ванием человеческого прорыва к подлинному существованию;

2) между жизнью и смертью, когда в ситуации «или – или» человек должен осуществить экзистенциальный выбор, определяя ценность своей жизни или жизни другого. Осознание временности, смертности человеческого бытия одновременно обращает Я к поискам соб-ственного жизненного проекта и смысла.

Основной характеристикой экзистенции выступает свобода, которая проявляет себя в двух основных ракурсах:

1) негативная свобода или «свобода от» (свобода бунта, направленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, бездумно плыть по течению и согла-шаться с общепринятым мнением). Предпосылками бунта являются ощущения страха, тре-воги, скуки, заброшенности, свидетельствующие о неподлинности бытия;

2) позитивная свобода как свобода выбора, в результате которого человек выбирает себя, но одновременно он выбирает мир, в котором существует. Оборотной стороной этой свобо-ды является ответственность за сделанный выбор, за собственное Я, прерогативой которого становится постоянное проектирование и переописание себя и мира в целом.

Философия экзистенциализма стала отражением кризисности человеческого существова-ния и яркой попыткой защиты человеческой индивидуальности в условиях омассовления культуры и общества. Необыкновенная популярность экзистенциализма объясняется также широким использованием здесь литературных форм, его влиянием на искусство ХХ в. в це-лом.

 

В.30 Сартр

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.003 с.)