Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В широком смысле экзистенциально-феноменологическая стратегия включает в себя ряд тенденций современной философии (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герме-невтика, «философская антропология»), центрированных вокруг идеи человека как основной философской проблеме и акцентирующих принципиальную уникальность и творческую ак-тивность человеческого опыта. Содержательное ядро этой стратегии составляют феномено-логия и экзистенциализм (представлены практически одним рядом авторов). Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. ХХ в., связанного с крушением идеалов классического гуманизма и его верой в человека как разумное существо, находящееся в отношениях «предустановленной гармонии» с миром. В качестве предтеч экзистенциальной философии выступают С. Кьеркегор, Фр. Ницше, Ф. М. Достоевский. В ее развитии можно выделить следующие вехи: а) нач. ХХ в. – феномено-логия Э. Гуссерля и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев и Л. Шестов); б) 20–30-е гг. – немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс); в) 40–60-е гг. (период максимальной популярности) – французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Марсель и др.). Разделяют также религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель) и атеистический экзи-стенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Методологическим основанием данной стратегии стала феноменология Гуссерля. В ситуации острой полемики по поводу критериев и гарантов истины, развернувшейся в начале ХХ в. в связи с кризисом в физике, Гуссерль предлагает свой проект философии как «строгой науки». Говоря о чувственном созерцании как об источнике всякого познания, он задаетсявопросом о том, «как опыт в качестве сознания может дать предмет или просто коснуться его; … как игра сознания может давать объективную значимость, значимость, относящуюся к вещам». Критикуя психологизм (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. С. Милль, Р. Авенариус и др.) за редукцию опыта сознания к субъективности ощущений, Гуссерль формулирует тезис «Назад к самим вещам», обосновывая принципиальную предметность всякого созерцания и мысли. Важнейшей характеристикой сознания в феноменологии становится интенциональность (лат. – стремление) как направленность и конкретность сознания (сознание всегда предмет-но, нет мыслей ни о чем). Вместе с тем, в отличие от ощущения как механизма отражения внешних вещей интенциональность, будучи укоренена в опыте Я, связана со способностью человека к смыслопорождению, т.е. к внесению собственных смыслов в созерцаемый объект. Для того, чтобы искомый смысл соответствовал его истинному пониманию, Гуссерль предлагает осуществить ряд процедур, составляющих основу его «феноменологической ре-дукции». Во-первых, это отказ от «естественной установки» как «наивной» веры сознания в то, что внешний мир дан нам объективно и не зависит от нас. Для познания того или иного явления необходимо «заключить в скобки» все естественные представления о реальных при-чинно-следственных связях, вписывающих познаваемое в рутину уже понятного и знакомо-го. «Заключение мира в скобки» определяет вторую процедуру феноменологической редук-ции – эпохе. Термин заимствован из греческого скептицизма, где он означал «воздержание от суждения». В феноменологии эпохе понимается как установка на очищение сознания от всех предшествующих знаний и стереотипов по поводу постигаемого объекта. Результатом фено-менологической редукции является феномен (греч. – являющее себя) как проявление истин-ного смысла того или иного объекта. Феномен конкретизирует объект в очевидности его подлинного значения, где очевидность как определенная ясность понимания, выступает для Гуссерля в качестве основного гаранта истины. Тем самым, феноменологическая установка, в отличие от естественной, ориентирована на понимание мира как коррелятивного нашему сознанию, где реальность задана нам в качестве феноменов, а философия как строгая наука – это наука о феноменах, или феноменология. Феноменология оказала значительное влияние на развитие герменевтики и стала предпосылкой формирования экзистенциализма. Истоки герменевтики (от греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий; название идет от имени Гермеса как вестника богов) восходят к античности и средневековью, понимавшим под герменевтикой искусство толкования сакральных текстов. Ее философское оформление связано с работами Ф. Шлей-ермахера (1768–1834) и В. Дильтея (1833–1911). Здесь герменевтика начинает определяться как искусство понимания и интерпретации текста, в котором представлена иная личность (автор у Шлейермахера) или культура (В. Дильтей). Задача классической герменевтики была связана с постижением другой реальности, воплощенной в тексте, такой, какова она есть (была) в действительности. После работ Э. Гуссерля и М. Хайдеггера стала очевидна беспер-спективность такой позиции. Смысл не дан, а задан как горизонт его возможной переинтер-претации. Классик современной философской герменевтики Х.-Г. Гадамер по-новому интерпре-тирует концепт «герменевтического круга». Механизм его был известен еще со времен ан-тичности: для того, чтобы что-то объяснить, надо это понять, и наоборот. Классика преиму-щественно соотносила его с феноменами целого и частей (целое понимается через его части, но понимание частей предполагает знание целого). Для Гадамера основой всякого понима-ния является предпонимание, определяемое устойчивыми предрассудками мышления (они дорефлексивны и стоят перед рассудком). Понимание иной реальности предполагает «пере-несение себя» в иной контекст, но не как «отрешение от себя», а как представление себя в роли Другого. Другой (для герменевтики он всегда представлен как текст) первоначально определен для нас горизонтами собственного предпонимания, которые изменяются с учетом нового содержания. Тем самым Другой понимается через Я, а Я конкретизирует себя через Другого. Ситуация герменевтического круга «Я–Другой» по-своему замкнулась в философии П. Рикѐра. Фактически ситуация понимания Другого осуществляется как самопонимание, где Другой значим лишь для конкретизации собственной позиции. Говоря об одном и том же, каждый вкладывает свои личностные смыслы, где аутентичное понимание Другого принци-пиально невозможно, а динамика культурных текстов и стратегий реализует себя как «к он-фликт интерпретаций».
В.29 Э кзистенциализм переносит феноменологический проект индивидуализации познава-тельного опыта из сферы гносеологии в онтологию. Базовым здесь становится понятие экзи-стенции как конкретного человеческого существования. Новизна данной онтологии лако-ничнее всего отражена в сартровской формуле: «Существование предшествует сущности». Если классика отталкивалась от единой первосущности, в равной степени проецируемой на природу и человека, то экзистенциализм заявляет о неправомерности (в человеке нет ничего предзаданного, он сам выбирает, кем ему стать) и пагубности (подведение всех под один знаменатель оборачивается феноменами тоталитаризма и массы) такого подхода. Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникальность человеческого опыта, осознание которой возможно лишь в ситуации ее «пограничности». Пограничность экзи-стенции определяется как «существование-между»: 1) между миром сущего (сфера готовых истин, безликой толпы (Оно), технически орга-низованного пространства культуры, превращающего людей во взаимозаменяемые винтики и обрекающего их на неподлинность существования и забвение своего Я), и миром истинно-го бытия (Бог у Марселя, ничто у Сартра и Камю, бытие у Хайдеггера), выступающего осно-ванием человеческого прорыва к подлинному существованию; 2) между жизнью и смертью, когда в ситуации «или – или» человек должен осуществить экзистенциальный выбор, определяя ценность своей жизни или жизни другого. Осознание временности, смертности человеческого бытия одновременно обращает Я к поискам соб-ственного жизненного проекта и смысла. Основной характеристикой экзистенции выступает свобода, которая проявляет себя в двух основных ракурсах: 1) негативная свобода или «свобода от» (свобода бунта, направленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, бездумно плыть по течению и согла-шаться с общепринятым мнением). Предпосылками бунта являются ощущения страха, тре-воги, скуки, заброшенности, свидетельствующие о неподлинности бытия; 2) позитивная свобода как свобода выбора, в результате которого человек выбирает себя, но одновременно он выбирает мир, в котором существует. Оборотной стороной этой свобо-ды является ответственность за сделанный выбор, за собственное Я, прерогативой которого становится постоянное проектирование и переописание себя и мира в целом. Философия экзистенциализма стала отражением кризисности человеческого существова-ния и яркой попыткой защиты человеческой индивидуальности в условиях омассовления культуры и общества. Необыкновенная популярность экзистенциализма объясняется также широким использованием здесь литературных форм, его влиянием на искусство ХХ в. в це-лом.
В.30 Сартр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.012 с.) |