Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные модели антропогенеза в ф илософииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.40 Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс форми-рования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникнове-ние физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокуль-турогенеза. На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются гене-тически закрепленные признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению ору-дий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка. Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом при-ближают нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в фи-лософии могут быть разделены на две основные группы: креционистские и эволюционные. Креационизм (от лат. сreatio – творение) рассматривает человека как продукт специально-го божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пони-манием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образова-ния, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестествен-ных сил, Бога. В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза (от англ. UFO – НЛО), объясняющие возникнове-ние человека участием внеземного разума. Так же, как и в классическом креационизме, ак-цент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешатель-стве высших сил в этот процесс. Э волюционизм (от лат. evolutio – развертывание) отстаивает идею естественного проис-хождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно обосно-вал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный от-бор как движущий фактор эволюции, способствующий выживанию наиболее приспособлен-ных особей или видов. Проблема специфики собственно человеческой адаптации к действи-тельности решалась средствами не столько науки, сколько философии. На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая. Трудовая концепция (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосаблива-ется, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятель-ность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности ле-жали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и зако-на, новых неприродных форм солидарности. Игровая концепция (Й. Хѐйзинга) связывает возникновение человека с развитием игры. Игра – это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к матери-альным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хѐйзинги противо-стоит сфере труда, подчиненной требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков. Согласно психоаналитической концепции (З. Фрейду, К. Г. Юнг, А. Адлер), становление культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого со-ставляют тотем и табу. Возникновение их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обо-жествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода и табуирования сферы сексуальных отношений. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры. Семиотическая модель (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, О. Розеншток-Хюсси) рассматрива-ет культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык, определяет границы и свойства, как самой действительно-сти, так и человека. Язык здесь из средства общения превращается в подлинного демиурга культуры и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообраз-ные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти.
6.3. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия
Э кзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных, индивидуально-личностных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе. Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. Например, сторонники натурализаторской версии, рассматривающие человека как природное начало, являются преимущественно последовате-лями гедонизма (смысл жизни – наслаждение) и эвдемонизма (смысл – в счастье). В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендента-лизма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторон-ним (трансцендентным) бытием, где его земная история является лишь преддверием настоя-щей жизни в вечности. Социологизаторские концепции зачастую также подчиняют настоя-щую жизнь будущему совершенному состоянию человечества (марксизм). С рационалисти-ческой философией содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безуслов-ного закона принцип долженствования, долг. Решение вопроса о смысле жизни неизбежно предполагает необходимость определения соответствующего статуса смерти. Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Человек – это единственное существо, «знающее о смерти». Отдавая ей дань уважения в ритуальной практике, человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти. Напротив, вся логика человеческого отношения к смерти в истории культуры и философии шла по пути ее своеобразного преодоления. Для всей классической культуры смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Абсолютизация жизни свойственна также и классической философии. В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь-и-сейчас», смерти нет, поскольку пока есть мы, то ее нет, а когда есть она, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях (роде). Религиозный персонализм отталкивался от идеи бессмертия души. Рациона-лизм, признавая неизбежность смерти, уповал на бессмертие имени великих подвижников истины. В ситуации, когда «бог умер», радикально меняется свойственный классике традицион-ный, «жизнеутверждающий» смысл смерти в философии и культуре. Смерть утрачивает зна-чение «перехода», но начинает восприниматься как действительный «уход», завершение жизни. В философии З. Фрейда символ Танатоса приобретает субстанциальный приоритет над силами жизни (Эросом). Классическая схема переворачивается с точностью до наоборот: если раньше проекция человеческого существования разворачивалась в последовательности от жизни через смерть к новой жизни, то здесь путь протекает от смерти (небытия, хаоса) че-рез жизнь к смерти. Особая онтологизация смерти характеризует также экзистенциальную философию. Именно смерть, которая всегда «моя», обращает человека к осознанию уни-кальности собственного «Я», заставляет задуматься о глубинных смыслах и противопоста-вить их анонимной безликости всеобщих истин. Феномен свободы составляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущност-ную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы: · фатализм (Восток, античность), здесь человек растворен в космосе, основным законом функционирования которого является судьба; · свобода воли (способность выбора между добром и злом) как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его гре-хопадении. Ее внутренними коррелятами выступают совесть, покаяние; · свобода как познанная необходимость (Новое время, Просвещение), которая связана с идеей человека как cogito (мыслящего субъекта), верящего в то, что «знание – сила» и познание природных законов позволит властвовать над природой. В контексте этиче-ских традиций этого времени свобода сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона; · экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего «Я» и своего мира), предпола-гающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода-от») и проектирование собственной позиции («свобода-для»). Свобода здесь уравновешивается ответствен-ностью за сделанный выбор. Постмодернистский тезис о «смерти человека» стал своеобразной констатацией невоз-можности абсолютной личной свободы в условиях высокоорганизованного техногенного общества. Избегая говорить о свободе, постмодернизм предпочитает использовать понятие игры для описания механизмов человеческих действий и поступков. В рамках ее простран-ства находят примирение и судьба, вмешивающаяся в жизнь силой слепого случая, и закон, конкретизирующийся в обязательности игровых правил, и творчество, позволяющее челове-ку по-новому реализовать себя и обеспечивающее неожиданность и притягательность всякой отдельной игры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.012 с.) |