Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия истории и ее проблемное полеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия истории как раздел социальной философии ориентирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его по-знания. Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвещения связано и ее дисциплинарное оформление. Причинами выделения философии истории в особую об-ласть знания стали учения просветителей о прогрессе как смысле истории, при этом послед-ний начинает пониматься не в проекции христианского провиденциализма, подчинявшего исторический процесс Божественной воле (провидению), но как развитие общества, осу-ществляемое самими людьми. В динамике философско-исторического знания выделяют классический, неклассический и постнеклассический этапы. В качестве основных критериев их демаркации выступают проблемы: а) прогресса как смысла истории; б) общечеловеческого единства исторического процесса; в) научной объективности исторического знания. · Классическая философия истории (Дж. Вико, Вольтер, И. Г. Гердер, А. Тюрго, Гегель и др.) покоилась на абсолютной вере в прогресс, гарантом которого выступало развитие научного знания, позволявшее радикально усовершенствовать условия человеческого суще-ствования. Универсальный характер природных законов, постигаемых наукой, диктовал по-требность в подобной же унификации социальной реальности, вследствие чего история че-ловечества подгонялась под логику развития западноевропейской цивилизации. Представле-ния о существовании единых объективных законов исторического развития определяли воз-можность объективно-нейтрального исторического знания. · Неклассическая философия истории начиналась с обоснования специфики историче-ского познания по сравнению с естественнонаучным. В рамках «философии жизни» (В. Дильтей) и неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) история как наука о конкретных фактах культуры, и, соответственно, использующая индивидуализирующую методологию, противопоставлялась генерализирующим интенциям естествознания. При этом, будучи ори-ентирована не столько на объяснение, сколько на понимание событий, она всегда пристраст-на, интерпретируя прошлое в зависимости от потребностей настоящего. Индивидуализация метода способствовала отказу от идеи о существовании единой логики истории, что нашло наиболее яркое отражение в теории культурно-исторических типов (О. Шпенглер, Н. Я. Да-нилевский, А. Тойнби). Разбивая историю на ряд локальных цивилизаций, данные авторы одновременно отрицают понятие прогресса как поступательного преемственного развития человечества. · Постнеклассическая ф илософия истории соединяет классический универсализм и не-классический партикуляризм (от лат. particularis – частичный, частный). Просвещенческая идеология общечеловеческого прогресса знаменовалась наступлением эры глобализации и соответствующей философской рефлексией (Р. Робертсон, З. Бжезинский, И. Валлерстайн и др.). Вместе с тем идея прогресса ставится под вопрос по целому ряду оснований: «конца ис-тории» (Ф. Фукуяма) как невозможности последующей качественной трансформации обще-ства; экологических «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз); феминистской критики «империализма Логоса» (Ж. Деррида, Ю. Кристева). Прогнозы ценностно-мировоззренческого «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) апеллируют к необходи-мости учета интересов локальных геополитических образований. Наряду с теориями постин-дустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.), подчиняющими историю единым техно-логическим законам, оформляется постмодернистская концепция «заката метанарраций» (Фр. Лиотар). Под метанаррацией («метарассказ» или «большая история») понимается про-свещенческая концепция истории, ставшая идеологией индустриализма и монополизировав-шая право на власть и истину. Апеллируя к новой ситуации в науке и культуре, постмодерн реабилитирует множественность нарративных практик, с которыми связывается как поли-векторность реального исторического развития, так и правомерность его разнообразных ин-терпретаций. В структуре философии истории выделяют два основных уровня: онтологический и эпи-стемологический. Онтология истории ориентирована на анализ сущностных характеристик и закономерно-стей реального исторического процесса. Ее проблемное поле составляют следующие вопро-сы: · становление общества и особенности законов его развития; · направленность и периодизация исторического процесса; · субъект и движущие силы истории; · соотношение объективного и субъективного в истории; · факторы исторического развития; · источник и механизмы исторического развития; · единство и многообразие исторического развития; · смысл истории. Э пистемология исторического познания изучает особенности истории как науки. В каче-стве базовых проблем здесь выступают вопросы: · специфика исторического познания; · природа субъект-объектной оппозиции в исторических исследованиях; · объективность исторического знания; · статус понимания и объяснения в истории; · особенности исторического описания и интерпретации; · методологические программы исторического познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.01 с.) |