Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С пецифика проблемного поля и основные школыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.8 Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и куль-турную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и ре-гламентацию хозяйственной деятельности; жесткую кастовую систему, высшая власть в ко-торой принадлежала жрецам-брахманам; направленность познавательных и художественных традиций). Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского ка-нона (веды – «священное знание»), представленного богатейшим комплексом источников. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа» («Книга гимнов»), восходящая к XIV в. до н. э. Завершают канонические тексты упанишады, наиболее классические из которых относятся к IX–VII вв. до н. э. Упанишады представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религиозных сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философские обоснования таких базовых для индийского мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Пракрити, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бы-тия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман – высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тожде-ства Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Мате-риально-чувственная природа (Пракрити) подчинена сансаре – колесе жизни, связанном сцепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сан-сары осуществляется кармой как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшествующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом. Формирование индийской философии относится к периоду VI–V вв. до н. э. Исторически это время связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев (воины, светские правители) на привилегированные политические позиции. Свое идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. В полемике с ними формируются шесть ортодоксальных школ, группирующиеся в дополняющие друг друга пары (вайшешика – ньяя, санкхья – йога, веданта – миманса). Содержательная специфика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице.
(ок. V в. до вания космоса н. э.) атман как элемент абсо-лютного (веды, «Бха-гавадгита», «Брахмасут-ра») блюдения р и-туалов.
Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее суще-ственные особенности: 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистиче-ская интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традицио-нализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интра-вертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и сотериологической практики спасения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.01 с.) |