С пецифика проблемного поля и основные школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С пецифика проблемного поля и основные школы



 

 

В.8

Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и куль-турную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и ре-гламентацию хозяйственной деятельности; жесткую кастовую систему, высшая власть в ко-торой принадлежала жрецам-брахманам; направленность познавательных и художественных традиций). Система религиозных верований формировалась здесь на основе ведийского ка-нона (веды – «священное знание»), представленного богатейшим комплексом источников. Самые древние из них – 4 веды, среди которых центральное место занимает «Ригведа» («Книга гимнов»), восходящая к XIV в. до н. э. Завершают канонические тексты упанишады, наиболее классические из которых относятся к IX–VII вв. до н. э. Упанишады представляли собой тайное знание, передававшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религиозных сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философские обоснования таких базовых для индийского мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Пракрити, сансара, карма, дхарма и мокша.

Понятиями Брахмана и Атмана определяются исходные субстанциальные основания бы-тия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует, а Атман – высшая духовная сущность. В упанишадах оформляется идея тожде-ства Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал Универсума. Выступая как всеобщее основание и причина космоса, они не имеют конкретных характеристик, в силу чего определяются отрицательно через противопоставление видимой действительности. Мате-риально-чувственная природа (Пракрити) подчинена сансаре – колесе жизни, связанном сцепью рождений и переходом от одной формы существования к другой. Регулирование сан-сары осуществляется кармой как законом воздаяния, в соответствии с которым совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в предшествующих жизнях, определяет его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связано и понятие дхармы символизирующей универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой обеспечивает улучшение кармы и перерождение в более высоком состоянии. Высшей целью человеческого существования является мокша как религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы, человек получает возможность вырваться из колеса сансары и соединиться с абсолютными Брахманом-Атманом.

Формирование индийской философии относится к периоду VI–V вв. до н. э. Исторически это время связано с возникновением сильных арийских государств, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой структуры индийского общества и выдвижению кшатриев (воины, светские правители) на привилегированные политические позиции. Свое идеологическое отражение эти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и апелляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. В полемике с ними формируются шесть ортодоксальных школ, группирующиеся в дополняющие друг друга пары (вайшешика – ньяя, санкхья – йога, веданта – миманса). Содержательная специфика философских школ Древней Индии (даршан) представлена в таблице.

 

Школы Основатели и время их жизни Онтология Психология Гносеология Сотериология (учение о спасении)

Неортодоксальные школы (настика)

Джайнизм Вархамана (VI в. до н. э.), назван-ный Маха-вирой («Ве-ликий  ге-рой»)     и Джиной («Победи-тель») Две основные субстанции*: джива (душа, все живое) и аджива   (не-душа,  нежи-вое) Две   формы бытия  души (дживы): со-вершенное  и несовершен-ное, связанное с   материей (адживой)  и кармой Два вида по-знания: несо-вершенное (непосред-ственное    и опосредован-ное) и совер-шенное  (ин-туиция,  до-ступная толь-ко  освобож-денному от уз материи) Мокша как результат крайнего  ас-кетизма, обя-зательным элементом которого  яв-ляется  прин-цип  ахимсы (непричине-ние вреда жи-вому)
В.9   Буддизм Сиддхартха Гаутама (VI–V вв. до н.          э.), названный Буддой («Просвет-ленный») Основа мира –       пустота (шунья). Ви-димый мир и сансара обра-зуются вслед-ствие  волне-ния («зависи-мого возник- Отрицание субстанци-альности ду-ши (анатман) как вечного и неизменного начала Рассмотрение внешнего ми-ра как иллю-зии (майя) и акцент      на практике  со-зерцательного размышления (медитации) Учение о «че-тырех благо-родных исти-нах»:  1) о страдании (жизнь в мире полна страда-ний);  2) о причине стра-

 

    новения») дхарм (в буд-дизме – мель-чайшие пси-хофизические элементы, энергии).     даний (жела-нии);  3) о прекращении страданий (нирване); 4) о пути, веду-щем  к  пре-кращению страданий (восьмерич-ный путь)
Локаята (позднее название – чарвака) Брихаспати (легендар-ный мудрец, наставник богов) Мир образу-ется соедине-нием четырех элементов: земли,  воды, огня и возду-ха Отрицание бессмертия души и кар-мы. Человек и сознание про-изводны   от четырех  эле-ментов Ощущения как основной источник по-знания Смысл жизни – в достиже-нии счастья, понимаемом как наслажде-ние, удоволь-ствие

Ортодоксальные школы (астика)

Санкхья   Йога     Вайшешика   Ньяя     Веданта     Миманса Капила (ок. VII в. до н. э.)   Патанджа-ли (ок. I I в. д о н. э.)   Канада (III в. до н. э.)     Гаутама (ок. III в. д о н. э.)     Шанкара (VIII в.)   Джаймини Дуализм  ду-ховного нача-ла (Пуруши) и природно-материально-го      (Пракри-ти),  образо-ванного  со-единением трех гун (пси-хофизических энергий)     Субстанция (дравья)  как субстрат  ка-чества и дей-ствия.  Осо-бый интерес – учение     об атомах, опре-деляющих ха-рактеристики физических элементов  и объектов Брахман-Атман                как субстанци-альные осно- Сложная иерархиче-ская структу-ра       психики, образованная путем после-довательного проявления Пуруши      в гунной мате-рии   Иерархия психики вы-страивается «снизу»:  от чувственных способностей к интеллекту-альным. Ат-ман          (созна-ние, Я) зави-сит от тела     Высшее пси-хическое начало – ин-дивидуальный Три источни-ка познания: восприятие, логическое умозаключе-ние и свиде-тельство  ав-торитетов. Цель познания– очищение и просветление сознания     Четыре ис-точника по-знания:   вос-приятие, вы-вод, сравнениеи доказатель-ство. Разви-тие     логики как   условияистинного познания     Основной ис-точник позна-ния – священ-ные   тексты Мокша    как освобождение от гунной за-висимости. Три        пути   к освобожде-нию: джняна-йога (йогапо-знания); бхакти-йога (йога сердца) и карма-йога (йога      дей-ствия) Мокша    как освобождение Атмана (Я) от страдания (привязанно-стей,  жела-ний,  волне-ний)     Мокша     как результатаследования дхарме и со-

(ок. V в. до вания космоса н. э.)


атман    как элемент абсо-лютного


(веды, «Бха-гавадгита», «Брахмасут-ра»)


блюдения р и-туалов.


 

Религиозный характер древнеиндийской философии обусловил следующие ее суще-ственные особенности: 1) метафизическая (сверхприродная) направленность и идеалистиче-ская интерпретация действительности, ее психологизация и «виртуализация»; 2) традицио-нализм (апелляция к сакральным источникам, комментаторский характер текстов) и интра-вертность (обращенность к внутреннему опыту) как основные познавательные установки; 3) синтез философского знания и сотериологической практики спасения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.008 с.)