И универсалии культуры. Функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И универсалии культуры. Функции философии



В.6

Философия пользуется особыми понятиями – категориями (от греч. кategoria – высказы-вание; признак), т. е. наиболее общими (часто предельно общими) и фундаментальными по-нятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. Так, уже Аристотель («Категории») выделял такие категории, как сущ-ность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мир, но под особым углом зрения – лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметам и явлениям этого мира. Кате-гориальная структура мышления, с одной стороны, относительно устойчива, но, с другой стороны, и изменчива, конкретно-исторична, т. к. «откликается» на новые достижения чело-веческого познания. Кроме того, то или иное философское направление может отдавать предпочтение своему, специфическому набору категорий – так, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире), тоска, страх, ужас и др. (эти понятия, как правило, не рассматриваются в иных философских системах).

Как возникают философские категории? По мнению В. С. Степина, они появляются в со-знании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями – «ми-ровоззренческими универсалиями» (от лат. universalis – общий, всеобщий), или универсалия-ми культуры. Это – такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских ка-тегорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные), которыми руко-водствуется человек в своей деятельности («бытие», «время», «человек», «свобода» и т. д.). Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира, его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов:

1) общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от остального мира;

2) особенный – выражающий специфику смыслов конкретно-исторической эпохи;

3) групповой и личностный – соответствующие смыслам индивидуального опыта или со-циальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независи-мо друг от друга. Универсалии культуры выполняют в обществе следующие основные функции:

1) задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в «культурный багаж»;

2) образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи;

3) создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру.

Понятно, что эти функции взаимосвязаны в жизни человека, в его деятельности. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным

предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т. е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, пре-вращая их в особые идеальные объекты, в философские категории (поэтому те и другие мо-гут обозначаться одинаковыми понятиями). Кроме того, философия схематизирует универ-салии культуры, она включает в содержание своих категорий не все жизненные смыслы (скажем, личностного или группового опыта), сосредотачиваясь преимущественно на обще-человеческих смыслах и наиболее существенных свойствах и связях явлений. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых нет в сознании данной эпохи: например, культурная универсалия «движение» всегда отражала изменения лишь тех объектов, которые были известны культуре, а философская категория «движение», понимаемая как любое изме-нение, обозначает свойство и тех объектов, которые станут известны или могут возникнуть в будущем. В этом смысле философия выступает «наукой о возможных мирах» (В. С. Степин). Новые смыслы, открываемые философией, воплощаются в инновационные универсалии культуры и начинают транслироваться в ней, пока не найдут своего применения в различных формах культурного творчества.

Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обществе и культуре, сама участ-вует в них, выдвигая новые идеи и категориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризи-сов техногенной культуры, так важно выработать новые ценности и смыслы развития совре-менной цивилизации, новое понимание целей человеческой деятельности.

Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях:

· мировоззренческой – задает интегральный образ мира, формирует предельные основа-ния теоретические мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человече-ства;

· методологической – выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру;

· оценочно-критической – подвергает критическому анализу наиболее значимые явле-ния социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.006 с.)