Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Научное познание и его специфика
Научное познание сравнивается обычно с повседневным (обыденным), что позволяет вы-явить особенность исследовательской деятельности человека и зафиксировать ее существен-ные параметры. Основные различия между этими видами познания могут быть представлены в следующей таблице.
Критерии разграничения
| Обыденное познание
| Научное познание
| Субъект познания
| Любой человек, обладающий жи-тейским опытом и здравым смыс-лом
| Специалист, профессионально подготовленный человек, об-ладающий особыми знаниями и умениями
| Объект познания
| Предметы повседневной практики и материального производства
| Законы действительности. Объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а бу-дущей практикой
| Способ познания
| Практическая деятельность с ре-альными объектами, не использу-ющая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке
| Особый вид практики (науч-ный эксперимент) и мысли-тельная деятельность с идеаль-ными объектами, использую-щая специальные методы по-знания и выражающая свои ре-зультаты с помощью искус-ственного языка
| Результат познания
| Обыденное знание, не обладаю-щее принципиальной новизной и ограниченное внешними сторона-ми вещей
| Научное знание – принципи-ально новое знание о внутрен-них существенных свойствах вещей и явлений и законах их бытия.
|
Структура научного познания
В.48
Структура научного исследования (и, соответственно – научного знания) может быть представлена, прежде всего, следующими уровнями: эмпирическим, теоретическим и ме-татеоретическим. Каждый из указанных уровней отличается спецификой используемых им методов и соответствующей целостной методологией. Под методом обычно понимают сово-купность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Мето-дологию науки в предельно узком смысле слова можно определить как систему всех мето-дов, применяемых научным сообществом для решения исследовательских задач; в широком – как учение о методах.
Специфика этих уровней видна из предлагаемой таблицы:
Критерии
| Эмпирический уро-
| Теоретический
| Метатеоретический
| разграничения
| вень
| уровень
| уровень
| Предмет исследования
| Внешние свойства и связи объектов
| Внутренние суще-ственные связи и за-коны
| Общие характеристики объектов науки и спо-собов их познания
| Средства и методы исследования
| Практические опера-ции с объектом с по-мощью методов наблюдения, экспери-мента, измерения, сравнения
| Опосредованное изучение объекта путем мысленного эксперимента, идеа-лизации, формализа-ции, восхождения от абстрактного к кон-кретному и др.
| Дисциплинарная и фи-лософская рефлексия
| Результат исследо-вания (формы зна-ния)
| Эмпирические поня-тия, эмпирические факты, эмпирические зависимости, эмпири-ческое описание,
| Идеальные объекты, проблемы, гипотезы, теории
| Научные картины ми-ра,
Идеалы и нормы науки,
Философские основа-ния науки
|
Названным структурным компонентам научного исследования могут быть даны следу-ющие рабочие определения:
Эмпирический уровень
| Определения
|
Методы
| 1. Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое изучение объекта, в процессе которого формируется знание о его внешних свойствах и связях. Виды – прямое (непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и косвенное (с помощью технических средств) наблюдение;
2. Сравнение – процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами по существенным признакам. Виды - непосредственное и опосредованное (через третий объект как эталон);
3. Измерение – познавательная операция, в ходе которой определяется численное значение некоторой величины посредством единицы изме-рения. Виды – прямое и косвенное (величина определяется математи-ческим способом на основе величин, полученных прямым способом) измерение.
4. Эксперимент – активное исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или ставится в контролируемые усло-вия. Виды – натурный (операции с реальным объектом) и модельный (изучение материальной модели объекта); поисковый (направлен на сбор новой информации об изучаемой области) и проверочный (ори-ентирован на подтверждение или опровержение теоретического пред-положения).
| Формы знания
| 1. Эмпирический факт – фиксация того или иного отдельного свой-ства, события;
2. Эмпирическая зависимость – знание, отражающее определенные связи между фактами в той или иной группе явлений;
| Теоретический уровень
| Определения
| Методы
| 1 .Мысленный эксперимент – логические операции с идеальными объ-ектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента;
2. Идеализация – операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели;
3. Формализация – способ построения абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем (формул, графиков и т.д.);
4 В осхождение от абстрактного к конкретному – процедура синтеза отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта;
5. Аксиоматический – способ логического вывода теоретических по-ложений из некоторых базисных утверждений, принимаемых без до-казательства (постулатов, аксиом);
6. Гипотетико-дедуктивный – метод логического вывода из некото-рой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых за-тем опытной проверке;
7. Историко-логический – способ изучения эволюции объекта, направленный на выявление как специфики процесса (исторический аспект), так и его закономерностей, «логики процесса» (логический аспект).
|
Формы знания
| 1. Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании;
2. Гипотеза – вероятностное знание об изучаемом объекте, истинное значение которого не установлено;
3. Теория – достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющая объяснительную и предсказательную функ-ции.
|
Метатеоретический у ровень исследования вырабатывает обобщенное знание об объек-тах и способах их исследования и включает предметный (знание об исследуемом предмете) и рефлексивный (знание о способах исследования) аспекты. В широком смысле термин «мета-теоретический» означает предпосылочное знание, т. е. ту интеллектуальную среду, в которой функционирует профессиональное научное знание и разворачивается теоретическая деятель-ность ученого. В узкой трактовке метатеоретические знания сводятся к так называемым ос-нованиям научного поиска:
Метатеоретический уровень
| Определения
|
Основания научного поиска
| 1. Научная картина мира – интегральное видение изучаемой реаль-ности, формирующееся на определенных этапах развития научного познания путем синтеза знаний различных дисциплин (общенаучная картина мира) или какой-либо определенной фундаментальной науки (специальные картины мира);
2. Идеалы и нормы науки – обобщенные и идеализированные пред-ставления ученых о способах и результатах научного исследования, включающие эталоны объяснения и описания; доказательства и обос-нованности знания, его построения и организации;
3. Философские основаниянауки – базовые принципы, лежащие в ос-нове всей деятельности ученых, например, принципы объективности
|
| и познаваемости мира.
|
|