Социально-философские концепции власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-философские концепции власти



 

Под властью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществ-лять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др.) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и тех-нологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др.). Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон: субъектной и объектной, при этом именно субъект является доминирующей фигурой в таком взаимодействии, поскольку он определяет линию поведения объекта путем руководства, господства, мобилизации и др.; объект – выступает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готов-ность к подчинению находится в зависимости от: 1) качеств субъекта и объекта; 2) характера требований к объекту; 3) средств воздействия; 4) сложившейся ситуации.

Социально-философский анализ показывает, что власть обладает универсальной приро-дой (сущностью), ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и прони-зывает всю общественную систему (М. Фуко). Соответственно, пространство властных от-ношений может как суживаться до предельно малых размеров (семья, коллектив и др.), так и предельно расширяться (государство, международные институты и др.).

Эволюция социально-философских концепций властных отношений отражает специфику классических и неклассических интерпретаций власти, ее источников, природы, характера,


функций и др. Точкой отсчета классического подхода являются концепции Платона и Ари-стотеля, в которых власть анализируется через призму отношений «господство – подчине-ние» («господин – раб»), поскольку, по мнению Аристотеля, люди от рождения различаются тем, что одни из них предназначены к подчинению, а другие – к властвованию («Политика»). Впоследствии Н.. Макиавелли напишет, что при сохранении политического господства пра-витель должен «не быть, но казаться» и для реализации своих целей вправе применить лю-бые средства и методы. В теории общественного договора Т. Гоббс («Левиафан») душой государства объявляет власть и полагает, что те, кто ее олицетворяют, «благодаря полномо-чиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, …пользуются такой огром-ной сосредоточенной в нем силой и властью», что способны «направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов», т. е. право отождествляет-ся с силой. Дж. Локк («Трактаты о государственном правлении») уже с позиции либерализма обосновывает принципы разделения властей, народного суверенитета и др., тем самым право ассоциирует с законом.

Принципиальное значение имеет позиция М. Вебера, разработавшего концепцию легити-мации господства: господство – это способ переноса воли властвующего при помощи прика-за и средство для достижения целей. М. Вебер выделяет три типы легитимации господства (см. таблицу 12):

Таблица 12

 

Типы господства Мотивы подчинения Тип социального действия Характер отношений между господином и под-чиненным Носители властных полномочий
Легальное Частный  инте-рес Целерациональный (разумно  понятый интерес) Безличный (подчи-няются законам) Бюрократия как инстру-мент рацио-нального господства
Традиционное Привычка, традиция Преданность    (ре-зультат  сакрализа-ции   исторически существующих по-рядков, нравов  и власти, пиетета пе-ред последней) Личный (обеспечи-вает  продвижение по  иерархической лестнице, назначе-ние на должности) Слуги   как. лично  зави-симые    от господина люди  (из-за отсутствия формального права)
Харизматиче-ское (от греч. харизма - «бо-жественный дар») Новизна, необычность Преданность (обу-словлена   эмоцио-нальностью и при-знанием  экстраор-динарных  способ-ностей харизматика) Личный (строится на основе веры в силу   уникального дара господина) Чиновники, лично   пре-данные руко-водителю– харизматику

 

Неклассический подход отличается тем, что он отходит от критерия «господство– подчинение» при анализе властных отношений и рассматривает их в более широком смысле, показывая их «вездесущность».. Источник такого подхода связывают с творчеством Ф. Ницше («Воля к власти»), поскольку он исследует генеалогию власти («жизнь есть воля к власти»), что стимулировало появление ряда новых концепций – М. Фуко («Порядок дискур-са»), Э. Канетти («Масса и власть»), А. Тоффлера («Метаморфозы власти»), П. Бурдье («Со-циология политики») и др. М. Фуко вводит новое понятие власть-знание, обозначающее


знание, которое предопределено целями и задачами власти, формирующей свои объекты. Власть уже выходит за рамки дисциплинарных институтов (тюрьмы, казармы, колледжи и т. п.) и охватывает собой все общество, любые отношения между людьми вплоть до интим-ных.. Она симметрично располагается на всех уровнях функционирования социального тела и видит свою легитимность в эффективном управлении его жизнью. В теории социальной системы Н. Луман власть определяет как символически обобщенное средство коммуника-ции, т. к. все социальные системы состоят из коммуникаций. Коммуникация это выбор ин-формации, решение о сообщении и понимание как избирательный акт. Здесь власть деперсо-нифицирована, т. е. она не приписывается одному из партнеров в качестве его определенной способности. В роли функциональных эквивалентов усиления и распределения власти Н. Луман рассматривает справедливость в применении власти, предвосхищение ее решений, доверие в социальной системе и др.

В обществе функционируют разные виды власти: экономическая (контроль и распределе-ние материальных ресурсов и благ); социальная (распределение позиций в социальной иерархии); информационная (манипулирование сознанием и поведением людей), политиче-ская (влияние на характер деятельности личности, социальной группы или общества) и др. Особое место занимает понимание специфики власти в политической сфере, в частности, П. Бурдье подчеркивает, что главное в политической игре на сегодняшний день – это монопо-лия на производство и распространение политических представлений и мнений(поскольку именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим парти-ям и правящим группировкам), а не монополия на использование таких ресурсов как финан-сы, право, армия и т. п.). Политическая власть призвана сохранять социальную стабиль-ность, разрешать конфликты и достигать общественного консенсуса и т.п..В качестве ос-новных характеристик политической власти называют суверенитет, публичность, воля, ав-торитет, принуждение. Она осуществляется через совокупность государственных и негосу-дарственных общественных институтов, правовых норм и отношений, которые составляют политическую систему общества, основными элементами которой являются государство, политические партии, общественные организации и движения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)