Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис науки и основные этапы ее развития

Поиск

 

В истории науки выделяют два этапа ее развития: преднауку и науку в современном зна-чении этого слова. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоениеявлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практическом опыте. В наиболее яркой форме она проявилась в странах Древнего Востока – Египте, Вавилоне, Ки-тае. Для этой формы освоения мира характерно наличие ряда достоверных знаний о реально-сти – например, в Древнем Китае задолго до нашей эры умели рассчитывать периоды сол-нечных и лунных затмений. Вместе с тем, в преднауке знание выступает результатом лишь индуктивного обобщения практического опыта. Оно существует преимущественно на эмпи-рическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематич-ность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения.

Для научного знания характерно – в отличие от преднауки – следующее: оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, направ-лено на поиск сущности не совпадающей с явлением. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.

В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки:

1) как форма знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. до н. э.) – в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике);

2) Как специализированная профессиональная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв., когда происходит становление математического и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистиче-ской экономики, децентрализацией власти, религиозной реформацией, обеспечившей санк-цию на развитие научной деятельности. В это время в Европе возникают: академия Линчеи (Италия, 1603), Лондонское Королевское общество (1660), Парижская академия наук (1664 г.), Берлинское научное общество (1700) и др., ученые объединяются в научные сообщества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения в виде письменной или устной коммуникации – на смену «письмам к друзьям», в которых излагалась научная ин-формация, пришли книги, статьи, позднее научные журналы, хрестоматии, справочники, эн-циклопедии, учебники. Сегодня – это мировая информационная сеть, отличающаяся опера-тивностью, адресностью, обратной связью и т. д.

В развивающейся науке (прежде всего – естествознании) можно также выделить три эта-па, различающихся типом рациональности знания (под научной рациональностью понимают соответствие нормативной методологии, принятой научным сообществом, и наиболее зна-чимым культурным ценностям).

Классическая н аука (XVII – конец XIX) считала, что содержание научного знания опре-деляется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами. Подоб-ная рациональность сформировалась на основе законов классической механики и до сих пор вполне приемлема для изучения сравнительно простых систем.

Неклассическая н аука (конец XIX – первая половина XX вв.) сложилась на основе веро-ятностных представлений новой физики (в первую очередь – квантовой). В рамках ее рацио-нальности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объ-ектом, но и спецификой методов его исследования. Данный тип рациональности является сегодня ведущим при изучении так называемых «больших систем», включающих значитель-ное количество элементов и сложную совокупность отношений между ними.

Постнеклассическая н аука (возникает в последнюю треть XX в.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гуманитарных факторов в развитии и функционирова-нии современной науки. Особенно значимо это обстоятельство для исследования наиболее сложных, саморазвивающихся систем (например экологических) и так называемых «челове-коразмерных», т. е. включающих человека, коллективы людей, общество в целом. В этомслучае научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную дея-тельность ученого

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.009 с.)