Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис науки и основные этапы ее развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории науки выделяют два этапа ее развития: преднауку и науку в современном зна-чении этого слова. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоениеявлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практическом опыте. В наиболее яркой форме она проявилась в странах Древнего Востока – Египте, Вавилоне, Ки-тае. Для этой формы освоения мира характерно наличие ряда достоверных знаний о реально-сти – например, в Древнем Китае задолго до нашей эры умели рассчитывать периоды сол-нечных и лунных затмений. Вместе с тем, в преднауке знание выступает результатом лишь индуктивного обобщения практического опыта. Оно существует преимущественно на эмпи-рическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематич-ность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения. Для научного знания характерно – в отличие от преднауки – следующее: оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, направ-лено на поиск сущности не совпадающей с явлением. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового. В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки: 1) как форма знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. до н. э.) – в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике); 2) Как специализированная профессиональная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв., когда происходит становление математического и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистиче-ской экономики, децентрализацией власти, религиозной реформацией, обеспечившей санк-цию на развитие научной деятельности. В это время в Европе возникают: академия Линчеи (Италия, 1603), Лондонское Королевское общество (1660), Парижская академия наук (1664 г.), Берлинское научное общество (1700) и др., ученые объединяются в научные сообщества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения в виде письменной или устной коммуникации – на смену «письмам к друзьям», в которых излагалась научная ин-формация, пришли книги, статьи, позднее научные журналы, хрестоматии, справочники, эн-циклопедии, учебники. Сегодня – это мировая информационная сеть, отличающаяся опера-тивностью, адресностью, обратной связью и т. д. В развивающейся науке (прежде всего – естествознании) можно также выделить три эта-па, различающихся типом рациональности знания (под научной рациональностью понимают соответствие нормативной методологии, принятой научным сообществом, и наиболее зна-чимым культурным ценностям). Классическая н аука (XVII – конец XIX) считала, что содержание научного знания опре-деляется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами. Подоб-ная рациональность сформировалась на основе законов классической механики и до сих пор вполне приемлема для изучения сравнительно простых систем. Неклассическая н аука (конец XIX – первая половина XX вв.) сложилась на основе веро-ятностных представлений новой физики (в первую очередь – квантовой). В рамках ее рацио-нальности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объ-ектом, но и спецификой методов его исследования. Данный тип рациональности является сегодня ведущим при изучении так называемых «больших систем», включающих значитель-ное количество элементов и сложную совокупность отношений между ними. Постнеклассическая н аука (возникает в последнюю треть XX в.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гуманитарных факторов в развитии и функционирова-нии современной науки. Особенно значимо это обстоятельство для исследования наиболее сложных, саморазвивающихся систем (например экологических) и так называемых «челове-коразмерных», т. е. включающих человека, коллективы людей, общество в целом. В этомслучае научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную дея-тельность ученого
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.009 с.) |