Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы: 1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности); 2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, назы-вают законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на: 1) основные (раскрывают сущность развития); 2) неосновные (дополняющие картину развития). Основные законы диалектики: 1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (вы-ясняет источник развития); 2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм раз-вития); 3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между – причиной и следствием; н еобходимостью и случайностью; возможностью и действи-тельностью; содержанием и формой, частью и целым; сущностью и явлением. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г. Хакен, И. Приго-жин, С. Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самооргани-зации: так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступа-ет не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное вза-имодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, не-обратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Исторические и современные формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает "искусство вести беседу", и его первоначальное упо-требление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалекти-кой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диало-ге. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мыш-ления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику во-обще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется тра-диция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышле-ния. В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немец-кой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию разви-тия и универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречиво-сти бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принци-пах взаимосвязи и развития. В марксистской философии различают: 1) объективную диалектику – диалектику природы и общества; 2) субъективную диалектику – диалектику мышления. Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалекти-ку античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказывались и в филосо-фии Средневековья и Возрождения. В отличие от классических эталонов целый ряд «неклассических диалектик» не ставил своей задачей создание универсальной системы диалектических понятий и теорий, описы-вающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т. п.) – для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества. Среди них можно выделить следующие основные проекты: · «э кзистенциальная диалектика» – ее истоки лежат в философии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего, по крайней мере, два ведущих противоречия человеческого бы-тия (его экзистенции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единич-ным – индивидуальным существованием, которое не охватывается полностью никаким зако-ном; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Второе состоит в том, что чело-век в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отноше-ния с другими людьми и т. д.; в такое время он просто не задумывается о своем существова-нии и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические мо-менты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенно-стью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены совершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие. В ХХ в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние противоречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «пограничных ситуациях» (ситуацях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Противоречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и ненависти и т. д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоян-ным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий. · «критическая д иалектика» (З. Марк, А. Либерт и др.) возникает в 20- годы ХХ в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия пред-ставляет, по Либерту, «конструктивный принцип критицизма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения; · «трагическая диалектика» (А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении про-тиворечий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства обществен-ной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идеенеразрешимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагич-ной; · «негативная диалектика» – концепция группы мыслителей Франкфуртской школы (30-е гг. ХХ в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей существую-щую реальность. Такая теория – и соответствующий ей критический метод мышления – ба-зируется на диалектических категориях противоречия и отрицания. Благом для общества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отношений господства, царящих в современном обще-стве. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» – потреби-теля, у которого отсутствует критическое отношение к реальности и не способного разре-шить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих цен-ностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегриро-ваться в социум – безработные, студенты, национальные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания – будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека куль-турой и цивилизацией. Список представленных проектов диалектики не является завершенным, значимы и иные ее версии – «парадоксальная диалектика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалек-тическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.012 с.) |