Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики



 

В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы:

1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, назы-вают законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на:

1) основные (раскрывают сущность развития);

2) неосновные (дополняющие картину развития). Основные законы диалектики:

1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (вы-ясняет источник развития);

2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм раз-вития);

3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между –

причиной и следствием; н еобходимостью и случайностью; возможностью и действи-тельностью; содержанием и формой, частью и целым; сущностью и явлением.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г. Хакен, И. Приго-жин, С. Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самооргани-зации: так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступа-ет не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное вза-имодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, не-обратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.

Исторические и современные формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает "искусство вести беседу", и его первоначальное упо-требление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалекти-кой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диало-ге. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мыш-ления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику во-обще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется тра-диция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышле-ния. В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немец-кой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию разви-тия и универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречиво-сти бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принци-пах взаимосвязи и развития.

В марксистской философии различают:

1) объективную диалектику – диалектику природы и общества; 2) субъективную диалектику – диалектику мышления.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалекти-ку античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказывались и в филосо-фии Средневековья и Возрождения.

В отличие от классических эталонов целый ряд «неклассических диалектик» не ставил своей задачей создание универсальной системы диалектических понятий и теорий, описы-вающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т. п.) – для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.

Среди них можно выделить следующие основные проекты:

·           «э кзистенциальная диалектика» – ее истоки лежат в философии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего, по крайней мере, два ведущих противоречия человеческого бы-тия (его экзистенции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единич-ным – индивидуальным существованием, которое не охватывается полностью никаким зако-ном; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Второе состоит в том, что чело-век в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отноше-ния с другими людьми и т. д.; в такое время он просто не задумывается о своем существова-нии и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические мо-менты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенно-стью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены совершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие.

В ХХ в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние противоречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «пограничных ситуациях» (ситуацях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Противоречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и ненависти и т. д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоян-ным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий.

·           «критическая д иалектика» (З. Марк, А. Либерт и др.) возникает в 20- годы ХХ в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия пред-ставляет, по Либерту, «конструктивный принцип критицизма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения;

·           «трагическая диалектика» (А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении про-тиворечий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства обществен-ной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идеенеразрешимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагич-ной;

· «негативная диалектика» – концепция группы мыслителей Франкфуртской школы (30-е гг. ХХ в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей существую-щую реальность. Такая теория – и соответствующий ей критический метод мышления – ба-зируется на диалектических категориях противоречия и отрицания. Благом для общества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отношений господства, царящих в современном обще-стве. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» – потреби-теля, у которого отсутствует критическое отношение к реальности и не способного разре-шить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих цен-ностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегриро-ваться в социум – безработные, студенты, национальные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания – будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека куль-турой и цивилизацией.

Список представленных проектов диалектики не является завершенным, значимы и иные ее версии – «парадоксальная диалектика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалек-тическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.006 с.)