Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитическая стратегия в современной философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1950-е гг. понятие неопозитивизма заменяется понятием «аналитическая филосо-фия», частью которой становится лингвистическая философия. Она отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в т. ч. когда он применяется при формулиров-ке философских понятий. Таким образом, неопозитивизм стал основанием для аналитиче-ской стратегии философствования. Аналитическую философию определяют как доминирующее направление в англо-язычных странах XX века, исследующее феномен языка и моделирующее особый стиль фи-лософского мышления, основанный на примате естественнонаучной строгости и яс-ности. В то же время – это определенный стиль философского мышления, предполагающий строгость и точность языка. Для достижения этих целей аналитическая философия ис-пользует средства формальной логики, данные сопряженных наук. При всей дискуссионности вопроса об исторической предтече аналитического движения можно сказать, что с к. XIX – н. XX вв. сдвиг в лингвистическую сферу связан с работами Г. Фреге, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, актуализировавших новую постановку во-просов: «Что есть язык?», «Что значит «существовать» в языке и каковы границы его упо-требления?», «Есть ли точка соприкосновения языка с миром?», «Возможно ли создание универсального логического языка?». С точки зрения раннего Л. Витгенштейна, мир – это совокупность фактов, а не вещей, «мысль – логическая картина факта», «в предложении мысль выражается чувственно воспринимаемым способом», «целокупность предложений – язык», «предложение – картина действительности», но только если оно «логически структу-рировано». Однако «язык переодевает мысли» до такой степени, что «внешняя форма одеж-ды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли», поэтому в компетенцию филосо-фии и входит «логическое прояснение мыслей» для достижения ясности предложений. С этим связана и проблема установления пределов «выражения мысли», между тем, что «мо-жет быть сказано ясно», т.е. предстать в логически отчетливой форме знания о мире, и тем, что в принципе логически невыразимо («Логико-философский трактат»,1918 г.). Содержательными чертами аналитической философии выступают: 1. «Лингвистический поворот» – перевод философских проблем в сферу языка и ре-шение их на основе анализа языковых средств и выражений (Л. Витгенштейн). 2. «Семантическое восхождение» - акцентированное внимание на проблеме языкового значения, чем и призвана заниматься философия как аналитическая деятельность. 3. «Методологический уклон» – противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, его использование с целью превращения философии в «строгое», «аргументированное» знание. Задача философской деятельности – ясность, ана-литическая артикулированность, рациональная прозрачность содержания мышления. 4. Тенденция к «нейтрализму» – освобождение от историко-философских предпосы-лок: размывание границ между философскими и частнонаучными проблемами (лингвистиче-скими, логическими, методологическими, научными). Аналитическая философия начинает формироваться с критики основополагаю-щих принципов классической философии, как утратившей статус теории: а) субстанциализ-ма, б) тождества бытия и мышления, в) парадигмальной уверенности в беспредпосылочно-сти философского знания. Особенностями аналитической философии можно считать не только важность феномена языка, но и определенные методологические принципы, основанные на примене-нии четкой логической техники анализа: 1) скрупулезная описательность; 2) критико-аналитическая деятельность; 3) претензия на статус метатеории; 4) детерминация способа познания способом выражения (языком, действием). Также аналитическую философию от-личает наличие общей идеи: построение языка, адекватного реальности, определяющей вектор развития всего аналитического знания в целом. Если на раннем этапе становления аналитической философии задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка, то в позднеаналитический период в ней про-исходит своеобразный «прагматический поворот», связанный с идеей о том, что подлинное значение терминов и высказываний обнаруживается в контексте реальной языковой практи-ки. В этом ракурсе важна концепция «языковых игр» (Л. Витгенштейн), показавшая, что значение слов определяется их употреблением (проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т. д.), и теория речевых актов Дж. Остина и Д. Серля, трактующая их как интен-циональные действия говорящего и др. Проблемное поле аналитической философии постепенно расширяется, т. к. анализ языка не сводится к его репрезентативной функции (что характерно для логического позити-визма), поскольку язык – не некая реальность, параллельная действительности, не зеркальное отражение мышления человека, а сложная многофункциональная система, обеспечивающая общение между людьми и смысловое понимание в интерсубъективном процессе. Тем самым, ведущее значение придается коммуникативной функции языка (Л. Витгенштейн, У. Селларс, У. Куайн).
Марксизм и его статус
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.01 с.) |