Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические формы позитивистской философии
Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы: I. К л ассический позитивизм, возникший в первой половине ХIХ в. в период формирова-ния дисциплинарной науки (физики, биологии, химии, и др.), представляют О. Конт (I798– I857), Дж. Милль (1806 – 1873) и Г. Спенсер (1820 –1903). Его основные идеи: 1) подлинно научное («позитивное») знание может быть получено лишь специальными (прежде всего — естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретиче-ском осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истин-ных» научных утверждений, т. к. она основывается на общепризнанных фактах; 2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук – систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективно-го знания о мире. В этой связи О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человече-ства: т еологическую (фиктивную), метафизическую (абстрактную) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «поче-му?». Идеалом признается описательная модель научного знания, цель которой выражена Контом в тезисе: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» («Курс пози-тивной философии»). II. Эмпириокритицизм (от греч. – критика опыта) – возникает в конце XIX - начале XX вв. Его представители – Р. Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916) – полагали, что науч-ное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью фи-зического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки – это средства ее достижения. Критическое отношение к научному опыту связано с тем, что познание объекта зависит от субъективных установок самого уче-ного. Согласно принципу «экономии мышления», понятия, законы и теории лишены объек-тивного содержания, они – продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др.), должны быть исключены из языка науки.
III. Развивающееся естествознание показало недостаточность методологических ресур-сов эмпириокритицизма, т. к. физика микромира обнаружила отсутствие чувственно-наглядных образов объекта познания, появление в структуре теории понятий, выступающих результатом свободного творчества ученого, а не обобщением эмпирических данных, и др.. В результате возникли такие проблемы, как: роль философии в построении и развитии тео-рии; осмысленность научных утверждений; возможность опытной проверки абстрактных терминов; соотношение содержательных и формальных компонентов теории и др. На реше-ние этих проблем и начал претендовать неопозитивим (формируется в 20-х гг. XX в. в форме логического позитивизма – М. Шлик, Р. Карнап, Г. Райхенбах и др.). Идеальным средством для решения этих проблем был объявлен логический анализ научного знания. Теоретической и методологической программой такого анализа выступила концепция значения и эмпириче-ской осмысленности научных утверждений. Одним из пунктов реализации этой программы стала еще более жесткая демаркация между «метафизикой» и «позитивной философией» с целью изгнать из науки все псевдопроблемы, которые противоречат опытному познанию и не могут служить «общим основанием для специальных наук» (А. Дж. Айер). Основные принципы логического позитивизма: верификации – только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную про-верку; физикализма – теоретические предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук; конвенционализма – в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения (конвенции), выбор которых осуществляется в соответствии с критериями полезности, удоб-ства, простоты и др. Во второй половине ХХ в. интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции «языковых игр» Л. Витгенштейна. Если на первом этапе задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка – очищением его от псевдопроблем, которые ставят философия, религия, этика и др., то на втором, согласно концепции «языковых игр», значение слов определяется их употреблением. Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответ-ствии с правилами языка, спецификой ситуации и т. д., так как высказывание – часть дея-тельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений.
IV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60 -70 гг. ХХ в. и пе-реключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924 -1994) и др. Общим для всех концепций постпозитивизма является: – изучение динамики научного знания; – реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска; – исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного зна-ния. На основе этих подходов постпозитивистами был получен ряд инновационных результа-тов. Основные из них: 1. Природа и статус научного знания. Для того, чтобы отличать научное знание от нена-учного, К. Поппер предложил принцип фальсификации: лишь такое знание можно считать научным, которое хотя бы мысленно допускает свое опровержение. Любая теория принима-ется учеными не потому, что она получила, якобы, окончательное подтверждение, а лишь потому, что ее пока еще не удалось опровергнуть. Поэтому научное знание всегда носит предположительный характер, и оно не столько истинно, сколько лишь правдоподобно. К тому же, полагает П. Фейерабенд, любое научное знание несет на себе отпечаток исто-рической эпохи, и в этом смысле оно уже неоднозначно. Иные знания человека (обыденные, религиозные и т. д.) можно считать равноправными с научными, т. к. «для объективного по-знания необходимо разнообразие мнений» («Против методологического принуждения»). 2. Субъект научного знания. Науку следует характеризировать, как показал Т. Кун, не только как систему знаний, но и как деятельность научных сообществ. Они представляют собой группы ученых, получивших сходную профессиональную подготовку и придержива-ющихся общих теоретических принципов. В основе деятельности научного сообщества лежат определенные базисные формы науч-ных знаний, регулирующие и направляющие исследовательский поиск. Т. Кун такой основой считает парадигму (греч. – пример, образец) – систему наиболее общих дисциплинарных, методологических и философских знаний, которых придерживается любой ученый, входя-щий в данное научное сообщество («Структура научных революций»). И. Лакатос этой осно-вой называет научно-исследовательскую программу – совокупность общих идей и принци-пов, остающихся стабильными на всех этапах научного исследования («Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»). М. Вартофский включает в подобное базисное знание и метафизику (философию), поскольку она «есть эвристика для науки бла-годаря тому, что она создает основные модели научного понимания» («Эвристическая роль метафизики в науке»). 3. Динамика научного знания. Его развитие сводится в основном к следующему: а) происходит движение от некоторой исходной проблемы через ее предположительное теоретическое решение и экспериментальную проверку к новым проблемам;
б) в этом процессе возникает, как правило, не одна, а несколько теорий, конкурирующих между собой – П. Фейерабенд называет такой рост знания пролиферацией (размножением) теорий, которая благотворна для развития науки; в) в эволюции науки чередуются два основных этапа: «нормальной науки» и «научной ре-волюции». На первом в науке господствует определенная парадигма (или научно-исследовательская программа), а накапливающиеся новые знания лишь подтверждают ее. Но появляющиеся новые факты, противоречащие прежней парадигме («аномалии»), рано или поздно разрушают ее, что приводит, в конечном счете, к появлению новой парадигмы: такая смена и есть научная революция. 4. Методы научного исследования. Признание плюрализма научных теорий означает, как следствие, идею использования в научном поиске вариативной методологии. Научное творчество, утверждает П. Фейерабенд, несовместимо с привязанностью ученого к какому-то одному, привычному методу исследования. В научном поиске «допустимо все» (anything goes) – обращение к любым идеям, даже таким, которые могут казаться устаревшими или абсурдными, т. е. необходим переход от «фиксированной методологии» к «методологиче-скому анархизму» (или, по крайней мере, к толерантному отношению к «нестандартным» подходам в научном поиске). Постпозитивизм продолжает сегодня развиваться в направлении все более полного ана-лиза многообразных социокультурных факторов научной деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.) |