Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Немецкая классическая ф илософия и ее место в историко-философской традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.23
Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой вре-менной промежуток (основные произведения выходят в 1770 –1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724–1804), И. Г. Фихте (1762 –1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775 –1854), Г. В. Ф. Гегель (1770 –1831) и Л. Фейербах (1804 –1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала: 1) высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориенти-рованной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки, представлены основные онтологические и гносеологические программы классики); 2) преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положе-ний (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейерба-ха) стали основанием для развития новых философских стратегий. Н. К. Ф. отличает как разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха), так и несомненная преемственная связь между ними. Для отражения специфики и значимости этой традиции особую роль играет творчество Канта и Гегеля, с именами которых связано начало и завер-шение немецкого трансцендентализма.
В.24 Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеоло-гии, усматривающей истину в объективной действительности, и обосновывает необходи-мость критического исследования самого разума как источника познания. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к следующим выводам: · человеческое познание, начинающееся с определенного вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть, в силу чего знание производно не столько от объек-та, сколько от субъекта; · объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, – это мир «вещей-в-себе», т. е., существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены), в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна; · возможность научной истины (в математике и физике) обеспечивается наличием априорных (доопытных) форм чувственности и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы сознания, которые, существуя независимо от опыта восприятия или рассуждения (до всякого опыта), организуют его в соответствии с единой матрицей, обеспечивая тем самым универсальность научных истин. Априорные формы и катего-рии образуют трансцендентальные (от лат. переступать, т. е. выходящие за границы эмпирического, опытного) основания разума и познания; · метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоре-тического разума (для науки эти концепты избыточны в силу их недоказуемости), а практического, поскольку их решение значимо для определения смысла и целей чело-веческого существования и поведения. При этом высшим нравственным законом, со-гласно Канту, выступает априори заданный категорический императив, предписыва-ющий поступать человеку в соответствии с моральным долгом, но не личными эгои-стическими стремлениями. Свою философию Кант назвал «новым коперниканским поворотом», поскольку он сме-стил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность чело-веческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам, но одно-временно указал и на его ограниченность. Утверждая трансцендентально-всеобщий характер оснований разума и познания, Кант, однако, оставил без внимания вопрос об их источнике. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля выстраивается как попытка ответа на вопрос об осно-вании и механизмах генезиса трансцендентальных истин.
В.25 Идеалистическая д иалектика Гегеля стала наиболее грандиозным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Говоря о том, что «философия должна сделать предметом мышления само мышление», он в качестве началь-ной точки отсчета берет Абсолютную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как «первоэлемент» мышления, но и как его цель, поскольку познание (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея «опредмечивает», объективирует себя в действительности, являющейся «инобытием идеи». Соответственно, «все действительное разумно, все разумное действительно». Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом: 1. Логика: кон-кретизирует развитие идеи в «стихии чистого мышления». Абсолютная идея раскрывает свое содержание через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга категорий (пре-дельно общих понятий). Логика развития подчинена здесь принципу триады: тезис ® анти-тезис ® синтез (Т®А®С) Исходной точкой является понятие бытия как самое общее и, од-новременно, самое бедное (Т); бытие переходит в ничто (А), посредством которого оно себя конкретизирует и проявляет; их синтезом является определенное наличное бытие, нечто. Бу-дучи определенностью, оно обладает качеством (Т¢), которое переходит в количество (А¢) как «снятое качество». Единством качества и количества является мера (С¢) и т. д. Фактически в «Науке логики» Гегель представил генетически взаимосвязанную систему философских ка-тегорий, показав механизмы их развертывания и взаимопереходов. 2. Философия природы: антитезис по отношению к Логике, поскольку здесь идея пе-реходит в свое инобытие. С именем Гегеля иногда связывают одну из первых версий диалек-тики природы (основные стадии развития природы у него – это механика, физика, органика), что не совсем корректно. Для Гегеля развитие в природе происходит не само по себе, но бла-годаря внесению (отчуждению) туда идеи как определенной идеальной цели и проекта раз-вития. Вместе с тем Гегель одним из первых попытался соединить имеющийся научный ма-териал в генетической последовательности. 3) Философия духа: идея возвращается к себе из инобытия (С) посредством человека и истории. Развитие духа Гегель рассматривает как процесс его самоосвобождения от всего наличного и эмпирически зависимого. Первой стадией развития духа, описывающей разви-тие форм сознания от чувственности до интеллекта и свободной воли, является субъектив-ный дух (антропология, феноменология, психология). Вторая стадия – объективный дух («Философия права»), в рамках которой свободная воля индивида восходит до всеобщности. Основные ее стадии: а) абстрактное право как право собственности; б) мораль (право субъ-ективной воли на определение добра и зла); в) нравственность как организация социального поведения индивидов (три формы развития нравственного духа: семья, гражданское обще-ство и государство как высшая «действительность нравственной идеи» в силу ее всеобщно-сти для того или иного народа). Подлинное осуществление объективного духа происходит в истории. «Философия истории» рассматривается им как прогресс в осознании свободы. Схе-ма мировой истории при этом выглядит следующим образом: восточные государства – сво-боден один (правящий деспот); греко-римский мир – свободны некоторые; германский мир (Западная Европа после крушения Рима и принятия христианства) – все свободны. История, так же, как и природа, осуществляется через проекцию в нее духовного начала (историей движут идеи, но они появляются тогда, когда они необходимы). Значимое место в филосо-фии истории Гегеля занимает концепт «хитрости Мирового разума»: человеку кажется, что он свободен и действует сам, однако это не более, чем иллюзия, внушенная ему Мировым разумом. В действительности, развитие идей (духа) происходит безотносительно к человеку, а великая личность появляется лишь в меру исторической необходимости, востребованной духом. Третья стадия диалектики духа – абсолютный дух, в рамках которого мировой дух истории восходит до осознания абсолютной истины. Основными ступенями его осуществле-ния выступают: искусство (красота как чувственное отражение идеального); религия (откро-вение идеального); философия (познание идеального). В «Лекциях по истории философии» Гегель рассматривает историю человеческой мысли как историю самопознания духа. Пола-гая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии. Философия Гегеля имела огромный резонанс в культуре своего времени. С одной сто-роны, стройность системы, энциклопедически вобравшей в себя основные достижения всей предшествующей философии, науки, культуры. С другой стороны, новый метод познания, названный Гегелем диалектическим в противовес предшествующей метафизике, ориентиро-ванной на рассмотрение мира в его неизменных и абсолютных характеристиках. На после-дующее развитие философии основное влияние оказала не столько система, сколько диалек-тический метод Гегеля. К характеристикам гегелевской диалектики необходимо отнести следующие: · представление о существовании объективных законов развития в природе, обществе, культуре; · учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникнове-ния и разрешения противоречий (триада: тезис – антитезис – синтез); · разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д.); · идеалистический характер диалектики (природные и исторические процессы произ-водны от логики саморазвития Абсолютной идеи); · абсолютизация триады и финалистский характер развития. Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелев-ском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум «природе человека». Затем на основе крити-ки Гегеля начинают формироваться новые неклассические стратегии философствования (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм). _____________________________________________________ ТЕМА 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.011 с.) |