Немецкая классическая ф илософия и ее место в историко-философской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая ф илософия и ее место в историко-философской традиции



 

В.23

 

Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой вре-менной промежуток (основные произведения выходят в 1770 –1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724–1804), И. Г. Фихте (1762 –1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775 –1854), Г. В. Ф. Гегель (1770 –1831) и Л. Фейербах (1804 –1872). Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:

1)          высшей формой развития классической рационалистической традиции, ориенти-рованной на разум как принцип организации действительности и механизм ее познания (здесь максимально последовательно осуществлен идеал построения философии как строгой науки, представлены основные онтологические и гносеологические программы классики); 2)      преддверием неклассического типа философствования, поскольку ряд ее положе-ний (критицизм Канта по отношению к разуму, диалектика Гегеля, антропологизм Фейерба-ха) стали основанием для развития новых философских стратегий.

Н. К. Ф. отличает как разнообразие философских позиций (дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха), так и несомненная преемственная связь между ними. Для отражения специфики и значимости этой традиции особую роль играет творчество Канта и Гегеля, с именами которых связано начало и завер-шение немецкого трансцендентализма.

 

В.24

Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеоло-гии, усматривающей истину в объективной действительности, и обосновывает необходи-мость критического исследования самого разума как источника познания. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к следующим выводам:

· человеческое познание, начинающееся с определенного вопроса или предположения, всегда активно по отношению к природной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть, в силу чего знание производно не столько от объек-та, сколько от субъекта;

· объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, – это мир «вещей-в-себе», т. е., существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены), в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна;

· возможность научной истины (в математике и физике) обеспечивается наличием априорных (доопытных) форм чувственности и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы сознания, которые, существуя независимо от опыта восприятия или рассуждения (до всякого опыта), организуют его в соответствии с единой матрицей, обеспечивая тем самым универсальность научных истин. Априорные формы и катего-рии образуют трансцендентальные (от лат. переступать, т. е. выходящие за границы эмпирического, опытного) основания разума и познания;

· метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоре-тического разума (для науки эти концепты избыточны в силу их недоказуемости), а практического, поскольку их решение значимо для определения смысла и целей чело-веческого существования и поведения. При этом высшим нравственным законом, со-гласно Канту, выступает априори заданный категорический императив, предписыва-ющий поступать человеку в соответствии с моральным долгом, но не личными эгои-стическими стремлениями.

Свою философию Кант назвал «новым коперниканским поворотом», поскольку он сме-стил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность чело-веческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам, но одно-временно указал и на его ограниченность. Утверждая трансцендентально-всеобщий характер оснований разума и познания, Кант, однако, оставил без внимания вопрос об их источнике. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля выстраивается как попытка ответа на вопрос об осно-вании и механизмах генезиса трансцендентальных истин.

 

В.25

Идеалистическая д иалектика Гегеля стала наиболее грандиозным проектом Н. К. Ф. и философского рационализма в целом, где в рамках единой целостной системы представлена универсальная логика становления и развития разума, природы и истории. Говоря о том, что «философия должна сделать предметом мышления само мышление», он в качестве началь-ной точки отсчета берет Абсолютную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как «первоэлемент» мышления, но и как его цель, поскольку познание (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея «опредмечивает», объективирует себя в действительности, являющейся «инобытием идеи». Соответственно, «все действительное разумно, все разумное действительно». Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом: 1. Логика: кон-кретизирует развитие идеи в «стихии чистого мышления». Абсолютная идея раскрывает свое содержание через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга категорий (пре-дельно общих понятий). Логика развития подчинена здесь принципу триады: тезис ® анти-тезис ® синтез (Т®А®С) Исходной точкой является понятие бытия как самое общее и, од-новременно, самое бедное (Т); бытие переходит в ничто (А), посредством которого оно себя конкретизирует и проявляет; их синтезом является определенное наличное бытие, нечто. Бу-дучи определенностью, оно обладает качеством (Т¢), которое переходит в количество (А¢) как «снятое качество». Единством качества и количества является мера (С¢) и т. д. Фактически в «Науке логики» Гегель представил генетически взаимосвязанную систему философских ка-тегорий, показав механизмы их развертывания и взаимопереходов.

2. Философия природы: антитезис по отношению к Логике, поскольку здесь идея пе-реходит в свое инобытие. С именем Гегеля иногда связывают одну из первых версий диалек-тики природы (основные стадии развития природы у него – это механика, физика, органика), что не совсем корректно. Для Гегеля развитие в природе происходит не само по себе, но бла-годаря внесению (отчуждению) туда идеи как определенной идеальной цели и проекта раз-вития. Вместе с тем Гегель одним из первых попытался соединить имеющийся научный ма-териал в генетической последовательности.

3) Философия духа: идея возвращается к себе из инобытия (С) посредством человека и истории. Развитие духа Гегель рассматривает как процесс его самоосвобождения от всего наличного и эмпирически зависимого. Первой стадией развития духа, описывающей разви-тие форм сознания от чувственности до интеллекта и свободной воли, является субъектив-ный дух (антропология, феноменология, психология). Вторая стадия – объективный дух («Философия права»), в рамках которой свободная воля индивида восходит до всеобщности. Основные ее стадии: а) абстрактное право как право собственности; б) мораль (право субъ-ективной воли на определение добра и зла); в) нравственность как организация социального поведения индивидов (три формы развития нравственного духа: семья, гражданское обще-ство и государство как высшая «действительность нравственной идеи» в силу ее всеобщно-сти для того или иного народа). Подлинное осуществление объективного духа происходит в истории. «Философия истории» рассматривается им как прогресс в осознании свободы. Схе-ма мировой истории при этом выглядит следующим образом: восточные государства – сво-боден один (правящий деспот); греко-римский мир – свободны некоторые; германский мир (Западная Европа после крушения Рима и принятия христианства) – все свободны. История, так же, как и природа, осуществляется через проекцию в нее духовного начала (историей движут идеи, но они появляются тогда, когда они необходимы). Значимое место в филосо-фии истории Гегеля занимает концепт «хитрости Мирового разума»: человеку кажется, что он свободен и действует сам, однако это не более, чем иллюзия, внушенная ему Мировым разумом. В действительности, развитие идей (духа) происходит безотносительно к человеку, а великая личность появляется лишь в меру исторической необходимости, востребованной духом. Третья стадия диалектики духа – абсолютный дух, в рамках которого мировой дух истории восходит до осознания абсолютной истины. Основными ступенями его осуществле-ния выступают: искусство (красота как чувственное отражение идеального); религия (откро-вение идеального); философия (познание идеального). В «Лекциях по истории философии» Гегель рассматривает историю человеческой мысли как историю самопознания духа. Пола-гая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии.

Философия Гегеля имела огромный резонанс в культуре своего времени. С одной сто-роны, стройность системы, энциклопедически вобравшей в себя основные достижения всей предшествующей философии, науки, культуры. С другой стороны, новый метод познания, названный Гегелем диалектическим в противовес предшествующей метафизике, ориентиро-ванной на рассмотрение мира в его неизменных и абсолютных характеристиках. На после-дующее развитие философии основное влияние оказала не столько система, сколько диалек-тический метод Гегеля.

К характеристикам гегелевской диалектики необходимо отнести следующие:

· представление о существовании объективных законов развития в природе, обществе, культуре;

· учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникнове-ния и разрешения противоречий (триада: тезис – антитезис – синтез);

· разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д.);

· идеалистический характер диалектики (природные и исторические процессы произ-водны от логики саморазвития Абсолютной идеи);

· абсолютизация триады и финалистский характер развития.

Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелев-ском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум «природе человека». Затем на основе крити-ки Гегеля начинают формироваться новые неклассические стратегии философствования (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм). _____________________________________________________ ТЕМА 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.01 с.)