Гносеология как учение о познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гносеология как учение о познании



В.43

 

Гносеология (греч. gnosis – познание, logos – учение) – теория познания – философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия досто-верности. Сам термин появляется только в 1832 г., вместе с тем гносеологическая проблема-тика представлена на всех этапах развития философии.

В античности она кристаллизуется в оппозиции знания (эпистемы) и мнения (доксы), где знание мудреца как теоретически-универсальное и логически непротиворечивое противопо-ставляется пристрастному и изменчивому мнению толпы. Вместе с тем. природа знания здесь подчинена объективному порядку космоса, а гносеология растворена в онтологии.

Центральной гносеологической оппозицией средневековой философии становится про-блема соотношения разума и веры как гарантов истины. Схоластика уже исследует вопросы об источниках и методах познания, однако в целом гносеология подчинена теологии, где ра-зум и вера определяют разные способы отношения к Богу и сотворенному им миру.

Дисциплинарное оформление гносеологии происходит в Новое время, когда возникает ее базовая субъект-объектная оппозиция и акцентируется задача определения источников и условий достоверности человеческих знаний. Классическая гносеология ориентирована на наукообразный идеал истины, которая универсальна, неизменна и абсолютна. Ее гарантом выступают сущностные закономерные связи природной действительности (объекта). При этом познающий эти связи субъект должен сохранять научную объективность, т. е. быть свободным от предрассудков, диктуемых традициями или авторитетом, от психологических пристрастий, от произвольного вмешательства в естественный порядок вещей. Он постули-рует себя как незаинтересованный нейтральный наблюдатель, открывающий истину посред-ством «чистого» разума.

Неклассическая гносеология исходит из коррелятивной взаимосвязи субъекта и объекта познания. Результат (истина) может меняться в зависимости от точки наблюдения или ис-пользуемых при этом средств. При этом субъект никогда не является «чистым разумом», он всегда интегрирован в определенный социокультурный контекст, мировоззренческие гори-зонты которого определяют его познавательные интересы и возможности (наиболее очевид-но подобная социальная ангажированность субъекта отличает социогуманитарное познание). Соответственно, истина имеет не абсолютный, а исторически изменчивый и релятивный ха-рактер, при этом в равной степени на нее может претендовать не только наука, но и другие формы познавательной деятельности.

Для развития гносеологии центральными стали следующие проблемы: · познаваемости мира;

· субъекта и объекта познания;

· структуры познавательного процесса; · истины и ее критериев.


Решение этих проблем предполагает ответ на вопрос о том, что такое познание и в каких формах оно реализуется. Познание – это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Ис-ходными предпосылками познавательной деятельности выступают: а) наличие устойчивых закономерных связей в природной действительности; б) существование познающего эти свя-зи человека, наделенного мышлением, благодаря которому он способен воспроизводить сущностные характеристики мира. Являясь духовной деятельностью, познание одновремен-но обусловливает особый статус человека в Универсуме, поскольку позволяет ему на основе полученных знаний преобразовывать природу и проектировать свои действия.

В качестве универсальной цели и продукта познания выступает совокупность достовер-ных знаний об объекте. Будучи переходом от незнания к знанию, познание начинается с по-становки проблемы (осознания незнания), последующего ее анализа с помощью познава-тельных процедур и методов, завершаясь получением нового знания, которое одновременно очерчивает новый круг проблем (незнания).

По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:

· на решение конкретных жизненных ситуаций (свою максимальную кристаллизацию оно находит в обыденном познании);

· на понимание устойчивых сущностных связей и характеристик мира, лежащих за гра-ницами наличной житейской практики (теоретическое познание, религиозное, мифо-логическое);

· на собственный духовный опыт (самопознание).

Соответственно, познание реализует себя в самых различных формах, отличающихся своим функциональным предназначением в культуре, спецификой языка и используемых средств, характером получаемого знания. В качестве основных форм познания выделяют: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.005 с.)