Техника как объект социально-философского исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника как объект социально-философского исследования



 

Первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. техне – искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей, и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фак-тически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природ-ных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку. Осознание прин-ципиальной специфичности техники по отношению к природе происходит в Новое время. Фр. Бэкон говорит о ней как о «новой природе», созданной на основе строгого научного рас-чета, в то время как «первая природа» редуцируется им к образу человеческой мастерской и кладовой.

Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в.. В качестве «пионеров» этой дисциплины выступили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.). Обусловлено это было, с од-ной стороны, формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфи-ки и статуса в системе научных знаний; с другой стороны, бурным развитием НТП. В связи с переходом НТП в качественно новую стадию – НТР, начиная с 1960-х гг., техника становит-ся объектом системной философской рефлексии.

Проблемное поле философии техники определяется комплексом вопросов: · В чем сущность техники?

· Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры? · Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспективы?

· Таит ли техника в себе угрозу для существования природы и человека? · Можно ли управлять развитием техники?

· В чем специфика технических наук и рациональности?

Техника – исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетво-рения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфе-ра рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой, продолжением работаю-щих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от при-роды (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроективная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов).

В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и ав-томатизированные системы, коммуникации) и субъектную (знания, навыки, технологии) стороны.


Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, науч-ную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня выполняет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жиз-ни.

Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Критерием различения его этапов является пе-ремещение функций деятельности от человека к техническим средствам. Выделяют три ос-новных этапа в развитии техники: 1) орудия ручного труда, служащие для усиления му-скульной силы человека и удлинения его органов; 2) машины, которые уже выполняют ос-новные операции, но при этом человек – необходимое технологическое звено; 3) автоматы, обеспечивающие все технологические операции, в то время как за человеком остаются толь-ко функции контроля и управления.

Технический прогресс включает в себя также ряд качественных (революционных) пере-ходов: 1) неолитическая революция (возникновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводства, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей); 2) промышленная революция к. XVIII в. (овладение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и переходу к крупному машинному про-изводству); 3) современная научно-техническая революция (начиная с 50-х гг. ХХ в. проис-ходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие кибернетики), превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информационных технологий).

Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития. НТП – это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Начало НТП приходится на XVI–XVII вв., когда формируется классическое естествознание, достижения механики начинают использоваться для создания новых технических устройств и механизмов, востре-бованных новым машинным производством.

Начиная с XVI–XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое по-лучило название техногенное. Техногенная цивилизация – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на иннова-цию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал (объект), для утверждения человеческой вла-сти и свободы.

В ХХ в. стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образова-тельного уровня) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологиче-ский, и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т. д.). В зависимо-сти от аксиологических акцентов в современной философии техники выделяют два основных подхода: техницизм и антитехницизм.

Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рассматривает науку и тех-нику в качестве основных двигателей социального прогресса (фактически понятия социаль-ного и научно-технического прогресса здесь отождествляются), полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные коллизии и проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информаци-онного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса).

Антитехницизм (Н. А. Бердяев, Л. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видит в тех-нике и технической рациональности основную угрозу для социального и культурного про-гресса. Техника подчинена утилитарно-прагматическому отношению к природе и к человеку, значимость которых определяется лишь их функциональным статусом в обеспечении непре-


рывной работы конвейера. Возникая как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мега-машины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, со-пряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)