Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника как объект социально-философского исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. техне – искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей, и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фак-тически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природ-ных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку. Осознание прин-ципиальной специфичности техники по отношению к природе происходит в Новое время. Фр. Бэкон говорит о ней как о «новой природе», созданной на основе строгого научного рас-чета, в то время как «первая природа» редуцируется им к образу человеческой мастерской и кладовой. Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в.. В качестве «пионеров» этой дисциплины выступили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.). Обусловлено это было, с од-ной стороны, формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфи-ки и статуса в системе научных знаний; с другой стороны, бурным развитием НТП. В связи с переходом НТП в качественно новую стадию – НТР, начиная с 1960-х гг., техника становит-ся объектом системной философской рефлексии. Проблемное поле философии техники определяется комплексом вопросов: · В чем сущность техники? · Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры? · Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспективы? · Таит ли техника в себе угрозу для существования природы и человека? · Можно ли управлять развитием техники? · В чем специфика технических наук и рациональности? Техника – исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетво-рения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфе-ра рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей). Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой, продолжением работаю-щих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от при-роды (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроективная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов). В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и ав-томатизированные системы, коммуникации) и субъектную (знания, навыки, технологии) стороны. Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, науч-ную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня выполняет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жиз-ни. Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Критерием различения его этапов является пе-ремещение функций деятельности от человека к техническим средствам. Выделяют три ос-новных этапа в развитии техники: 1) орудия ручного труда, служащие для усиления му-скульной силы человека и удлинения его органов; 2) машины, которые уже выполняют ос-новные операции, но при этом человек – необходимое технологическое звено; 3) автоматы, обеспечивающие все технологические операции, в то время как за человеком остаются толь-ко функции контроля и управления. Технический прогресс включает в себя также ряд качественных (революционных) пере-ходов: 1) неолитическая революция (возникновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводства, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей); 2) промышленная революция к. XVIII в. (овладение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и переходу к крупному машинному про-изводству); 3) современная научно-техническая революция (начиная с 50-х гг. ХХ в. проис-ходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие кибернетики), превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информационных технологий). Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития. НТП – это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Начало НТП приходится на XVI–XVII вв., когда формируется классическое естествознание, достижения механики начинают использоваться для создания новых технических устройств и механизмов, востре-бованных новым машинным производством. Начиная с XVI–XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое по-лучило название техногенное. Техногенная цивилизация – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на иннова-цию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал (объект), для утверждения человеческой вла-сти и свободы. В ХХ в. стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образова-тельного уровня) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологиче-ский, и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т. д.). В зависимо-сти от аксиологических акцентов в современной философии техники выделяют два основных подхода: техницизм и антитехницизм. Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рассматривает науку и тех-нику в качестве основных двигателей социального прогресса (фактически понятия социаль-ного и научно-технического прогресса здесь отождествляются), полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные коллизии и проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информаци-онного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса). Антитехницизм (Н. А. Бердяев, Л. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видит в тех-нике и технической рациональности основную угрозу для социального и культурного про-гресса. Техника подчинена утилитарно-прагматическому отношению к природе и к человеку, значимость которых определяется лишь их функциональным статусом в обеспечении непре- рывной работы конвейера. Возникая как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мега-машины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, со-пряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.011 с.) |