Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурные проекции личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на очевидность индивидуального опыта, свою подлинную реализацию «Я» по-лучает лишь в обществе, которое не только задает шкалу единых культурных ценностей, но и определяет степень уникальности каждой отдельной личности. При этом мера индивиду-альности напрямую зависит от ее универсальности: чем больше социальных связей и харак-теристик аккумулирует в своем опыте личность, тем она богаче, ярче и своеобразнее. Меха-низмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом (т. е. целевом). Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные – описывают основные формы жизнедеятельности человека (деятельность и коммуникацию), а телеологические – его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели су-ществования. Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной соци-альной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Она предполагает две встречные тенденции: от общества, транслирующего определенный социально-значимый опыт посредством специальных механизмов и институтов; и от самого индивида, готового воспринять и ассимилировать этот опыт. Соответственно, функции социализации: а) обеспе-чение преемственности поколений, целостности исторического развития и интеграции соци-ума или конкретной социальной группы в единую систему; б) формирование личности в со-вокупности ее социально-значимых и индивидуально-психических характеристик. Выделяют первичную и вторичную социализацию, где первичная завершается получени-ем профессионального образования и началом трудовой деятельности, вторичная определяет последующие коллизии человеческой судьбы (профессиональные, семейные, возрастные и т. д.). Осуществление социализации может протекать как стихийно (например, в группах сверстников), так и целенаправленно, посредством тех или иных социальных институтов. К основным институтам социализации относятся: семья, традиция, образование и СМИ. Осо-бую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это де-ятельность и коммуникация. Деятельность – это способность человека к активному, целена-правленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Ядро деятель-ностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельно-сти, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельно-сти, ее цель, средства, предмет и продукт. Типология деятельности обычно выстраивается в соответствии с выделенными структурными элементами. Виды д еятельности: · по объекту: материально-предметная (труд), социально-историческая (поведение), ду-ховная (творчество); · по субъекту: индивидуальная, коллективная; · по целям: труд (цели диктуются внешними обстоятельствами), игра (цель в самой иг-ре); · по средствам: физический труд (ручной или механизированный), умственная деятель-ность. Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности (Маркс К.: «Одна эпоха отличается от другой не столько тем, что производят, сколько тем, как производят). Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимо-связь двух или более субъектов взаимодействия. Если деятельность описывает способ отно-шения человека к объективированной действительности, то коммуникация характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуа-цию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции. Виды коммуникации: · по природе субъект-субъектной связи: а) автокоммуникация (коммуникативные меха-низмы работы сознания, культурной традиции); б) межличностная коммуникация или общение (стихийный, диалогический характер); в) публичная коммуникация (непо-средственные связи, монологизм, целенаправленно-организованный характер); г) мас-совая коммуникация (опосредована СМИ, ориентирована на массового потребителя, институционально-организованный характер, монологизм); · по целям (Ю. Хабермас): инструментальная (Другой как средство) и коммуникативная (Другой как цель) стратегии; · по средствам (Г. Маклюэн): аудиокоммуникация (доиндустриальные общества и об-щинный тип связей); видеокоммуникация (индустриальные общества, «галактика Гут-тенберга», обеспечившая возможности как автономизации личности, так и ее «тира-жирования», омассовления); синтетическая коммуникация (постиндустриальная куль-тура, СМИ и Интернет как прообраз «глобальной деревни», соединение аудио- и ви-деоэффектов, индивидуализации личности и ее новых форм причастности Другому). Вместе с тем очевидно, что идеализация Интернета как нового средства коммуникации едва ли правомерна. Как и книгопечатание, он будет способствовать не только новым чело-веческим возможностям, но и новым проблемам, среди которых не последнее место займет дефицит реального, а не виртуального общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.008 с.) |