Социокультурные проекции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные проекции личности



 

Несмотря на очевидность индивидуального опыта, свою подлинную реализацию «Я» по-лучает лишь в обществе, которое не только задает шкалу единых культурных ценностей, но и определяет степень уникальности каждой отдельной личности. При этом мера индивиду-альности напрямую зависит от ее универсальности: чем больше социальных связей и харак-теристик аккумулирует в своем опыте личность, тем она богаче, ярче и своеобразнее. Меха-низмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом (т. е. целевом). Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные – описывают основные формы жизнедеятельности человека (деятельность и коммуникацию), а телеологические – его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели су-ществования.

Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной соци-альной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Она предполагает две встречные тенденции: от общества, транслирующего определенный социально-значимый опыт посредством специальных механизмов и институтов; и от самого индивида, готового воспринять и ассимилировать этот опыт. Соответственно, функции социализации: а) обеспе-чение преемственности поколений, целостности исторического развития и интеграции соци-ума или конкретной социальной группы в единую систему; б) формирование личности в со-вокупности ее социально-значимых и индивидуально-психических характеристик.

Выделяют первичную и вторичную социализацию, где первичная завершается получени-ем профессионального образования и началом трудовой деятельности, вторичная определяет последующие коллизии человеческой судьбы (профессиональные, семейные, возрастные и т. д.). Осуществление социализации может протекать как стихийно (например, в группах сверстников), так и целенаправленно, посредством тех или иных социальных институтов. К основным институтам социализации относятся: семья, традиция, образование и СМИ. Осо-бую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения.

Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это де-ятельность и коммуникация. Деятельность – это способность человека к активному, целена-правленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Ядро деятель-ностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельно-сти, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельно-сти, ее цель, средства, предмет и продукт. Типология деятельности обычно выстраивается в соответствии с выделенными структурными элементами.

Виды д еятельности:

· по объекту: материально-предметная (труд), социально-историческая (поведение), ду-ховная (творчество);

· по субъекту: индивидуальная, коллективная;

· по целям: труд (цели диктуются внешними обстоятельствами), игра (цель в самой иг-ре);

· по средствам: физический труд (ручной или механизированный), умственная деятель-ность.

Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности (Маркс К.: «Одна эпоха отличается от другой не столько тем, что производят, сколько тем, как производят). Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимо-связь двух или более субъектов взаимодействия. Если деятельность описывает способ отно-шения человека к объективированной действительности, то коммуникация характеризует сферу межличностных, субъект-субъектных отношений. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие двух как минимум субъектов взаимодействия, обсуждаемую ситуа-цию как своего рода тему или предмет коммуникации, ее цели, сообщения-тексты и средства их трансляции.

Виды коммуникации:

· по природе субъект-субъектной связи: а) автокоммуникация (коммуникативные меха-низмы работы сознания, культурной традиции); б) межличностная коммуникация или общение (стихийный, диалогический характер); в) публичная коммуникация (непо-средственные связи, монологизм, целенаправленно-организованный характер); г) мас-совая коммуникация (опосредована СМИ, ориентирована на массового потребителя, институционально-организованный характер, монологизм);

· по целям (Ю. Хабермас): инструментальная (Другой как средство) и коммуникативная (Другой как цель) стратегии;

· по средствам (Г. Маклюэн): аудиокоммуникация (доиндустриальные общества и об-щинный тип связей); видеокоммуникация (индустриальные общества, «галактика Гут-тенберга», обеспечившая возможности как автономизации личности, так и ее «тира-жирования», омассовления); синтетическая коммуникация (постиндустриальная куль-тура, СМИ и Интернет как прообраз «глобальной деревни», соединение аудио- и ви-деоэффектов, индивидуализации личности и ее новых форм причастности Другому).

Вместе с тем очевидно, что идеализация Интернета как нового средства коммуникации едва ли правомерна. Как и книгопечатание, он будет способствовать не только новым чело-веческим возможностям, но и новым проблемам, среди которых не последнее место займет дефицит реального, а не виртуального общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.004 с.)