Структурно-функциональные характеристики сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональные характеристики сознания



 

Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. Вместе с тем, представляется возможным структурировать также «внутренний» опыт сознания, отли-чающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве пер-вичной конструкции здесь можно говорить о выделении следующих уровней сознания: чув-ственно-эмоционального, абстрактно-дискурсивного, интуитивно-волевого.

· Чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отра-жения, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, в силу чего он все-гда индивидуализирован и многогранен. Выступая как первичный «материал» нашего сознания, чувственность осуществляет себя как глубинная дорефлексивная основа нашего мышления, где лишь ее незначительная часть подвергается специальному осо-знанию и репрезентации в языке.

· Абстрактно-дискурсивный уровень предполагает всеобщность и социокультурную обусловленность своих элементов, фиксацию сущностных характеристик действи-тельности, являющихся результатом логической обработки чувственных данных. Он опосредован языком, отличается максимальной осознанностью и рефлексивностью. Вместе с тем, целый ряд общих знаний в нашем мышлении заданы некритично, где, воспринимая что-то на веру, мы не тратим усилий на «изобретение велосипеда», орга-нично интегрируясь в существующий культурный контекст.

· Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в опыте сознания. Соединяя конкретность первого и всеобщность второго, он фактически очерчивает уникальный опыт самосознания, «Я», специфика которого соотносится либо с общей интуицией «Я» как синтетической целостностью; либо с волей как гарантом нашего свободного выбора; либо со смыслом (со-мыслью) как личностной интерпретаций общих значений. Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания. Когнитивная проекция описывает механизмы воспроиз-ведения и познания свойств действительности, аксиологическая конкретизирует иерархию ценностных ориентаций, регулятивная выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания (см. табл.).

 

Проекции   Уровни Когнитивная Аксиологическая Регулятивная
Чувственно-эмоциональный Ощущение,    вос-приятие, представ-ление Эмоции Чувства
Интуитивно-волевой Интуиция Смыслы Воля
Абстрактно-дискурсивный Понятия, суждения, умозаключения Значения, ценности Вера

 

Вместе с тем, надо иметь в виду, что в реальном опыте сознания достаточно трудно от-граничить чувственное от рационального или волевого. Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность. При этом динамика сознания описы-вается через состояния памяти, внимания и воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания, так и целевое предвосхищение будущего, как чувства, так и разум.

Функциональным ядром сознания выступает мышление, в котором конкретизируются его когнитивные возможности. Мышление – это интеллектуальная деятельность по решению проблем. В отличие от спонтанной активности сознания (поток мыслей, чувств, ассоциаций), мышление целенаправленно (начинается с осознания задачи), а его результаты имеют иде-ально-всеобщий характер и репрезентированы в языке. В классической философии мышле-ние связывалось с идеей разума, под которым понималась способность к логическому рас-суждению.

На сегодняшний день в психологии и философии говорят о двух типах мышления: об-разно-ассоциативном и абстрактно-логическом, где генетически первичным и функцио-нально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление. Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертивен, подчинен «внеш-ним» языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интравертивный опыт об-разного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду. Поток свободных ассоциаций «перебивает» линейную логику разума, а подлинное понимание иде-альных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечи-вающей синхронную целостность рационального и чувственного. Вместе с тем обращение к дорефлексивному опыту сознания одновременно свидетельствует о его имманентной «раци-ональности». Образно-ассоциативный опыт оказывается всегда концептуально нагружен, представляя собой тем самым не столько отказ от разума, сколько его естественное продол-жение. Будучи генетически первичным, он, в свою очередь, трансформируется интеллектом и языком, что позволяет «сглаживать» предзаданную асимметрию мышления и восприни-мать опыт сознания в его органичной целостности и естественности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)