Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии созна-ния. Основное его открытие – это описание сферы бессознательного как наиболее глубинной и определяющей сферы психики. Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения психических заболеваний связана с именем З. Фрейда (1856 –1939). Его первая («топическая») модель психики основа-на на выделении трех основных уровней: · сознание, понимаемое как «поверхностная» структура, объем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли; · предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано; · бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами. Говоря о соотношении этих уровней, Фрейд пишет о «пространственном» и качествен-ном приоритете бессознательного, отличающегося большим разнообразием сюжетов и игра-ющего ключевую роль в психическом опыте, являясь его энергетическим, смысловым и цен-ностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, меха-низмы функционирования которого – это вытеснение (из сознания в бессознательное) и со-противление (бессознательным импульсам). Поиск причин подобной «цензуры» психических данных привел Фрейда к необходимо-сти построения еще одной модели психики, базовыми элементами которой являются: Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (superego). · Оно – бессознательное, базовой интенцией которого является принцип удовольствия. Либидо (лат., влечение, желание) как особая жизненная энергия, основанная на стрем-лении к удовольствиям (самые сильные из которых – сексуальные), определяет основ-ные интенции бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо как сексуальной энергии более емким понятием Эрос, одновременно противопоставляя его, как влечение к жизни, Танатосу (стремлению к смерти). · Я – синтетическое начало личности, подчиненное принципу реальности, т. е. необхо-димости адаптации к той или иной социальной среде. · Сверх-Я – сфера должного, вбирающая в себя совокупность легитимных норм и пра-вил поведения, а также запретов и табу. Сверх-Я определяется инстанцией Я-идеального, несовпадение с которым заявляет о себе чувствами страха, стыда, совести. По своим интенциям Я и Сверх-Я противонаправлены Оно с его принципом удоволь- ствия. При этом Я оказывается ареной борьбы желания и долга. Формирование Я осуществляется как процесс его идентификации, т. е. уподобление себя тому или иному значимому Другому. Фрейд характеризует ее как форму эмоциональной свя-зи с родителями, благодаря которой осуществляется интроекция (перенесение внутрь себя) сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Внешний конфликт между сыном и отцом, обуславливающий ситуацию Эдипова комплекса, тем самым переносится во внутренний опыт личности, в рамках которого опре-деляющим становится напряжение между Я-реальным и Я-идеальным (идеализированным образом отца, на которого хочется быть похожим). Первичное Я-идеальное впоследствии трансформируется в опыт Сверх-Я как систему общезначимых моральных норм и запретов. Энергетика же Оно сублимируется (переключается, перегоняется) на социально приемлемые формы творчества. Изначально конфликтная природа Я, а также родительские недочеты в психосексуальном развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических рас-стройств. Лечение психики предполагает выявление глубинных детских комплексов и стра-хов посредством метода свободных ассоциаций и анализа сновидений (сфера, где бессозна-тельное проявляет себя наиболее значимо). Понимание подлинных причин заболеваний, их дешифровка способствуют освобождению от застарелых страхов и выздоровлению. Последующее развитие психоанализа было связано с продолжением фрейдовской редук-ции психического к бессознательному и одновременным преодолением пансексуализма его позиции, рассмотрением бессознательного не только как природного, но и социального обра-зования. Среди основных психоаналитических тенденций можно выделить следующие: а) структурно-символический психоанализ (К. Г. Юнг, Ж. Лакан); б) неофрейдизм (А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон и др.); в) фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе); г) экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Э. Фромм).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.009 с.) |