Философские учения Древнего Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские учения Древнего Китая



 

В.10

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизо-ванного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регла-ментирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной ста-бильности и порядка.

Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфу-цианстве, возникновение которого (VI в. до н. э.) знаменовало начало золотого века китай-ской философии, известного как период «ста школ» (VI–III вв. до н. э.). Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли: конфуианство,

даосизм,

м оизм,

л егизм,

школа «инь-ян»

школа имен.

В.11

Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией. Основа-тель конфуцианства – легендарный мудрец Конфуций (551–479 гг. до н. э.), суждения и афо-ризмы которого собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания – вопросы о нравствен-ной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие – жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в со-ответствии с «принципом взаимности»: «чего не желаешь себе, того не делай другим». Кон-кретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуа-лу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одно-временно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мо-тивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным вы-полнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобаю-щее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По анало-гии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель – это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Подне-бесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был дао-сизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала канониче-ским даосским текстом. Центральное понятие даосизма – дао (букв. – путь, дорога), обозна-чающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека – это следование дао, согласование своего пове-дения с абсолютным дао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение прин-ципа у вэй (букв. – недеяние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя рас-творения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуциан-ству, духовного полюса китайской культуры.

В целом, китайскую философию характеризует: а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта; б) традицио-нализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип ор-ганизации философских школ и текстов, с другой; в) литературно-афористичный стиль из-ложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.)