Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские учения Древнего Китая
В.10 Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизо-ванного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями светского знания и образования. При этом в отличие от остальных цивилизаций древности, доминирующим регулятором социальной практики становится не религия, а ритуал, регла-ментирующий все сферы общественной жизни и выступающий гарантом социальной ста-бильности и порядка. Свое идеологическое выражение взгляды образованного чиновничества нашли в конфу-цианстве, возникновение которого (VI в. до н. э.) знаменовало начало золотого века китай-ской философии, известного как период «ста школ» (VI–III вв. до н. э.). Вместе с тем в более поздних классификациях было выделено шесть основных течений китайской мысли: конфуианство, даосизм, м оизм, л егизм, школа «инь-ян» школа имен. В.11 Основное значение для интеллектуальной и социокультурной эволюции Китая имело конфуцианство, ставшее во II в. до н. э. официальной государственной идеологией. Основа-тель конфуцианства – легендарный мудрец Конфуций (551–479 гг. до н. э.), суждения и афо-ризмы которого собраны в книге «Лунь Юй». В центре его внимания – вопросы о нравствен-ной природе человека, о семье и об управлении государством. Центральное понятие – жень (человек, человеколюбие), определяющее закон идеальных отношений между людьми в со-ответствии с «принципом взаимности»: «чего не желаешь себе, того не делай другим». Кон-кретизацией этого принципа является понятие ли как благопристойность, следование ритуа-лу и этикету, которые, выполняя функцию регуляторов человеческих взаимосвязей, одно-временно выступали гарантами социальной и мировой гармонии. Основная внутренняя мо-тивация человеческих действий, согласно Конфуцию, связана с долгом (и) как честным вы-полнением тех обязанностей, которые ему предписаны Небом (тянь), судьбой. При этом каждый должен максимально соответствовать своему статусу, не претендуя на неподобаю-щее ему место. Началом, образующим все человеческие качества, выступает семья, в силу чего почтительное отношение к старшим лежит в основе конфуцианского ритуала. По анало-гии с семейными связями выстраивается и государственная иерархия (правитель – это отец своих подданных), и структура космоса в целом (небо, земля, человек). Гармония в Подне-бесной осуществляется при условии: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».
Второй по значимости школой в Китае и основной оппозицией конфуцианства был дао-сизм. Основателем его считается Лао-цзы, книга которого («Дао дэ цзин») стала канониче-ским даосским текстом. Центральное понятие даосизма – дао (букв. – путь, дорога), обозна-чающее, с одной стороны, универсальный закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом; с другой стороны, дао – это истина, пребывающая в безусловности вечности и покоя. Предназначение человека – это следование дао, согласование своего пове-дения с абсолютным дао Вселенной. Основанием данного пути является соблюдение прин-ципа у вэй (букв. – недеяние), понятого как отсутствие внешнего целеполагания во имя рас-творения своего «Я» в естественном порядке вещей. Высшим результатом и целью данного пути провозглашалось бессмертие, для обретения которого в даосизме была разработана оригинальная система алхимии: внешней, ориентированной на изобретение медицинских снадобий, и внутренней, основанной на использовании разнообразных психотехник. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы, что одновременно позволило даосизму выступить в качестве второго, по отношению к светскому конфуциан-ству, духовного полюса китайской культуры. В целом, китайскую философию характеризует: а) отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта; б) традицио-нализм как отражение идеала социальной стабильности, с одной стороны, и как принцип ор-ганизации философских школ и текстов, с другой; в) литературно-афористичный стиль из-ложения, обусловленный символической спецификой базовых категорий и иероглифической письменностью.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.) |