Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление классической науки

Поиск

И исследовательские программы Нового времени

В.19

Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм – з адача позна-ния видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.

Этому способствовало:

– развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих раз-нообразных знаний;

– завершение создания экспериментально-математического естествознания;– ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;

– синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для ко-торого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;

– дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, по-сле чего мир развивается самостоятельно;

– оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему при-роды и механизмов познания, и формирование методологических программ научной дея-тельности;

– изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.

Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответ-ствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации система-тических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих за-дач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут счи-таться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).

 

В.20

В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 фило-софско-методологические и 2 научные.

1. Ф илософско-методологическая программа эмпиризма ( Ф. Бэкон)

Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человеческом понимании истинный образ мира… А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория пол-ностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы ро-да и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносео-логических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685 -1753) и Д. Юма (1711-1776).

2. Ф илософско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596 -1650).

Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находит-ся в самодостоверности «я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект по-знания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «…к нашей природе… причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь...». Единствен-ное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и филосо-фии, и науки – важные составляющие дедуктивно- рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятель-ность организуется в соответствии с универсальными предпосылками – «врожденными иде-ями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт. «Рассуждение о методе»).

Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626 -1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646 -1716).

3. Атомистическая программа (П. Гассенди (1592-1655); Р. Бойль (1627-1691)).

Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его науч-ное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атоми-стов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др.

4. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727).

В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог – великого часов-щика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Нью-тон создал первую научную физическую теорию, задача которой изучить природу («Матема-тические начала натуральной философии»). Он разработал методологические принципы фи-зического познания, называемые им «правилами философствования», ориентирующие уче-ных на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы:

1) опыт – основной источник наших знаний;

2) общие законы природы познаются путем и ндукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам);

3) из этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, прове-ряемые экспериментом.

На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для кото-рого характерны: ориентация на эксперимент; использование преимущественно индуктив-ного способа получения нового знания; механицизм, т. е. сведение любого изучаемого про-цесса к законам механики.

Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном по-знании мира.

В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновение государства. Т. Гоббс («Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества – это «война всех против всех», т. к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) монархия – наилучшая форма правления, но допустимы и другие; По версии Дж. Локка («Трактаты о государственном правлении»), 1) для естествен-ного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей лично-стью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство – результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) раз-деление властей – основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора.

Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.)