Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление классической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И исследовательские программы Нового времени В.19 Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм – з адача позна-ния видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки. Этому способствовало: – развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих раз-нообразных знаний; – завершение создания экспериментально-математического естествознания;– ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности; – синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для ко-торого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта; – дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, по-сле чего мир развивается самостоятельно; – оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему при-роды и механизмов познания, и формирование методологических программ научной дея-тельности; – изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания. Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответ-ствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации система-тических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих за-дач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут счи-таться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).
В.20 В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 фило-софско-методологические и 2 научные. 1. Ф илософско-методологическая программа эмпиризма ( Ф. Бэкон) Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человеческом понимании истинный образ мира… А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория пол-ностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы ро-да и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносео-логических концепциях Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685 -1753) и Д. Юма (1711-1776). 2. Ф илософско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт, 1596 -1650). Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находит-ся в самодостоверности «я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект по-знания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «…к нашей природе… причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь...». Единствен-ное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и филосо-фии, и науки – важные составляющие дедуктивно- рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятель-ность организуется в соответствии с универсальными предпосылками – «врожденными иде-ями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт. «Рассуждение о методе»). Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль (1626 -1662), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646 -1716). 3. Атомистическая программа (П. Гассенди (1592-1655); Р. Бойль (1627-1691)). Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его науч-ное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атоми-стов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др. 4. Механистическая программа И. Ньютона (1642-1727). В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог – великого часов-щика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Нью-тон создал первую научную физическую теорию, задача которой изучить природу («Матема-тические начала натуральной философии»). Он разработал методологические принципы фи-зического познания, называемые им «правилами философствования», ориентирующие уче-ных на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы: 1) опыт – основной источник наших знаний; 2) общие законы природы познаются путем и ндукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам); 3) из этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, прове-ряемые экспериментом. На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для кото-рого характерны: ориентация на эксперимент; использование преимущественно индуктив-ного способа получения нового знания; механицизм, т. е. сведение любого изучаемого про-цесса к законам механики. Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном по-знании мира. В этот же период Т. Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704) разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновение государства. Т. Гоббс («Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества – это «война всех против всех», т. к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) монархия – наилучшая форма правления, но допустимы и другие; По версии Дж. Локка («Трактаты о государственном правлении»), 1) для естествен-ного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей лично-стью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство – результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) раз-деление властей – основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора. Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.008 с.) |