Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политические концепции философии ПросвещенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.21 Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Ев-ропе и Америке XVIII в., связанной с преодолением феодальных сословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры ей харак-терен антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия). Выделяют английское Просвещение (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), фран-цузское (Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и др.), немецкое (И. Г. Гердер, И. В. Гѐте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т. Джефферсон), русское (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и т. д. Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального про-гресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Идейным центром Просвещения стала издаваемая Д’Аламбером и Дидро17-томная «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751–1780), статус которой опреде-лялся тем, что трансформация обстоятельств должна осуществляться на основе их доско-нального знания, а совершенствование человека возможно через его воспитание и просвеще-ние.
В.22 В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали тео-рии естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества). Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утвержде-ния была рационально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как цар-ство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент приро-ды изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесооб-разному действию (труду) и праву на его результаты. Теория общественного д оговора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми, государство – это результат добровольного соглашения людей, за-ключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просве-щение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования госу-дарства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Со-гласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (неспра-ведливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последова-тельном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека. Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоле-ние естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвеще-ния государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовле-творение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданское общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого, по сравне-нию с государством, социального состояния. Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества, а применительно к Франции и Америке – в непосредственной подготовке Великой французской революции и Войны за независимость. Ряд положений работы Руссо «Об общественном договоре» вошел в американскую «Декла-рацию независимости» и французскую «Декларацию прав человека и гражданина».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.009 с.) |