Философия и национальное самосознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и национальное самосознание



 

4. 1. Русская философия: основные темы и тенденции развития 4.2. Философская мысль Беларуси

 

Русская философия: основные темы и тенденции развития

В.31

Философская мысль в России стала кристаллизацией духовных интенций русской куль-туры в целом, уникальность исторического пути которой одновременно определяет особую востребованность русского философского наследия в современном дискурсе. Специфика ци-вилизационного развития в России связана с ее геополитическим положением, выступаю-щим как пространство встречи Востока и Запада. Элементами восточного типа здесь являют-ся: а) сельская община и невыраженность частного интереса; б) мощное централизованное государство, основанное не на власти закона, но на личном авторитете монарха. Запад кон-кретизирован в духовном приоритете христианства, акцентировавшего уникальный творче-ский статус человека в природе, его полномочия на радикальную трансформацию действи-тельности.

Именно с христианством в его греко-византийском варианте связаны первые философ-ские поиски православно-русской культуры. На протяжении практически тысячелетнего раз-вития Руси (X–XIX вв.) философское знание было подчинено религиозной практике. Пись-менность и грамотность пришли сюда вместе с христианством, что обусловило особый, от-личный от западного эталон истины и мудрости. В этот период оформляются базовые миро-воззренческие установки, получившие впоследствии теоретическое выражение в системах русской философии. К ним относятся:

· онтологизм (рассмотрение мира не в его пассивной подчиненности человеку, но как сферы осуществления Божественной Премудрости, Софии);

· антропологизм и психологизм как интерес к внутреннему опыту личности, акцент на ее подвижническом статусе в мире;

· подчинение истины идеалам справедливости (истина не как факт, но как правда);

· эсхатологизм как установка не столько на мир сущего, сколько должного, обновлен-ного светом Божественной истины и справедливости;

· мессианизм («Москва – Третий Рим», хранитель истинной веры и гарант будущего спасения человечества).

Формирование собственно русской философии относится к сер. XIX в., когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией; а, с другой, наблюдается рост национально-патриотического самосознания. Импульсом стали «Филосо-фические письма» П. Я. Чаадаева (опубл. в 1836 г.), где с прозападных позиций острой кри-тике была подвергнута российская история (вневременность, отсутствие прогресса) и реаль-ность (внешнее заимствование западных образцов при одновременной внутренней косности и самодовольстве). Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофилов (40–60-е гг.) по по-воду исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре.

Западники (радикальное направление – В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, уме-ренное – Т. Н. Грановский, П. В. Анненков, либеральное – В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Е. Корш) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений (в первую очередь, отмены крепостного права), развития наук и об-разования как факторов прогресса. Наследниками идеологии западничества стали русские народники и марксисты.

Славянофилы («старшие» – И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, «младшие» – И. С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский и др., «поздние» – Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума, что привело к разрыву органичных свя-зей с жизнью, традицией, обществом. Идеализируя русскую историю, они считали, что Рос-сия как хранительница Православия, Самодержавия и Народности (общинности, нравствен-ности) призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в фи-лософии всеединства В. С. Соловьева (1853–1900), которая одновременно стала попыткой соединения Запада и Востока, православия и католицизма, разума и интуиции. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуации как Божественно-единого, так и конкретно-множественного, посредством кото-рого единое себя проявляет. Силой, устремляющей божественное к земному, а земное к бо-жественному, выступает София, символизирующая Божественную Премудрость и Любовь. Возвращая мир к Богу, София «собирает Вселенную», приходя на уровне человека к инте-грации сущего в мысли, сознании. Вместе с тем, подлинное всеединство осуществится не в «царстве» человека, но Богочеловечества, в рамках которого произойдет тотальное преобра-зование мира в соответствии с высшими эталонами истины, блага и красоты. Являясь целью истории, Богочеловечество должно быть обеспечено самими людьми, где в качестве его важнейшего условия выступает «всемирная теократия» (воссоединение церквей) как гарант соборного единения человечества (соборность – одно из базовых понятий русской филосо-фии, предполагающее такой тип общности, в котором не происходит умаление индивиду-ального, а единство достигается за счет общей темы или дела).

Рубеж XIX–XX вв. характеризуют как «золотой век» русской философии («русский фи-лософский ренессанс»). Наиболее ярким явлением этого периода стало последующее разви-тие философии всеединства в творчестве П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосско-го, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, В. Ф. Эрна и др. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.). Одновременно здесь представлены и практически все стратегии мировой философии: феноменология (Г. Г. Шпет, С. Л. Франк), экзистенциализм (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), персонализм (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин), структурализм (Р. О. Якобсон, В. Я. Пропп, Н. С. Трубецкой и др.), позитивизм (А. А. Богданов, П. Л. Лавров, В. В. Лесевич), неокантианство (А. И. Введен-ский, Г. И. Челпанов), марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

Развитие русской философии было прервано событиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли и по решению большевистского правительства подавляю-щее большинство философов были высланы из страны, продолжая свою деятельность уже в эмиграции. Развитие философии в СССР по преимуществу было подчинено идеологии марк-сизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мыс-ли, переинтерпретацией ее содержания в условиях интегративных процессов современности.

 

 

Философская мысль Беларуси

 

 

В.32

Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется исторически-ми, геополитическими и социокультурными факторами:

– отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (терри-ториально белорусские земли входили в состав других государственных систем – ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи);– ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политиче-ского, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;

– трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);

– невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным язы-ком, т. к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;

– отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со вто-рой половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.

– становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимуще-ственно в рамках доминирующих в культуре воззрений – религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке про-блем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями.

Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования.

Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапа-ми:

Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси пе-риода принятия христианства (X-XII вв.), имевшего для белорусских земель большое значе-ние благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Ту-ровский, Ефросиния Полоцкая, т. к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. По-зитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обра-щением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священно-го Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслуга усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей.

Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (XVI- первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тишкевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрож-дения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, ко-торое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права. Реформационное движение, направленное на пересмотр основных догматов католицизма, было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трех ипостасях Бога). Одним из ее теоретиков был С. Будный, который критиковал не только учение о триединстве Бога, но и утверждения церкви о божественном происхождении Христа, существовании за-гробного мира и т. д. Вместе с тем, он писал, что берет основы или начала познания не из философии, а из Священного Писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, вещь, данная человеку от природы, а не изобретение философского ума («Абарона ўрада»).

Третий этап – д оминирование схоластической философии (конец X VII-первая половина XVIII вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, и в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристо-теля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Проблемы, тради-ционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыс- лителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской фило-софии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей (С. Полоцкий). Полной аль-тернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского.

Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII- первая половина XIX вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только по-знать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание – ос-новной механизм формирования свободного человека и установления справедливого обще-ства. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих со-обществ – физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели), ак-туализировавших социально-философскую проблематику (права и свободы человека, диа-лектика личности и общества, пути восстановления государственности и т. д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я. Чечота, А. Нарушевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др.

Пятый этап – н ационально-демократические идеи в б елорусской о бщественной мысли (вторая половина XIX – начало XX вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями националь-но-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богуше-вич, М. Богданович, Э. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др,). Философски значимой стано-вится тема национального самосознания и национальной идентичности в работе И. Абдира-ловича «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду» и философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!».

Шестой э тап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20 -80-е гг. ХХ в.), в рамках которой проводились исследования в области:

– истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С. Подокшин и др.);

– философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.); – теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.);

– социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др.); – философии культуры (Н. Крюковский и др.).

В 90-е годы ХХ в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мыс-ли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.


___________________________________________________________________       ТЕМА 5

 

Метафизика и онтология

 

5.1. Понятие метафизики и ее статус в историко-философской традиции 5.2. Онтология как философское учение о бытии

5.3. Философское учение о материи

5.4. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма

5.5. Диалектика как философская концепция развития, ее основные прин-ципы, законы, категории. Исторические формы диалектики

5.6. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени

5.7. Понятие природы в философии и науке

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.019 с.)