Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство и многообразие культурно-исторического процесса

Поиск

 

Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях.

Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифи-цировать по: а) типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени); б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направлен-ностью); в) культурно-стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества); г) формам (автономные формы организа-ции культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером использу-емых средств и языка, природой создаваемых ценностей).

А) По типам деление культуры может быть представлено:

· в историческом аспекте (например, культура античности, средних веков, Возрожде-ния, Нового времени, модерна, постмодерна);

· в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток; национальные культуры). Б) По сферам выделяют:

· материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спе-цификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления);

· духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутрен-него мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени).

В) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измере-нии следующие уровни:

· элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществ-ляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, стано-вящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в социокуль-турной динамике);

· народная культура (характеризуется традиционностью; опорой на широкие слои насе-ления, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов; выпол-няет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности);

· массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризу-ется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потре-бителя; возникая с развитием СМИ в ХХ в., наивностью и незамысловатостью сюже-тов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» по-следней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксаци-онно-терапевтические и информационные функции).

В горизонтальном измерении культурно-стратификационные подсистемы представлены комплексом субкультур, особое место среди которых занимают маргинальные культуры и контркультура.

· Субкультура – локальное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями, нрава-


ми. Субкультуры определяют «мозаичный» характер современных обществ, обуслов-ленный дифференциацией и специализацией населения. Они возникают либо как по-зитивная реакция на социальные запросы (например, профессиональные субкульту-ры), либо как оппозиция официальным структурам (нонконформистские молодежные субкультуры).

· Маргинальная культура – «совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного кано-на, как чуждые и враждебные» (М. Р. Жбанков). Феномены маргинальности (погра-ничья) связаны с девиантными формами поведения и мышления, причины которых лежат в неприятии настоящего, либо в силу укорененности в прошлом, либо благодаря устремленности в будущее.

· Контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, нахо-дящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее за-мену в качестве нового культурного канона. Термин возникает в 60-е гг. ХХ в. приме-нительно к альтернативным тенденциям молодежной культуры этого времени. На се-годняшний день понятие контркультуры проецируется на различные ситуации куль-турных инноваций, фиксирующих ситуацию культурного кризиса и претендующих на построение нового культурного пространства.

Г) К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку.

Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диа-логическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культур-ных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, одна-ко, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культу-ры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.


___________________________________________________________________ Т ЕМА 10

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.008 с.)