Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство и многообразие культурно-исторического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифи-цировать по: а) типам (устойчивые интегральные культурные образования, сохраняющие свою сущностную специфику на протяжении длительного промежутка времени); б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направлен-ностью); в) культурно-стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культурного творчества); г) формам (автономные формы организа-ции культурного творчества, отличающиеся целевыми ориентациями, характером использу-емых средств и языка, природой создаваемых ценностей). А) По типам деление культуры может быть представлено: · в историческом аспекте (например, культура античности, средних веков, Возрожде-ния, Нового времени, модерна, постмодерна); · в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток; национальные культуры). Б) По сферам выделяют: · материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей, создание материальных ценностей, спе-цификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); · духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутрен-него мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени). В) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измере-нии следующие уровни: · элитарная культура (имеет инновационно-творческий характер, поскольку осуществ-ляет профессиональное производство новых культурных ценностей и текстов, стано-вящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в социокуль-турной динамике); · народная культура (характеризуется традиционностью; опорой на широкие слои насе-ления, что связано с простотой и доступностью транслируемых здесь текстов; выпол-няет функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности); · массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризу-ется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потре-бителя; возникая с развитием СМИ в ХХ в., наивностью и незамысловатостью сюже-тов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» по-следней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксаци-онно-терапевтические и информационные функции). В горизонтальном измерении культурно-стратификационные подсистемы представлены комплексом субкультур, особое место среди которых занимают маргинальные культуры и контркультура. · Субкультура – локальное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностными ориентациями, языком, обычаями, нрава- ми. Субкультуры определяют «мозаичный» характер современных обществ, обуслов-ленный дифференциацией и специализацией населения. Они возникают либо как по-зитивная реакция на социальные запросы (например, профессиональные субкульту-ры), либо как оппозиция официальным структурам (нонконформистские молодежные субкультуры). · Маргинальная культура – «совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного кано-на, как чуждые и враждебные» (М. Р. Жбанков). Феномены маргинальности (погра-ничья) связаны с девиантными формами поведения и мышления, причины которых лежат в неприятии настоящего, либо в силу укорененности в прошлом, либо благодаря устремленности в будущее. · Контркультура – наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, нахо-дящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее за-мену в качестве нового культурного канона. Термин возникает в 60-е гг. ХХ в. приме-нительно к альтернативным тенденциям молодежной культуры этого времени. На се-годняшний день понятие контркультуры проецируется на различные ситуации куль-турных инноваций, фиксирующих ситуацию культурного кризиса и претендующих на построение нового культурного пространства. Г) К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диа-логическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культур-ных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, одна-ко, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культу-ры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом. ___________________________________________________________________ Т ЕМА 10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.008 с.) |